WordPress

Выездные проверки страховых взносов

Выездные проверки страховых взносов - картинка 1
Полезная информация на тему: "Выездные проверки страховых взносов"с комментариями спецалистов.

Как проходят проверки ПФР

Предприниматели подвергаются контролю со стороны различных инстанций, в том числе и Пенсионного фонда. ПФР осуществляет плановые камеральные и выездные проверки. Что именно вызывает интерес ревизоров от ПФР, как именно проходит сама процедура и что в связи с этим нужно иметь в виду предпринимателю? Будем разбираться.

Для чего нужна проверка ПФР

Представители Пенсионного Фонда Российской Федерации могут подвергнуть процедуре проверки любого предпринимателя, использующего наемный персонал. Законодательная обязанность руководителя – выступать страхователем для своих сотрудников, то есть начислять сотрудникам средства для уплаты взносов в ПФР и перечислять их по назначению (ст. 303 ТК РФ).

Цель ревизии – выяснение корректности исчисления и своевременности уплаты в полном объеме предусмотренных законом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если в результате проверки выявляются нарушения, представители ПФР уполномочены накладывать на виновных предусмотренные законом санкции (о них подробнее ниже).

Чем регламентируются проверки ПФР

Сотрудники ПФР при проведении ревизии должны руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Методические рекомендации по проведению проверок, выпускаемые и утверждаемые Правлением ПФР (постоянно обновляются).
  • Федеральный закон № 212 от 24 июля 2009 года «О взносах в Пенсионный Фонд РФ».
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  • Налоговый Кодекс РФ.

Два типа проверок Пенсионного фонда

ПФР может производить два типа проверок:

  • камеральную – при каждой подаче соответствующей отчетности;
  • выездную – плановую ежегодно или внеплановую.

Камеральная проверка ПФР

Этот вид проверки является основным для ПФР. Он осуществляется часто – один раз в квартал, после того как была предоставлена ежеквартальная отчетность работодателя по уплате страховых взносов. Камеральная проверка означает ревизию полученных из отчетов данных.

Особенности проведения камеральной проверки ПФР

  1. Для нее не нужно специальное разрешение руководства: сотрудник территориального отделения ПФР осуществляет ее просто по служебному заданию, собственному решению.
  2. Для этого типа проверок не утверждаются планы.
  3. Место проведения проверки – региональное отделение Пенсионного Фонда.
  4. Сроки проведения – 90 дней с момента предоставления отчетности.
  5. Перечень запрашиваемых для проверки документов является открытым: если предоставленные данные не устроили ПФР, она вправе запросить любую необходимую документацию дополнительно.

Что проверяют камеральным способом

Анализу подвергаются данные из отчетности по следующим направлениям:

[1]

  • принадлежность выплаченных страховых взносов данному работодателю (идентификация);
  • подан ли расчет уплаты взносов вовремя;
  • арифметическая проверка (сопоставление с предыдущими показателями);
  • анализ на достоверность (по другим имеющимся в ПФР данным);
  • правильно ли выбран тариф для исчисления и верно ли рассчитаны по нему взносы;
  • полностью ли перечислены взносы и вовремя ли это сделано.

Результаты камеральной проверки ПФР

Наилучший вариант – если проверка прошла успешно, предприниматель об этом не информируется. Если выявлены какие-либо отклонения от нормы, возможны варианты последующих процедур в зависимости от характера нарушений.

ВНИМАНИЕ! Вынесенное решение плательщик вправе обжаловать в вышестоящем органе или судебной инстанции в течение 30 дней со дня вручения.

Выездная проверка ПФР

Это более сложный вид ревизии, проводящийся не чаще 1 раза в 3 года. Такая проверка длится около 2 месяцев, так как связана с плотным изучением документации на месте. Ее цель – контроль правильности расчета пенсионных начислений.

Важные моменты выездной проверки

  1. Планово проводится совместно с проверкой ФСС (ч. 3 ст. 33 ФЗ № 212).
  2. Внеплановые проверки происходят по отдельности.
  3. Захватывают период, не превышающий 3 календарных лет «тому назад» от вынесения решения о проверке.
  4. Руководство ПФР может приостанавливать и возобновлять выездную проверку:
    • для истребования дополнительных документов (их можно предъявлять в виде заверенных копий);
    • для получения сведений от иностранных органов контроля в рамках действия международных договоров;
    • для перевода полученных сведений на государственный язык.
  5. Страхователя проверяют на его территории, для чего он должен выделить ревизорам отдельное помещение. При отсутствии такой возможности проверка может переместиться на территорию регионального отделения ПФР (п. 1 ст. 35 ФЗ № 212).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении проверки. Как правило, сразу предъявляется и требование о предоставлении конкретных документов. Количество и наименование объектов проверки не ограничено.

Что изучают специалисты при выездной проверке

Глубокому анализу подвергается информация из следующих документальных источников:

  • учетная документация;
  • отчетность бухгалтерии, в том числе первичка и регистры учета;
  • расчеты по уплаченным ранее страховым взносам;
  • кассовые, банковские бумаги;
  • лицензии;
  • финансовые документы (книги доходов и расходов, ордера, ведомости, кассовые книги и др.);
  • договоры и допсоглашения;
  • приказы руководства;
  • документы индивидуального учета в системе ПФР.

При сплошной проверке анализируют все документы, имеющие отношение к страховым взносам в ПФР. Выборочная проверка позволяет ограничиться отдельными статьями отчетности.

Что ищут проверяющие

Предоставленная отчетность изучается на предмет обнаружения нарушений в исчислении, сроках или полноте уплаты пенсионных страховых взносов. Проверке подлежат:

  • корректность определения размера взносов;
  • база, по которой начисляются взносы;
  • суммы, не входящие в базу для исчисления платежей;
  • правильность применения тарифа;
  • обоснованность применения льготного тарифа;
  • время предоставления расчетов и их полнота;
  • полностью ли и вовремя перечисляются страховые взносы.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Ревизоров интересует главным образом то, не скрывают ли плательщики часть средств от включения в базу для расчета страховых начислений, например, путем «серых» и «черных» зарплат, необоснованного применения пониженного тарифа, гражданских договоров, необязательных к заключению и др.

Результат выездной проверки

По истечении срока проверки составляется справка о ее проведении. На ее основании на протяжении 2 месяцев составляется акт. После того как он будет подписан, его вручат плательщику в течение 5 дней. После этого у работодателя есть 15 суток для возражений, а у ПФР после рассмотрения возражений – декада для оформления решения о привлечении к ответственности или отказе в нем.

Получив решение, предприниматель должен помнить, что оно вступит в силу спустя 10 дней, а обжаловать его можно еще 3 месяца.

http://assistentus.ru/proverki/pfr/

Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР

Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции. Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды — ПФР и ФСС. Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС. Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, пониженных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим ниже.

Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:

Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду. На камеральную проверку отводится три месяца со дня отправки отчета, поэтому требование об устранении расхождений и ошибок по отчету за I квартал, отправленному 20.04.2018, могут прийти даже в июле.

Результат «камералки» может послужить поводом для выезда на территорию страхователя с целью проверки.Сроки выездной проверки должны быть прописаны в решении о ее проведении..

Выездная проверка преимущественно проходит по адресу работы плательщика (ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).Такой проверке предшествует вынесенное и оформленное Фондом решение. Если решение отсутствует, предприятие может отказать в проверке.

Максимальный срок для выездной проверки — 2 месяца. Иногда срок могут увеличить до 6 месяцев.

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Попробовать

Что проверяет ФСС

С 01.01.2017 в ФСС отчитываются только по взносам на травматизм. Поэтому порядок проверок изменился.

Выездные проверки ФСС по-прежнему будет проводить. Область проверки будет зависеть от проверяемого периода. Полноту и правильность расчета страховых взносов за периоды до 01.01.2017 будут проверять специалисты Фонда.

Проверки, затрагивающие 2017 год и далее, будут касаться лишь взносов на травматизм и пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также будут проводиться выездные проверки совместно с ФНС.

ФСС РФ проверяет начисление и уплату взносов по видам страхования, компенсационные выплаты родителям детей-инвалидов, больничные пособия, социальные пособия и т п.

Основной отчет, который проверяет Фонд, — 4-ФСС.

На выездной проверке сотрудники Фонда анализируют расчеты взносов, целевое использование денег на выплату пособий и т п.

Завершающий этап выездных проверок — составление акта.

Также существуют внеплановые выездные проверки, проходящие при:

  • ликвидации или реорганизации;
  • обращении страхователя за выделением средств;
  • жалобе сотрудника на ошибочный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

[2]

По требованию Фонда проверяемой организации подлежит представить заверенные копии документов, доказывающие верность расчетов и уплату страховых взносов.

На практике специалисты ФСС чаще всего запрашивают:

  • табели;
  • листки нетрудоспособности;
  • зарплатные ведомости;
  • трудовые книжки;
  • договоры гражданско-правового характера;
  • акты о производственных травмах и т.д.

Что проверяет ПФР

Пенсионный фонд до 2017 года контролировал расчет и уплату взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. С 2017 года данный контроль перешел к ФНС.

ПФР может проверить расчеты взносов за периоды до 2017 года. Для проверки специалисты Фонда могут запросить следующие документы (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34Р):

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • баланс;
  • карточки и анализ бухгалтерских счетов, касающиеся взносов;
  • банковскую выписку и т.д.

Кто в зоне риска

У ПФР и ФСС разработаны критерии, которые позволяют отобрать организации для плановых выездных проверок. В частности, подобные критерии были изложены в письме ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Внимание фондов, а теперь и ФНС, могут привлечь:

  • расходы, финансируемые за счет денежных средств ФСС РФ;
  • представление отчетности с опозданием;
  • необлагаемые выплаты;
  • применение пониженных тарифов;
  • несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;
  • задолженность по взносам несколько периодов подряд;
  • постоянные корректировки отправленных отчетов и т.д.

Чтобы избежать претензий со стороны фондов, вовремя сдавайте все отчеты и отвечайте на требования. Также внимательно проверяйте начисленные суммы и храните все обосновательные документы.

http://www.kontur-extern.ru/info/vyezdnye-i-kameralnye-proverki-fss-i-pfr

Узнайте, грозит ли вам выездная проверка страховых взносов

По итогам отчетности за III квартал ПФР и ФСС формируют совместный план выездных проверок. Какими критериями руководствуются при этом фонды? И можно ли заранее сказать, попадет ли ваша компания в план проверок? Сервис «Эксперт» обрабатывает необходимые показатели и оценивает вероятность проверки за несколько секунд.

Нормативно-правовые основания

Выездная проверка плательщиков страховых взносов проводится ПФР и ФСС совместно. Как и налоговая проверка, проверка ПФР и ФСС — строго регламентированная процедура. Порядок ее проведения регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (гл. 5).

Проводится она инспекторами ПФР и ФСС совместно. Это закреплено в «Соглашении о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов» от 28.10.2009 № АД-30-33/10сог, № 02-43/07-2205П.

Критерии включения в план проверок

Включение той или иной организации в план-график проверок происходит на основании критериев, описанных в Письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Так, например, основанием для проверки может послужить недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд. Подозрения инспекторов вызовет и уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась.

Неблагоприятным фактором также считается неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам, а также несовпадение количества расчетов за 9 месяцев (РСВ-1 и 4-ФСС), представленных в ПФР и ФСС.

Однако если компания удовлетворяет одному из критериев — это еще значит, что проверка непременно состоится.

«Однако на практике, — отмечает аналитик сервиса «Эксперт» компании СКБ Контур Марина Гончарова, — решение принимается на основании совокупности факторов, причем больший вес имеют критерии, относящиеся к расчету и уплате страховых взносов. Если за организацией свыше двух отчетных периодов числится недоимка, если сумма начисленных страховых взносов уменьшилась по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности — организация, скорее всего, будет включена в план проверок».

Кроме того, организация может попасть в план проверок, если в ПФР и ФСС поступит информация об участии в схемах минимизации страховых взносов, например, выдача зарплаты «в конвертах».

Проверки ПФР и ФСС в «Эксперте»

Оценить «вес» каждого из критериев и понять, насколько высока вероятность плановой выездной проверки фондов, можно с помощью сервиса «Эксперт».

Вся процедура займет не больше 15 минут:

[3]

  • Вводите в простую форму данные из РСВ-1 (за I квартал, полугодие, 9 месяцев 2012 года) и 4-ФСС (за 9 месяцев 2012 года).
  • «Галочками» отмечаете, были ли все отчеты в фонды сданы вовремя, подавались ли корректировки, вовремя ли уплачивались страховые взносы и т д.
  • Нажимаете кнопку «Анализировать».

Сервис сам производит нужные расчеты и рассчитывает вероятность проверки ПФР и ФСС в процентном отношении — с учетом «веса» критериев, по которым ваша организация может быть включена в план проверок.

В итоговом отчете будет разъяснено, какие показатели характеризуют вас как дисциплинированного плательщика страховых взносов, а что гарантированно привлечет внимание инспекторов.

Внеплановые проверки

Напомним, что помимо плановых совместных проверок ПФР и ФСС существуют внеплановые проверки, которые фонды проводят в течение года независимо друг от друга. Это происходит в случае ликвидации или реорганизации предприятия. Поводом для внеплановой проверки могут стать и вновь обнаруженные обстоятельства, например, жалоба сотрудника на компанию. Мария Скобелева

http://kontur.ru/articles/2155

Выездные проверки страховых взносов

Для контроля за тем, как турфирма уплачивает страховые взносы и начисляет работникам пособия, фонды могут проводить выездные проверки. Чтобы быть готовыми к визиту контролеров, нужно знать правила проведения таких проверок.

РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ
Выездную проверку страховых взносов (впрочем, как и камеральную) могут проводить только два ведомства – Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Первый – в отношении правильности уплаты взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Второй – в отношении взносов по обязательному социальному страхованию, а также выплат, связанных с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством. Такие полномочия за этими фондами закреплены статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

И в зависимости от того, какой фонд проводит проверку, решение о ее назначении оформляется по формам 9-ПФР или 9-ФСС РФ (обе эти формы утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н).

При этом в решении указываются следующие сведения (п. 4 ст. 35 Закона № 212-ФЗ):
– полное и сокращенное наименование турфирмы, в отношении которой решено провести проверку;
– предмет проверки;
– периоды, за которые проводится проверка (максимально – это трехлетний период, предшествующий календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки);
– должности и Ф.И.О. работников органа контроля (соответствующего фонда), которые будут проводить проверку.

Общий срок проведения выездной проверки исчисляется со дня, когда вынесено решение о ее проведении, и до дня составления справки.

Правда, руководитель (заместитель) органа контроля (то есть ПФР или ФСС РФ) вправе приостановить проведение выездной проверки по следующим основаниям (п. 15 ст. 35 Закона № 212-ФЗ):
1) для получения документов (информации), относящихся к предмету проверки (приостановление проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы);
2) для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3) для перевода на русский язык документов, представленных турфирмой на иностранном языке.

При этом общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шести месяцев. Если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев орган контроля не смог получить запрашиваемую информацию, то срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца.

ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ
Чтобы получить у турфирмы документы для проверки, должностное лицо органа контроля должно вручить ее руководителю (уполномоченному представителю) соответствующее требование (ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Форма этого требования приведена в приложении № 21 к приказу Минздравсоцразвития России № 957н.

Указанные в нем документы турфирме следует представить в течение 10 дней со дня получения требования. Отметим, что все сроки, указанные в Законе № 212-ФЗ, исчисляются в рабочих, а не в календарных днях. Основание – пункт 6 статьи 4 Закона № 212-ФЗ. Если соблюсти этот срок по каким-то причинам невозможно, турфирме следует незамедлительно (в течение следующего дня) уведомить об этом проверяющих чиновников. И тогда они будут решать – продлить сроки представления документов или отказать турфирме в этом прошении.

При этом документы должны быть представлены в виде копий, заверенных подписью руководителя (его заместителя, иного уполномоченного лица) и печатью турфирмы.

Как следует из разъяснений финансистов (письмо Минфина России от 1 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-35), если контролеры затребовали для проверки копии документов, то организация должна сделать их на чистых листах, а не на черновиках. И хотя эти разъяснения касаются налоговых проверок, их в полной мере можно применять и при проверках страховых взносов. По общему правилу требовать нотариально заверенные копии контролеры не вправе (п. 3 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Если в ходе проверки выявлены какие-то нарушения, должностное лицо органа контроля составляет акт проверки. Пункт 2 статьи 38 Закона № 212-ФЗ отводит на это два месяца со дня составления справки о проведенной выездной проверке. Акт подписывают лица, проводившие проверку, а также руководитель (заместитель, уполномоченное лицо) турфирмы. И в течение пяти дней после этого акт вручается представителю турфирмы под расписку или передается ему иным способом, свидетельствующим о дате получения акта.

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ
Получив акт, турфирма может представить свои возражения по нему. На это ей отводится 15 дней, которые отсчитываются с момента получения акта. Подтвердить возражения нужно документами – оригиналами или их заверенными копиями (ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

Материалы проверки рассматривает руководитель фонда. Плательщик также может участвовать в этой процедуре через своего представителя. Далее руководитель фонда выносит решение либо о привлечении турфирмы к ответственности, либо об отказе в этом (ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений (он может быть продлен, но не более чем на месяц).

В течение пяти дней после этого копия решения вручается плательщику лично (или иным способом, который позволяет определить дату получения решения) либо направляется по почте. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня, когда оно было вручено плательщику.

Статья напечатана в журнале «Учет туристической деятельности» №7, июль 2010 г.

http://www.klerk.ru/buh/articles/188337/

Как проводится камеральная проверка расчета по страховым взносам?

Ответ: Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам проводится налоговым органом в трехмесячный срок. В случае установления нарушений составляется акт проверки. Как правило, плательщик обязан представить документы, обосновывающие применение пониженных тарифов, а также по суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами. В остальных случаях можно ограничиться представлением пояснений в рамках сданной отчетности.

Обоснование: Согласно п. 7 ст. 431 Налогового кодекса РФ плательщики страховых взносов представляют расчет не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом:

— в налоговый орган по месту нахождения организации;

— по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц;

— по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ расчет по страховым взносам представляет собой заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов.

Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/[email protected] утверждены форма расчета по страховым взносам, Порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме.

Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам проводится по месту нахождения налогового органа на основе расчета и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Особенности камеральной налоговой проверки страховых взносов

На основании п. п. 8, 16 ст. 431 НК РФ проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проводятся территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ).

Данные указанных расчетов направляются налоговым органом в установленные сроки в соответствующий территориальный орган ФСС РФ для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения. При этом согласно ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. На основании поступивших от налогового органа сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган, территориальный орган страховщика вправе провести камеральную проверку страхователя.

Также в порядке информационного обмена на основании ст. 11.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» налоговый орган в установленный срок представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; начисленных и уплаченных сумм страховых взносов; уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок; иные сведения. В случае выявления ошибок и (или) противоречий, несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися в ПФР, такие сведения возвращаются в налоговые органы. В указанном случае налоговые органы вправе запросить у плательщика страховых взносов необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (на основании п. 3 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, законодательно четко разграничена ответственность указанных органов: расходы на выплату страхового обеспечения — компетенция ФСС РФ, сведения персонифицированного учета — ПФР, начисление страховых взносов — ФНС России.

Представление документов в рамках камеральной проверки

При проведении камеральных налоговых проверок согласно Письму ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 первоначально проходит автоматизированный арифметический контроль по контрольным соотношениям.

На основании п. 8.6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган истребует в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. Указанные суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, приведены в ст. 422 НК РФ, а в ст. 427 НК РФ перечислены льготируемые виды деятельности, по которым могут быть применены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, а также размер таких тарифов.

Таким образом, перечень истребуемых сведений и документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам ограничен показателями соответствующих строк расчета по страховым взносам, где отражаются вышеуказанные данные. Конкретный перечень сведений и документов НК РФ не определен, следовательно, налоговый орган будет формулировать требование в зависимости от конкретной ситуации.

При этом согласно п. 3 ст. 80 НК РФ плательщики страховых взносов вправе к расчету самостоятельно представить подтверждающие документы в электронной форме, их вид и содержание будут зависеть от оснований использования льготы.

Пояснения плательщика страховых взносов

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ урегулирован порядок представления плательщиками страховых взносов пояснений в рамках камеральной налоговой проверки.

Так, если выявлены ошибки в расчете и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Вторым случаем запроса пояснений является проведение камеральной налоговой проверки на основе уточненного расчета, в котором уменьшена сумма взносов по сравнению с ранее представленным расчетом. В указанном случае запрашиваются пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей расчета. Какой-либо отдельной формы для представления пояснений не предусмотрено, они составляются в произвольной форме, к ним целесообразно приложить копии подтверждающих позицию документов.

Начало и окончание камеральной налоговой проверки

Прямо НК РФ указанный вопрос не рассматривает, вывод можно сделать из совокупности норм. Учитывая, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 22.12.2017 N 03-02-07/1/85955. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком расчета, соответственно, сроки ее проведения истекают в соответствующее число третьего месяца проверки (ст. 6.1 и п. 2 ст. 88 НК РФ). Составление какого-либо отдельного документа на начало и окончание проверки не предусмотрено, в том числе составление справки по окончании камеральной налоговой проверки.

Важно понимать, что установленный трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки расчета не является пресекательным, само по себе его нарушение не является основанием для признания незаконным решения, вынесенного налоговым органом по результатам такой проверки, или действий по принудительному взысканию страховых взносов.

В случае когда какие-либо нарушения не установлены, камеральная налоговая проверка расчета будет считаться завершенной, при этом какого-либо отдельного извещения плательщик страховых взносов не получает. В случае выявления нарушений, в том числе когда представленных пояснений, документов и сведений в рамках камеральной налоговой проверки оказалось недостаточно для подтверждения позиции о правильности расчета страховых взносов, составляется акт камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт камеральной налоговой проверки

В случае выявленных в ходе камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам нарушений по неполной уплате страховых взносов, неправомерного использования льгот или пониженных тарифов налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки составляется акт камеральной проверки по утвержденной форме (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Указанный документ должен быть подписан работником, проводившим проверку, и плательщиком страховых взносов (его представителем). В акт будут включены аналогичные сведения как и при выездной налоговой проверке, а именно, общие данные — дата акта, наименование и реквизиты плательщика страховых взносов, дата представления расчета в налоговый орган, сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля. Основная часть акта сводится к описанию документального подтверждения фактов нарушений законодательства о страховых взносах, выявленных в ходе проверки, ссылкам на доказательственную базу, выводам и предложениям проверяющих по устранению выявленных нарушений со ссылками на статьи НК РФ, в том числе возможному привлечению к налоговой ответственности.

К акту камеральной налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Вручение плательщику страховых взносов акта камеральной налоговой проверки производится в течение пяти дней с даты оформления акта. В случае уклонения от его получения он может быть направлен по почте заказным письмом, при этом он будет считаться полученным на шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

При несогласии с установленными нарушениями плательщик страховых взносов может реализовать свое право на представление возражений (в целом по акту либо отдельным его эпизодам) (п. 6 ст. 100 НК РФ), которые в обязательном порядке должны быть рассмотрены. Установленный срок для представления таких возражений — один месяц со дня получения акта налоговой проверки. После их рассмотрения выносится итоговое решение, при несогласии с которым возможно его обжалование в досудебном и судебном порядках.

Порядок рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам, вынесения решения аналогичен порядку выездных проверок.

Важно понимать, что в случае неустановления нарушений в ходе проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам претензии налогового органа могут быть предъявлены в рамках выездной налоговой проверки за тот же период, который был охвачен камеральной проверкой. То есть отсутствие выявленных нарушений не означает невозможность доначислений по выездной налоговой проверке (Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 441-О-О). Также наличие судебного решения в пользу налогоплательщика по результатам камеральной проверки не запрещает проведение выездной проверки (Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 571-О).

http://zen.yandex.ru/media/id/5aa8f256a815f1bac2fc4e13/5be993b6d6143100a97f301d

Литература

  1. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
  2. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
  3. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
  4. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях