WordPress

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Урегулирование задолженности по налогам и сборам - картинка 1
Полезная информация на тему: "Урегулирование задолженности по налогам и сборам"с комментариями спецалистов.

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Урегулирование задолженности по налогам и сборам - картинка 2

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Урегулирование задолженности по налогам и сборам - картинка 4

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

[1]

Урегулирование задолженности по налогам и сборам - картинка 5Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 мая 2017 г. № ГД-4-8/[email protected] “Об урегулировании задолженности бюджетных учреждений”

Федеральная налоговая служба в целях совершенствования работы налоговых органов по урегулированию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в бюджетную систему Российской Федерации бюджетных учреждений, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа, процентов (далее — требование об уплате налога) в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено вышеуказанной статьей.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) в установленный срок производится взыскание обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с организаций в порядке и сроки, установленные статьями 46 и 47 Кодекса.

Взыскание налога за счет денежных средств на счетах (лицевых счетах), а также электронных денежных средств производится в порядке и сроки, установленные статьей 46 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

В целях обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в соответствии со статьей 76 Кодекса.

В случае отсутствия денежных средств, электронных денежных средств на расчетных счетах бюджетных учреждений в банке, при размере недоимки менее 5 млн. рублей, взыскание осуществляется за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах открытых в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Российской Федерации.

При отсутствии денежных средств на счетах в банках, а также при поступлении от органа Федерального казначейства и финансового органа субъекта Российской Федерации уведомления о неисполнении решения о взыскании, налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в порядке, установленном статьей 47 Кодекса.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации, и не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений.

Таким образом, при организации работы по взысканию задолженности бюджетных учреждений по обязательным платежам налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Кодекса и иными нормативными правовыми актами.

При этом, с учетом социальной значимости бюджетных учреждений при выявлении непогашенной задолженности, налоговым органам следует:

1. Не реже одного раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества бюджетных учреждений, главных распорядителей бюджетных средств, в ведении которых они находятся, а также органам региональной власти и местного самоуправления, списки бюджетных учреждений, имеющих задолженность в бюджетную систему Российской Федерации, с указанием суммы задолженности.

2. В целях урегулирования задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации бюджетных учреждений, а также исключения негативных последствий в виде невыплаты заработной платы сотрудникам учреждений, на постоянной основе проводить работу с администрациями субъектов Российской Федерации и иными органами региональной власти и местного самоуправления, путем проведения совместных совещаний по обсуждению складывающейся ситуации по неплатежам в бюджет данной категории должников.

3. Назначить ответственного за исполнением настоящего письма ФНС России заместителя руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

Территориальным налоговым органам до применения мер по взысканию задолженности по обязательным платежам за счет денежных средств и приостановления операций по счетам бюджетных учреждений в сроки, предусмотренные Кодексом, необходимо обеспечить обязательное проведение мероприятий, направленных на информирование главных распорядителей бюджетных средств, органов региональной власти и местного самоуправления о неплатежах в бюджетную систему и суммах задолженности в отношении социально-значимых бюджетных учреждений.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.Ю. Григоренко

Обзор документа

НК РФ установлен 3-месячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки (по общему правилу). Взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. С этой целью может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика.

В случае отсутствия денежных средств на счетах при размере недоимки менее 5 млн руб. взыскание осуществляется за счет денежных средств на лицевых счетах в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Федерации. При поступлении от них уведомления о неисполнении такого решения налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений. Однако с учетом их социальной значимости налоговым органам следует не реже раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества госучреждений, главных распорядителей бюджетных средств, региональным и муниципальным органам списки учреждений-должников. На постоянной основе должна проводиться работа с властями по обсуждению ситуации.

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71574510/

Об урегулировании задолженности физических лиц

Федеральная налоговая служба в целях взыскания задолженности по имущественным налогам физических лиц после наступления срока уплаты по «единому» налоговому уведомлению и отсутствии в налоговом органе информации об уплате по нему рекомендует налоговым органам проводить следующие мероприятия:

1. После наступления срока уплаты по «единому» налоговому уведомлению, направленному налогоплательщику — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем (далее — физическое лицо, налогоплательщик) и отсутствию в налоговом органе информации об уплате по нему, налоговый орган не позднее 4 рабочих дней направляет в территориальный орган ФМС России запрос в части получения актуальной информации о месте жительства (пребывания) физического лица для направления ему требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (далее — требование об уплате) в отношении налогоплательщиков, имеющих задолженность более 50 тыс. рублей.

Данный запрос направляется в пределах одного субъекта. Если у налогового органа имеются сведения о смене места жительства (пребывания) налогоплательщика, то запрос направляется по новому месту жительства (пребывания).

2. После наступления срока уплаты по «единому» налоговому уведомлению необходимо на постоянной основе осуществлять анализ данных информационного ресурса местного уровня «Расчеты с бюджетом» о наличии у налогоплательщика излишне уплаченных сумм и задолженности по одному виду налогов, а также пеням и штрафам с целью выявления излишне уплаченных сумм и проведения зачетов в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

3. Налоговый орган не позднее 5-ти рабочих дней после наступления срока уплаты имущественного налога, указанного в «едином» налоговом уведомлении, направленном физическому лицу, и, в случае неисполнения обязанности по уплате в установленный срок, формирует документ о выявлении недоимки у этого налогоплательщика.

Данный документ составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 18.12.2012 № 26179) (далее — приказ ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected]) и хранится в налоговом органе.

4. Налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (далее — требование об уплате):

— если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование об уплате, превышает 3 тыс. рублей — не позднее 10-ти календарных дней со дня выявления недоимки;

— если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование об уплате составляет от 500 рублей до 3 тыс. рублей — не ранее 1-го месяца, но не позднее 2-х месяцев со дня выявления недоимки;

— если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование об уплате не превышает 500 рублей — не позднее 10-ти месяцев со дня выявления недоимки.

В случае, если требование об уплате вручается налогоплательщику лично под расписку или направляется по почте заказным письмом, то оно составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected]

Один экземпляр требования об уплате вручается соответственно физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или направляется по почте заказным письмом.

Второй экземпляр требования об уплате с датой и подписью налогоплательщика о вручении или с документом, подтверждающим дату направления требования об уплате по почте заказным письмом, хранится в налоговом органе.

В случае, если требование об уплате передается налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/[email protected] (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2011 № 19804) либо через личный кабинет налогоплательщика согласно Порядку ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденному приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/[email protected] (зарегистрирован Минюстом России 28.07.2015 № 38229), то оно составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected], и, с подтверждением отправки налогоплательщику данного требования, хранится в налоговом органе.

[2]

Срок исполнения требования об уплате рекомендуется устанавливать:

— при составлении и направлении налогоплательщику через филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в субъекте Российской Федерации, к видам деятельности которого относится централизованная печать и массовая рассылка налоговых документов в соответствии с приказом ФНС России от 15.11.2013 № ММВ-7-1/[email protected], — не менее 30, но не более 45 календарных дней;

— во всех остальных случаях — 30 календарных дней.

5. После истечения срока исполнения физическим лицом требования об уплате налоговый орган до формирования списков, предусмотренных пунктом 7 настоящего письма, информирует должника (его законного или уполномоченного представителя) посредством телефонной связи о наличии у налогоплательщика задолженности, а также о его правах и обязанностях по уплате обязательных платежей в соответствии с Кодексом, в рамках приказа ФНС России от 30.04.2015 № СА-7-17/[email protected] «Об оказании услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц с использованием единого телефонного номера на территории Российской Федерации» при условии:

а) информирование физических лиц производится, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации составляет более 10 тыс. рублей, а для г. Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга более 50 тыс. рублей;

б) номер телефона физического лица устанавливается из любых доступных источников (в том числе с использованием справочников АТС).

Информирование физических лиц осуществляется только в рабочие дни в период с 8 до 20 часов по местному времени, соответствующему месту жительства физического лица, с использованием иных альтернативных способов при условии соблюдения положений статьи 102 Кодекса, а также Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

6. После истечения срока исполнения требования об уплате, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения, налоговый орган информирует работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Информирование работодателей с направлением списка сотрудников с указанием фамилии и инициалов (имя и отчество полностью не указывается) физических лиц, наличия задолженности (без указания наименования объекта налогообложения), а также контактных данных налогового органа осуществляется письменно не реже одного раза в год по форме согласно приложению № 1 к настоящему письму. Иная информация о физических лицах в письме не указывается.

7. Отделами, в компетенцию которых входит взыскание задолженности, формируются списки налогоплательщиков и передаются в правовые отделы в целях последующей подачи налоговым органом в суд заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в следующие сроки:

— в течение 4 месяцев со дня, когда общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию превысила 3 тыс. рублей и по которым не были ранее направлены заявления о взыскании в суд общей юрисдикции;

— в течение 3 месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, в случае, если такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 3 тыс. рублей.

8. Налоговый орган осуществляет взаимодействие с органами регионального и местного самоуправления по оказанию содействия в информировании физического лица об имеющейся у него задолженности по имущественным налогам, а также о его правах и обязанностях по уплате обязательных платежей в соответствии с Кодексом:

а) одновременно с направлением информации работодателю о сотрудниках, имеющих задолженность по имущественным налогам налоговый орган участвует в работе комиссий по урегулированию задолженности с участием работников правоохранительных органов и органов исполнительной власти регионального и местного уровня;

б) после вступления в законную силу судебного акта о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества физического лица, налоговый орган передает сведения о задолженности по имущественным налогам физического лица перед бюджетной системой Российской Федерации для дальнейшего отражения справочно в Едином платежном документе (ЕПД) с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

9. В случае, если сумма задолженности не превышает 25 тыс. рублей, налоговый орган в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» после получения из судебных органов исполнительного листа или судебного приказа, вступивших в законную силу, и информации Пенсионного фонда Российской Федерации о страхователе, осуществляющем уплату обязательных платежей (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), направляет их не позднее 10 рабочих дней в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств.

10. Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации заключают соглашения с Правительствами субъектов Российской Федерации в целях передачи сведений о задолженности физических лиц по имущественным налогам, после вступления в законную силу судебного акта о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества физического лица.

11. В случае, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации превысила 200 тыс. рублей (для г. Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга 300 тыс. рублей), контроль за полнотой и качеством процедуры взыскания задолженности с этого налогоплательщика осуществляется управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.

При необходимости управления ФНС России по субъектам Российской Федерации могут осуществлять контроль по суммам задолженности, подлежащей взысканию, менее вышеуказанных размеров.

В случае, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации превысила 3 млн. рублей, контроль за полнотой и качеством процедуры взыскания задолженности с этого налогоплательщика осуществляется Управлением по работе с задолженностью ФНС России.

12. Информацию об исполнении положений настоящего письма необходимо представлять ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме согласно Приложению № 2 к настоящему письму.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д. ГРИГОРЕНКО

http://www.eg-online.ru/document/regulatory/297275/

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Урегулирование задолженности по налогам и сборам - картинка 9

Похожие публикации

Государственное урегулирование задолженности по налогам и сборам осуществляется для возврата долгов, образовавшихся в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязательств. Согласно подп. 1 п. 1 стат. 23 НК уплачивать налоги должны физические и юридические лица. Право взыскания сумм недоимки, штрафов и пеней по платежам в бюджет и внебюджетные фонды возлагается на налоговые органы (подп. 9 п. 1 стат. 31). Какие методы используются для повышения собираемости налогов – об этом далее.

Как выполняется урегулирование задолженности по налогам и сборам в РФ

Налоговая задолженность – это неуплаченные в срок суммы налогов, установленных законодательными нормами РФ. Сроки для перечисления утверждаются на федеральном, региональном или местном уровне в зависимости от вида платежа. При образовании недоимки контрольные органы в лице ИФНС, ФСС и ПФР начисляет пени и штрафные санкции. При этом совокупный размер долгов состоит из урегулированных обязательств, то есть погашенных в срок, и неурегулированных. Последние характеризуются невозможностью взыскания по причине пропуска срока исковой давности (3 года).

Контрольные способы урегулирования задолженности по налогам:

  • Добровольное погашение налогоплательщиком недоимки и пеней на основании выставленного налоговыми органами требования (стат. 69 НК).
  • Принудительное взыскание долгов по налогам за счет денежных средств на расчетных счетах предприятия на основании решения налоговых органов (стат. 46).
  • Если средств на счетах недостаточно, производится взыскание долгов за счет активов должника (стат. 46, 47).
  • Списание части долгов при их реструктуризации – процедура может проводиться в отношении юрлиц по долгам в части федеральных налоговых платежей, а также начисленным штрафам и пеням. Порядок действий регламентируется постановлением № 1002 от 03.09.99 г.
  • Отсрочка или изменение по установленным срокам погашения налогов – может применяться в отношении общей величины неуплаченных налогов или только части (п. 2 стат. 61 НК). Механизм представления рассрочки (отсрочки) описан в стат. 64 НК, инвестиционного кредита – в стат. 67.
  • Применение процедуры банкротства предприятия-должника при соответствии основаниям по стат. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.
  • Ограничение на выезд физлица-должника за пределы РФ – выносится судебными приставами в соответствии с нормами стат. 67 Закона № 229-ФЗ от 02.10.07 г.

Задолженность по налогам и сборам в бухучете компании

Общая задолженность по налогам и сборам в балансе предприятия отражается в числе прочих обязательств пассива. Внесение данных выполняется бухгалтером с учетом характера и продолжительности периода образования долга. Если налогоплательщику представлен инвестиционный кредит по налогам или же дана отсрочка/рассрочка в сроках исполнения обязательств, такие суммы необходимо отражать в составе долгосрочных обязательств по стр. 1450 (Прочие обязательства). Если же долг относится к текущим, данные указывают в краткосрочных обязательствах по стр. 1520 «Кредиторская задолженность».

Отсутствие задолженности по налогам и сборам означает нулевые остатки по рабочим бухсчетам или наличие переплаты. Такие суммы вносятся в стр. 1230 «Дебиторская задолженность». При этом, в соответствии с Планом счетов по Приказу № 94н от 31.10.00 г., в бухучете используется для отражения задолженности по налогам и сборам счет 68. Величина долгов перед бюджетом отражается по кредиту указанного счета, погашение обязательств – по дебету. Соответствующим образом на отчетную дату образуется сальдо расчетов с государством.

http://spmag.ru/articles/uregulirovanie-zadolzhennosti-po-nalogam-i-sboram

Налоговая задолженность

ФНС подвело итоги своей работы в 2017 г., и в качестве одного из важнейших результатов обозначило увеличение поступлений в бюджет за счет налогового администрирования. По словам М. Мишустина, в 2017 г. изменения в налоговом администрирова­нии (прежде всего применение цифровых технологий – АСК НДС, онлайн-касс, систем маркировки продукции) обеспечили дополнительные поступления на сумму около 400 млрд. руб. Это составляет около 25% прироста налоговых поступлений, не относящихся к нефтегазовым доходам. ФНС указывает, что новые процедуры налогового администрирования устанавливают более прозрачную налоговую среду, а также сокращают теневой сектор экономики. Однако имеющиеся данные о налоговой задолженности указывают на ужесточение практики изъятий средств налогоплательщиков, допустивших возникновение задолженности по налогам и взносам, а также на то, что сохранению бизнеса налогоплательщиков и развитию налоговой базы, как и ранее, уделяется слишком мало внимания.

Сокращение налоговой задолженности в 2017 г.

По состоянию на начало 2017 г. суммарная налоговая задолженность (включая недоимку по налогам, а также пени и штрафные санкции) достигла 1379,7 млрд. руб., что на 22,7% превышало аналогичный показатель на начало 2016 г. Однако в течение 2017 г. эта задолженность резко сократилась. Данные ФНС на 1 января 2018 г. показывают, что суммарная задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям составила только 789,3 млрд. руб., что означает падение объема задолженности на 42,8%. (см. рис. 1).

Аналогичная ситуация наблюдалась и с задолженностью по страховым взносам, администрирование которых с начала 2017 г. было передано ФНС. В начале 2017 г. суммарная задолженность по страховым взносам и связанными с ними пеням и санкциям составляла 564,6 млрд. руб., а в начале 2018 г. – уже 289,5 млрд. руб., что эквивалентно снижению на 48,7%.

Следует отметить, что открытые данные ФНС о налоговой задолженности содержат лишь обобщенные сведения о ней, и не позволяют получить подробной информации ни о сроках задолженности, ни о категориях налогоплательщиков-должников. Более того, время от времени ФНС пересматривает состав и структуру этих данных, что затрудняет сопоставление сведений о налоговой задолженности разных лет. Вместе с тем, имеющиеся данные об урегулировании задолженности указывают на то, что основным механизмом урегулирования является принудительное изъятие средств.

Механизмы урегулирования налоговой задолженности

Несмотря на то, что в российском законодательстве существует целый ряд инструментов, потенциально направленных на постепенный выход организации-должника из «долговой ямы» без закрытия его бизнеса (таких как предоставление отсрочек и рассрочек, инвестиционный налоговый кредит, реструктуризация задолженности), в реальности их применение остается скорее исключением, чем правилом. Например, по состоянию на 1 января 2018 г. объем реструктурированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям (без учета страховых взносов) составил только 2,5 млрд. руб., объем мировых соглашений – 2,8 млрд. руб., отсроченных или рассроченных платежей – 17,9 млрд. руб. В общей сложности это соответствует 3,9% объема недоимки по налогам и сборам на ту же дату.

Можно выделить две причины, по которым эти механизмы урегулирования задолженности используются достаточно редко. Во-первых, они сложны в применении. Например, процедуры введения отсрочки или рассрочки налоговых платежей могут быть применены лишь в особых случаях (форс-мажорные обстоятельства, задержка получения бюджетных средств и т.д.). В результате добросовестные налогоплательщики не могут оперативно задействовать эти механизмы в условиях ухудшения финансового положения, приводящего, например, к невозможности выплат авансовых платежей по налогам. Во-вторых, в условиях дефицита бюджета и установления жестких планов по обеспечению собираемости налогов и сборов, возможности по получению отсрочек и рассрочек по уплате налогов еще более сократились. Об этом свидетельствуют, в частности, сообщения о том, что предоставление отсрочки или рассрочки по налоговой задолженности – это вопрос, решаемый фактически на уровне руководителя соответствующей налоговой инспекции.

[3]

В результате, работа налоговых органов с компаниями, имеющими налоговую задолженность, сведена к принудительному изъятию – взысканию задолженности судебными приставами, а в случае невозможности такого взыскания – к введению процедуры банкротства в отношении должника. В последние годы в структуре урегулированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям более 60-70% приходится на суммы, приостановленные к взысканию в связи с введением процедур банкротства, а еще 20-30% – на суммы, взыскиваемые судебными приставами (см. рис. 2).

Следует отметить, что в 2017 г. процедуры принудительного взыскания задолженности ужесточились. Так, в отчетности ФНС указывается, что в процедурах банкротства работа ведомства направлена на оспаривание имущественных сделок должника, а также привлечение к ответственности «контролирующих и аффилированных лиц». Тем самым проблемы погашения накопленной налоговой задолженности переходят на иные организации или физические лица, связанные с организацией-должником.

Налоговая задолженность становится проблемой не только самих должников

В сложившейся ситуации организация, допустившая появление налоговой задолженности, имеет высокие риски попасть в «замкнутый круг», не позволяющий ей восстановить свое финансовое положение. Так, для организаций с налоговой задолженностью существенно затруднен доступ к заемным средствам, и без того малодоступным для компаний. Наличие налоговой задолженности закрывает возможности по участию в конкурсах и торгах, проводимых на государственном и муниципальном уровне. Кроме того, действующая практика налогового администрирования побуждает организации отказываться от работы с контрагентами, имеющими налоговую задолженность. Например, расходы компании на закупку продукции у контрагента, имеющего налоговую задолженность, могут быть признаны «необоснованными», что повлечет за собой увеличение налога на прибыль, невозможность принятия к вычету части НДС и др. В результате, компании-должники практически не имеют возможности погасить налоговую задолженность за счет повышения своей деловой активности.

При этом проблема налоговой задолженности компаний затрагивает не только самих должников. Для компаний, не имеющих налоговой задолженности, все чаще возникает необходимость проверки контрагентов на наличие задолженности. Кроме того, выбор партнера по принципу отсутствия задолженности перед бюджетом в ряде случаев может означать неоптимальный выбор поставщика (с более высокими ценами по сравнению с организацией, допустившей возникновение задолженности). В ряде случаев отказ от взаимодействия с компаниями, имеющими налоговую задолженность, приводит к искажению конкурентной ситуации на рынке (в том числе и в рамках открытых конкурсов и торгов, допускающих участие только компаний без задолженности перед бюджетом). Более того, ограничение возможностей для ведения бизнеса для компаний-должников побуждает их к переходу в теневой сектор экономики. Негативные последствия этого отражаются как на бюджетной системе, которая лишается части поступлений новых налогов и должна нести дополнительные расходы на обеспечение принудительного изъятия задолженности, так и на компаниях, не имеющих налоговой задолженности, которые вынужденно вступают в ценовую конкуренцию с представителями теневого сектора.

Направления работы с налоговой задолженностью

Задачи развития бизнеса требуют пересмотра сложившегося подхода к работе с налоговой задолженностью.

В первую очередь необходимо упрощение и расширение практики применения инструментов, направленных на постепенное погашение налоговой задолженности организаций, ИП и физических лиц, таких как реструктуризация налоговой задолженности, предоставление отсрочки или рассрочки погашения задолженности, предоставление инвестиционного налогового кредита. Изменения в этих механизмах должны быть направлены на то, чтобы налогоплательщики получили возможность применять их оперативно, не подвергаясь ограничениям на ведение бизнеса.

Наряду с этим, необходимо продолжить работу по списанию части налоговой задолженности, запланированную на 2018 г., распространив ее не только на физические лица, но и на организации. В текущей ситуации списание части налоговой задолженности организаций, добросовестно исполнявших свои налоговые обязанности в благоприятных макроэкономических условиях, но не сумевших выполнить их в кризисном периоде, окажет положительное влияние на конкурентную ситуацию на многих рынках и будет одним из факторов поддержки бизнеса.

При этом, во избежание стимулирования недобросовестных налогоплательщиков, а также «дестимулирующего эффекта» для компаний, не имеющих задолженности по налогам и сборам, необходимо установить четкие критерии как видов задолженности, так и налогоплательщиков, которые могут претендовать на частичное или полное списание задолженности. Для определенных таким образом категорий и видов задолженности необходимо обеспечить «автоматическое» списание (включая как саму неурегулированную задолженность по налогам и сборам, так и по пеням и налоговым санкциям), а также «автоматическое» прекращение процедур принудительного взыскания и конкурсных процедур, связанных с взысканием такой задолженности. Требуется также проработка вопроса о формировании «режима благоприятствования» для компаний, не имеющих налоговой задолженности. Такой режим, в частности, может включать возможности применения заявительного порядка возмещения НДС для организаций с различным объемом операций, упрощение получения налоговых отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита, уменьшения штрафов для компаний в зависимости от ранее уплаченной ими суммы налогов и взносов и т.д.

Кроме того, необходимо обеспечить регулярную открытую публикацию данных, отражающих структуру налоговой задолженности организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по срокам возникновения данной задолженности, а также данные о ее накоплении и погашении в разрезе основных видов налогов, сборов, страховых взносов. Открытый доступ к таким данным позволит провести независимую оценку того, какие организации получат наибольшие стимулы к развитию в случае списания их налоговой задолженности, и какой вклад это внесет в развитие компаний, экономики регионов и страны в целом.

http://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/byudzhet-i-nalogi/nalogovaya-zadolzhennost

Литература

  1. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
  2. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  3. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
  4. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях