WordPress

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета - картинка 1
Полезная информация на тему: "Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета"с комментариями спецалистов.

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность: кто имеет право, а кто нет

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета - картинка 2

К чему движется бухгалтерский учет

Только в 2015 году стало понятно, куда все движется и что вообще происходит. После поправок, внесенных в законодательно-нормативную базу в 2015 году стало очевидно, что государство движется в развитии бухгалтерского учета в двух основных направлениях:

1. Выделение организаций (субъектов хозяйствования), достоверность и качество бухгалтерской отчетности, которых государство будет обеспечивать всеми доступными ему способами как гарант интересов инвесторов и кредиторов (общественно значимые организации).

2. Также определен круг субъектов хозяйствования, для которых государство создает комфортные условия. А именно: вводит и поддерживает возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенном виде с правом составления упрощенной бухгалтерской отчетности.

В данном случае я имею ввиду:

  • поправки 2015 года в перечне организаций, имеющих право вести упрощенный бухгалтерский учет;
  • изменения, касающиеся субъектов обязательного аудита;
  • выход профессионально стандарта «Бухгалтер».

И все это во взаимосвязи с коренным образом изменившимися целями бухгалтерского учета, которые появились у нас с введением Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для внесения ясности и логичности в цепь произошедших событий, мне хотелось бы кратко сформулировать итоги и дать некоторые комментарии к наиболее интересным аспектам не так давно ушедшего 2016 года.

Итак, в силу произошедших изменений, на начало 2016 года появились две четко выделенные группы организаций, для которых четко установлены правила формирования достоверной бухгалтерской отчетности, но с разной степенью информативности для пользователей:

  • организации, имеющие право вести упрощенный учет и составлять упрощенную отчетность (п. 4 ст. 6 Закона 402-ФЗ);
  • организации, не имеющие право вести упрощенный учет.

Давайте более пристально посмотрим на эти группы.

Группа 1: могут вести упрощенный учет и сдавать упрощенную отчетность

Ст. 11 Федерального закона от 04.11.2014 №344-ФЗ, которой внесены изменения в п. 4 ст. 6 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

«Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Если сделать вывод, то, как правило, это организации:

  • не размещающие собственные ценные бумаги на рынке;
  • не привлекающие инвесторов иными способами.

Таким образом, отчетность этих организаций интересна (в лучшем случае) только им самим, то есть – учредителям, руководителям. У отчетности таких организаций в принципе отсутствуют заинтересованные сторонние пользователи, чьи интересы могли бы быть нарушены ее недостоверностью. Именно такой логикой объясняется существующее послабление со стороны государства в части учета и отчетности таких компаний, а также в части отсутствия требования к ним о проведении обязательного аудита отчетности.

С этой точки зрения такие организации не являются общественно значимыми.

Заметно, что государство демонстрирует явную заинтересованность в расширении количества таких организаций. Это можно увидеть, если проанализировать гарантии стабильности статуса субъекта малого бизнеса достаточно устойчивый промежуток времени.

Например, в 2015 году был значительно повышен лимит выручки и численности организаций для их отнесения к категории малого бизнеса, а также увеличены предельные доли участия в капитале организаций, претендующих на звание субъекта малого предпринимательства, иностранных лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса.

Кроме того, был установлен достаточно большой гарантированный период до исключения организаций из категории малых при отступлении от предельных значений по критериям численности и годового оборота (подп. «в» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ).

Группа 2: не имеют права на упрощенный учет

  • любое АО (как публичное, так и непубличное (подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • ООО, если оно выпускает ценные бумаги (например, облигации), допущенные к организованным торгам (подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • любая организация, если выручка от продажи продукции (товаров), выполнения работ за 2015 год у нее превысила 400 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ; здесь учитываются данные бухгалтерского учета!);
  • любая организация, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2016 у нее составляла более 60 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • организация, обязательность проведения аудиторской проверки которой отдельно установлена федеральными законами (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

В отношении таких организаций реализуется политика защиты имущественных интересов граждан и инвесторов – юридических лиц (потенциальных инвесторов), а также имущественных интересов лиц, вступающих с такими организациями в гражданско-правовые отношения (в том числе кредиторов, потенциальных кредиторов).

Поскольку бухгалтерская отчетность таких организаций затрагивает имущественные интересы данных пользователей, определено, что ее качество должно позволять им принимать обоснованные экономические решения. То есть отчетность должна отражать реальное экономическое состояние организации и, соответственно, иметь прогнозные свойства.

Каким образом законодатель будет обеспечивать надлежащее качество этой отчетности?

Во-первых, вменением организациям в обязанность создания достоверной отчетности о финансовом состоянии организации в соответствии с требованиями Закона №402-ФЗ.

Во-вторых, запретом применения этими организациям упрощенных способов учета и составления отчетности.

В-третьих, обязательным подтверждением формируемой такими организациями годовой бухгалтерской отчетности аудиторскими организациями (с усилением требований к деятельности таких организаций).

[3]

Как это влияет на бухгалтерскую профессию

Компании, имеющие право на упрощенный учет, могут принять решение о том, что они будут или не будут придерживаться этой льготы. В первом случае понятно, что высококвалифицированный главный бухгалтер такой организации ни к чему. Достаточно и среднего уровня квалификации.

Во втором случае такое решение принимается, как правило, если учредитель или руководитель лично заинтересован в ее качестве. Аудит здесь может быть только инициативный, поэтому именно заинтересованные лица будут устанавливать требования к уровню квалификации главного бухгалтера, равно как и уровень оплаты его труда.

В отношении организаций, не имеющих права на ведение упрощенного учета и составление отчетности по упрощенной методике, может быть принято также два решения, которые повлияют на требования к уровню квалификации главного бухгалтера и на уровень оплаты его труда:

  • исполнить требования Закона №402-ФЗ не в полном объеме, прикрываясь требованием рациональности при ведении учета. Поскольку в такой ситуации руководитель (учредитель), как правило, не придает большого значения достоверности отчетности в части наделения ее прогнозными свойствами (основное требование — чтобы не было претензий от налоговиков), то аудиторы для проведения обязательного аудита (если он вообще проводится) отбираются по принципу лояльности. В итоге, организация ведет учет, «приближенный к упрощенному». И, конечно же, такая организация будет экономить на заработной плате квалифицированного бухгалтера. Он попросту ей не нужен;
  • исполнить требования Закона №402-ФЗ в полном объеме. Здесь, как говорится, без комментариев. Понятно, что нужен главный бухгалтер высочайшего уровня квалификации, поскольку и аудиторы будут работать, и налоговая не должна найти никаких ошибок (ну, или совсем чуть-чуть, и те, которые для них специально оставит главбух), и отчетность должна иметь прогнозные свойства. Поэтому, такие компании, как правило, на зарплате главного бухгалтера не экономят. Но таких, к сожалению, мало.

http://www.klerk.ru/buh/articles/462906/

Упрощенный бухгалтерский учет

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета - картинка 4

Малым предприятиям разрешено упростить ведение бухучета. В статье подробно рассмотрим кто вправе вести упрощенный бухгалтерский учет, а также разберем что можно упростить в учете малого предприятия.

Кто может применять упрощенный бухгалтерский учет

Основное требование к организациям, которые вправе применять упрощенный бухучет – это принадлежность к малым предприятиям. Основными условиями при этом являются:

  • Число работников менее 100 человек;
  • Доход менее 400 млн. рублей на прошлый год, с 2020 года это значение увеличится до 800 млн. рублей;
  • Валюта баланса менее 60 млн. рублей;
  • Доля участия не малых организаций (в том числе иностранных) не более 49%.

К организациям, не имеющим право применять упрощенный бухучет относятся:

  • Акционерные общества, на основании того, что они должны проводить аудит;
  • Гос- и муниципальные унитарные предприятия;
  • Жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации.

Важно! Если малое предприятие обязано проводить аудит, вести бухучет в упрощенной форме они не могут.

Кроме того, упрощенный бухучет могут вести участники проекта «Сколково».

Как упростить бухучет

Специально разработанных стандартов для упрощенного ведения учета нет, но ПБУ содержат различные упрощенные способы.

Организация может применять как доступные способы, либо некоторые из указанных способов, либо вести учет в полном объеме, то есть не сокращая его.

Для этого, организация должна оценить, насколько упрощенный учет может отразиться на отчетности.

Одним из способов упрощенного учета является сокращенная отчетность. Организация вправе использовать его вне зависимости от того, пользуется ли она другими способами.

На сегодняшний день, начиная с 2017 года в отношении малых предприятий действует нового правило выбора способа учета. Если в стандартах подходящего для таких организаций способа учета нет, то выбрать они вправе способ исходя из критерия рациональности. Например, исходя из расходов на учет, а также значимости данных, содержащихся в отчетности. Те способы, которые выберет малое предприятие должны быть прописаны в учетной политике.

Рассмотрим способы упрощения бухучета:

Важно! Амортизацию раз в год проводить не выгодно, если расчет налога на имущество организация производит по остаточной стоимости.

  • Списание материалов проводить на дату покупки. Такой способ выгоден для тех организациях, которые находятся на УСН и оплату материалов производят авансовым платежом, либо на дату покупки. Применяя такой способ учитывать материалы или товары можно по цене продавца. Другие же затраты, относящиеся к их приобретению списываются в периоде их возникновения. Это таможенные пошлины, вознаграждение посреднику, затраты по доставке, страхованию и т.д. Микропредприятия могут использовать такой способ по отношению ко всем запасам. А другие малые могут списывать могут списывать затраты на дату приобретения.

Поступающие активы на 10 и 41 можно не учитывать, а сразу списать их в дебет счета затрат. Проводки:

Таким образом, для применения упрощенного учета нужно внести изменения в учетную политику с будущий год. Если поменять учетную политику на текущий год, компаниям придется пересчитать все показатели с начала года, при переходе на упрощенный бухучет с начала года делать этого не нужно.

http://online-buhuchet.ru/uproshhennyj-buxgalterskij-uchet/

Упрощенный бухгалтерский учет

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (упрощенный бухгалтерский учет), включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Организация бухгалтерского учета в упрощенной форме

Возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме необходимо закрепить в учетной политике организации. Кроме того, в учетной политике организации следует закрепить: рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемые формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила документооборота и технологию обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями.

Также следует разработать способы и методы ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме.

[2]

Упрощенный план счетов

Организации вправе сократить количество синтетических счетов бухгалтерского учета, закрепив данное положение в учетной политике в виде рабочего плана счетов бухгалтерского учета:

в) готовую продукцию и товары можно учитывать на счете 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);

Регистры бухгалтерского учета

Упрощенную форму бухгалтерского учета можно применять с ограниченным перечнем бухгалтерских регистров.

Методы учета доходов и расходов

Организация может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.

Кассовый метод означает признание доходов (выручки) и расходов по мере поступления денежных средств от покупателей и заказчиков, по мере оплаты (погашения задолженности) за приобретенные товары, работы, услуги.

Кассовый метод можно рекомендовать организациям, применяющим специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН).

Если же организация применяет общий режим налогообложения, то применять кассовый метод нецелесообразно, так как в этом случае правила признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете будут существенно различаться.

Перечень ПБУ, которые организация вправе не применять

Организация вправе отказаться от применения отдельных ПБУ:

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»Пункт 3Может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.)ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»Пункт 2.1Может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»Пункт 2Может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. То есть можно не учитывать постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства.ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»Пункт 3.1Может не формировать и не раскрывать информацию о прекращаемой деятельности.ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»Пункт 3Может не формировать и не раскрывать информацию о связанных сторонах.ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»Пункт 2Может не формировать информацию по сегментам и не раскрывать ее в отчетности.

При этом следует учитывать, что резерв по сомнительным долгам организации создавать все равно необходимо, поскольку это требование установлено не ПБУ 8/2010, а п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Льготы при применении отдельных ПБУ

Помимо того что организации могут не применять некоторые ПБУ в целом, для таких компаний есть льготы при применении норм иных стандартов бухгалтерского учета:

Наименование ПБУ

Норма ПБУ

От чего освобождается организация

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»Пункт 19Вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»Подпункт 2 п. 9Может исправлять любые ошибки в бухучете, выявленные после утверждения отчетности за год, в котором допущена ошибка, как несущественные.
То есть все ошибки будут исправляться за счет прочих доходов и расходов с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»Пункт 7Может учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

http://www.audit-it.ru/terms/accounting/uproshchennyy_bukhgalterskiy_uchet.html

Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила

Минфин России внес изменения сразу в четыре ПБУ: по запасам, основным средствам, нематериальным активам и НИОКР. Поправки внесены приказом от 16.05.16 № 64н (вступает в силу сегодня, 20 июня 2016 года). Все изменения адресованы компаниям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Мы сделали обзор нововведений и рассказали, как применить их на практике.

Кому адресованы поправки

Все комментируемые поправки касаются организаций, которым разрешено применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Напомним, что согласно Федеральному закону от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон о бухучете) такое право есть у трех категорий юридических лиц. Первая и вторая категории — это некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». К третьей, самой многочисленной категории относятся субъекты малого предпринимательства вне зависимости от выбранной ими системы налогообложения.

Определение субъекта малого предпринимательства дано в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. К таким субъектам относятся, в частности, потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП) и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия. Во-первых, средняя численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, а для микропредприятий — 15 человек.

Во-вторых, доходы от реализации без учета НДС за предшествующий год не должна превышать 800 миллионов рублей, а для микропредприятий — 120 миллионов рублей (с августа 2016 года порядок расчета лимита доходов изменится, см. «Лимит доходов для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса будет определяться по новым правилам»).

В-третьих, необходимо соблюдение ограничений по доле участия в уставном капитале государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, а также ряда других структур (см. «Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства»).

Добавим, что некоторые организации не имеют права на упрощенный бухучет независимо от того, соответствуют ли они перечисленным требованиям. Так, запрет на упрощенный учет и отчетность предусмотрен для юридических консультаций, адвокатских бюро, жилищно-строительных кооперативов и ряда других компаний (полный перечень приведен в части 5 статьи 6 закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Изменения в учете материально-производственных запасов

Комментируемый приказ внес поправки в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Основная часть новшеств имеет отношение к оценке МПЗ. В общем случае запасы принимаются к учету по их фактической себестоимости, которая складывается из закупочной цены и затрат, связанных с приобретением МПЗ. К затратам на приобретение относят таможенные пошлины, выплаченное комиссионеру вознаграждение, стоимость заготовки, доставки и некоторые другие издержки (п. 6 ПБУ 5/01).

Для компаний, которые ведут упрощенный бухучет, сделано исключение. После вступления в силу поправок такие организации получили возможность оценивать МПЗ по цене поставки. Все прочие затраты на приобретение допустимо списать на расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они понесены (вновь созданный пункт 13.1 ПБУ 5/01).

Кроме того, особые правила введены в отношении стоимости сырья, материалов, товаров, а также иных затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров. Теперь эти суммы разрешено вообще не относить к стоимости запасов, а сразу списывать на текущие расходы по обычным видам деятельности. Причем, микропредприятия могут делать это всегда, а все прочие компании, применяющие упрощенный учет — только если характер их деятельности не предполагает наличия существенных остатков МПЗ (вновь созданный пункт 13.2 ПБУ 5/01).

[1]

Аналогичный порядок предусмотрен для запасов, которые предназначены для управленческих нужд. Расходы на их приобретение можно сразу списать в текущие затраты. Данное новшество распространяется на все без исключения организации, ведущие упрощенный учет (вновь созданный пункт 13.3 ПБУ 5/01). Наконец, при упрощенных способах ведения бухучета компаниям разрешили не формировать резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Соответствующее уточнение добавлено в пункт 25 ПБУ 5/01.

Изменения в учете основных средств

В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» внесено существенное дополнение, касающееся определения первоначальной стоимости ОС. По общему правилу первоначальная стоимость основного средства — это совокупность фактических затрат на его приобретение, сооружение и изготовление. Сюда входит закупочная цена и сумма, заплаченная за приведение объекта в состояние, пригодное к использованию. Помимо этого в первоначальную стоимость включается цена доставки, таможенные пошлины, суммы, заплаченные посредникам, и некоторые другие издержки (п. 8 ПБУ 6/01).

Благодаря комментируемым поправкам у организаций, применяющих упрощенные способы бухучета, появилась альтернативная возможность. Они получили право определять первоначальную стоимость ОС другим способом.

Для объектов, приобретенных за плату, первоначальной стоимостью может быть цена поставщика плюс расходы на монтаж (если они не учтены в цене). Для сооруженных и изготовленных объектов первоначальной стоимостью может быть сумма, заплаченная по договору подряда, либо по иным договорам, заключенным с целью приобретения, изготовления или сооружения основного средства. Все прочие расходы (например, таможенные пошлины или вознаграждение посредника) допустимо списать на текущие затраты по обычным видам деятельности. Это закреплено во вновь созданном пункте 8.1 ПБУ 6/01.

Также есть изменения, касающиеся амортизации. В общем случае амортизационные отчисления необходимо делать ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизации. Но при упрощенном способе бухучета разрешено амортизировать ОС иначе: либо один раз в год по состоянию на 31 декабря, либо регулярно в течение года за периоды, установленные самой организацией. Таким образом, компания вправе амортизировать основное средство так часто, как сочтет нужным: раз в год, раз в полгода, раз в квартал или чаще. Это следует из новой редакции пункта 19 ПБУ 6/01.

Изменения в учете нематериальных активов и НИОКР

Согласно ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» к НМА следует относить объекты, у которых отсутствует материально-вещественная форма, и которые удовлетворяют ряду условий. Так, объект должен обладать способностью приносить экономические выгоды в будущем, а срок его полезного использования должен превышать 12 месяцев. Еще одно условие — это возможность выделить (или отделить) объект от других активов и достоверно определить его фактическую стоимость. Полный список условий приведен в пункте 3 ПБУ 14/2007.

Но для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены особые правила. Даже если объект полностью соответствует всем критериям НМА, затраты на его приобретение или создание можно сразу списать в текущие расходы по обычным видам деятельности. Об это говорится во вновь созданном пункте 3.1 ПБУ 14/2007.

Изменениям подверглась и ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». По общему правилу затраты на НИОКР нужно списывать равномерно в течение года в размере 1/12 годовой суммы. Тогда как при упрощенном бухучете появилась возможность списать данные расходы сразу по мере их возникновения (новая редакция п. 14 ПБУ 17/02).

Как применить новшества на практике

Обратите внимание: новые возможности, которые предоставил комментируемый приказ Минфина России, не являются обязательными. Другими словами, компания, использующая упрощенные способы ведения бухучета, вправе отказаться от изменений и продолжать учитывать ОС, запасы, нематериальные активы и расходы на НИОКР по-прежнему.

Если же организация решит воспользоваться новшествами, ей предстоит решить, с какого момента начинать их применение. Проще всего сделать это с будущего года, закрепив новые правила в учетной политике на 2017 год. Но есть и другой вариант — внести соответствующие изменения в учетную политику, утвержденную на 2016 год. Это не будет нарушением, так как выбор нового способа ведения бухучета является основанием для корректировки учетной политики (п. 2 ч. 6 ст. 8 Закона о бухучете).

Отметим, что новые положения допустимо применять только в отношении расходов, понесенных после изменения учетной политики. Объекты, поставленные на баланс ранее, будут учитываться по «старым» правилам.

http://www.buhonline.ru/pub/comments/2016/6/11192

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета - картинка 6

Похожие публикации

Все юридические лица на территории РФ (кроме подразделений иностранных организаций) обязаны вести бухгалтерский учет. Но требования к его организации могут отличаться, в зависимости от масштаба бизнеса. Рассмотрим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и условия их применения.

Какие предприятия имеют право применять упрощенный бухучет

В соответствии со ст. 6 закона № 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять:

  1. Малые предприятия.
  2. Некоммерческие организации (кроме иностранных агентов).
  3. Участники проекта «Сколково».

Однако нужно иметь в виду, что есть есть ряд условий, при которых переход на упрощенный бухгалтерский учет невозможен, даже если формально предприятие относится к «льготному» списку. Речь идет о следующих видах юридических лиц:

  1. Организации, подлежащие обязательному аудиту.
  2. Жилищные и кредитные кооперативы.
  3. Микрофинансовые организации.
  4. Государственные предприятия
  5. Адвокатские бюро и нотариальные палаты.

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета — разновидности

Упрощенное ведение бухгалтерского учета для малых предприятий должно соответствовать принципу рациональности.

Принятая на предприятии упрощенная форма бухгалтерского учета должна минимизировать нагрузку на специалистов бухгалтерии (особенно учитывая то, что чаще всего для таких фирм речь идет об одном специалисте). Но, с другой стороны, в любом случае должно быть обеспечено адекватное раскрытие информации о хозяйственной деятельности предприятия и возможность составления достоверной отчетности.

Для предприятий с небольшим количеством операций (до 30 в месяц) Минфин рекомендует применять упрощенную систему бухгалтерского учета без использования двойной записи. В этом случае все операции заносятся в комбинированный регистр – Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Отдельно ведется только учет заработной платы по ведомости.

В 2012 г. Минфином были внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В п. 6.1 измененного ПБУ уточняется, какие именно предприятия могут не применять двойную запись. Речь идет о некоммерческих организациях и микропредприятиях. К последним по состоянию на начало 2018 г. относятся организации с годовой выручкой до 120 млн руб. и численностью до 15 чел.

Малые предприятия с более существенными масштабами бизнеса должны использовать двойную запись, но имеют право частично упростить учет.

  1. Учитывать однородные операции «укрупнено» на одном счете:
    • Все затраты, относимые на себестоимость – на счете 20 (без использования счетов 23, 25, 26, 28, 29).
    • Все операции по безналичному движению денежных средств – на счете 51 (не используя счета 52, 55, 57).
    • Расчеты со всеми дебиторами и кредиторами – на счете 76 (без участия счетов 60, 62, 71, 73, 75, 79).
    • Финансовый результат – на счете 99 (без использования счетов 90, 91).
  2. Использовать упрощенные формы регистров бухгалтерского учета.
  3. Полностью включать коммерческие и управленческие расходы в затраты на производство и реализацию текущего года.
  4. Не начислять резервы по отпускам.
  5. Не переоценивать основные средства и нематериальные активы.
  6. Не исчислять разницы по налогу на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02).

Все положения, связанные с упрощением бухучета должны быть отражены в учетной политике организации.

Также для таких предприятий упрощаются и требования к подготовке отчетности.

  1. Информация по статьям может приводится укрупнено (например – «Запасы» в целом, без разделения на готовую продукцию, товары и т.д.).
  2. Отдельные формы могут не составляться (например, отчет об изменениях капитала). При этом баланс и отчет о финансовых результатах предоставляются в обязательном порядке.

Вывод

Упрощенное ведение бухгалтерского учета предусмотрено, главным образом, для предприятий с небольшими масштабами деятельности или некоммерческой направленности. В зависимости от оборотов компании, оно может включать в себя или полный отказ от двойной записи, или сокращение количества используемых счетов и упрощение отдельных операций.

http://spmag.ru/articles/uproshchennye-sposoby-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta

Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2020)

Варианты бухучета при упрощенной системе налогообложения

Ведение бухучета при УСН для фирм стало обязательным после принятия нового закона о бухгалтерском учете под №402-ФЗ от 06.12.2011. Этот же закон установил возможность применения упрощенных способов ведения бухучета для субъектов малого предпринимательства (СМП), к которым, в большинстве своем, относятся фирмы, работающие на УСН.

Фирмы, работающие на упрощенке, но не являющиеся малыми предприятиями, а также «упрощенцы», имеющие риск перехода на ОСНО, осуществляют ведение учета при УСН в полном объеме по правилам законодательства о бухгалтерском учете. Такой вариант учета предпочтителен также для фирм, устойчиво работающих на УСН, но использующих данные бухучета для получения детальной информации о состоянии дел в организации и экономического анализа деятельности.

Варианты ведения упрощенного бухучета для СМП содержатся в 2 документах:

  • приказе Минфина России от 21.12.1998 № 64н, указывающем на возможность организации учета (п. 21):
    • без использования регистров учета имущества малого предприятия (простая форма);
    • с использованием регистров такого учета (формы регистров приведены в качестве приложений к приказу);
  • одобренных для использования Минфином России рекомендациях, разработанных ИПБ РФ (протокол от 25.04.2013 № 4/13), предлагающих такие формы учета, как (п. 8):
    • полная, осуществляемая посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета активов СМП;
    • сокращенная, при которой учет ведется посредством двойной записи без использования регистров бухгалтерского учета активов СМП;
    • простая, осуществляемая без применения двойной записи.

Предложенные ИПБ РФ способы учета характеризуются определенными особенностями методологии ведения и предпочтительны каждый для своего круга предприятий малого бизнеса:

  • Полный упрощенный бухгалтерский учет ведется по общеустановленным бухгалтерским правилам, но допускающим некоторые упрощения (неприменение ряда ПБУ, сокращение плана счетов, упрощенные регистры бухгалтерского учета, возможность исправления ошибок прошлых лет текущим годом). Он предпочтителен для СМП, ведущих разностороннюю деятельность, требующую отражения в учете всех ее аспектов, но допускающую достаточность укрупненных показателей для ее оценки.
  • Сокращенный упрощенный бухгалтерский учет ограничивается ведением записей в книге учета фактов хозяйственной деятельности, представляющей собой единую таблицу, в которой все события отражаются способом двойной записи. Этот способ возможен для небольших СМП, ведущих однообразную деятельность с небольшим количеством операций, требующих использования очень ограниченного числа счетов бухгалтерского учета.
  • Простой упрощенный бухгалтерский учет также ведут в книге учета всех фактов хозяйственной деятельности в виде таблицы, но без способа двойной записи. Такой способ доступен только для микропредприятий.

Для фирм, имеющих право на упрощенный бухучет, действующее законодательство допускает возможность ведения его кассовым методом (п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99).

Об отличиях метода начисления от кассового читайте здесь.

Однако никаких рекомендаций по его организации не существует. Скорее всего, это связано с тем, что ведение бухучета кассовым методом не отвечает главной задаче бухгалтерского учета: давать полную и достоверную информацию обо всех фактах хозяйственной деятельности фирмы. При применении кассового метода в бухучете искажается не только реальная картина хозяйственной жизни организации, но и ее бухгалтерская отчетность. Поэтому бухучет все же лучше вести методом начисления, а кассовый метод можно рекомендовать только как способ ведения налогового учета. В частности, именно этим методом при УСН оплаченные доходы и расходы, учитываемые при расчете налога, отражаются в книге доходов и расходов, которая при упрощенке является обязательным налоговым регистром (ст. 346.24 НК РФ).

С учетом того, что бухучет ведется в порядке, устанавливаемом действующими законом о бухгалтерском учете и ПБУ, а налоговый – по правилам НК РФ, данные бухгалтерского и налогового учета практически всегда будут различаться. Можно попытаться максимально сблизить их, выбрав сходные методы учета. Но при этом бухгалтерская отчетность всегда будет составляться по данным бухгалтерского учета, а расчет налога будет делаться по данным налогового учета.

Совсем не вести бухучет по установленным правилам рискованно. Действующее законодательство предусматривает ответственность за это (п. 3 ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ). К таким нарушениям, в частности, отнесены отсутствие регистров бухгалтерского учета, отсутствие первички и систематические ошибки в заполнении бухгалтерских регистров.

Учетная политика и план счетов для УСН

Учетная политика при УСН – это такой же серьезный и подробный документ, какой составляется любой организацией, работающей на ОСНО.

Выбранный способ бухгалтерского учета и особенности его ведения обязательно закрепляются в приказе по учетной политике.

Наряду с организационно-техническими моментами бухучета в тексте приказа должен быть отражен выбор:

  • форм регистров бухгалтерского учета;
  • бухгалтерских счетов, используемых для учета (рабочий план счетов);
  • форм первичных учетных документов;
  • форм бухотчетности;
  • способов хранения первички;
  • правил документооборота;
  • применения или неприменения ПБУ;
  • границ между основными средствами и малоценным имуществом;
  • создания резервов или отказа от них;
  • возможности или невозможности учета убытков прошлых лет.

Формы упрощенных регистров бухучета необходимо привести в качестве приложений к приказу. Для варианта полного упрощенного бухучета они в целом будут сходны с оборотно-сальдовыми ведомостями, применяемыми при ОСНО, но могут объединять информацию по близким счетам учета и требуют формирования в дополнение к ним сводной шахматной ведомости. Рекомендованные Минфином России формы упрощенных регистров бухучета можно увидеть в приложениях к протоколу ИПБ РФ от 25.04.2013 № 4/13 и приказу Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Объединение данных по бухгалтерским счетам базируется на сокращенном плане счетов бухучета, в котором допускается уменьшение количества используемых счетов за счет их укрупнения. Можно, например, объединить счета учета ТМЦ (07, 10, 14, 15, 16) на счете 10, счета учета затрат (20, 23, 25, 26, 28, 29) на счете 20, счета учета безналичных денежных средств (51, 52, 55, 57) на счете 51, счета расчетов с контрагентами ( 73, 75, 76, 79) на счете 76. Решение о том, как будут объединены счета, должно быть отражено в учетной политике. Рабочий план счетов – обязательное приложение к тексту приказа.

В связи с предоставленным СМП правом формирования бухгалтерской отчетности в сокращенном варианте (только в составе двух форм) и по укрупненным показателям (с меньшим количеством строк в формах), необходимо закрепить это право в учетной политике.

Особое внимание следует уделить вопросам хранения первичных учетных документов, которые могут понадобиться даже тем фирмам на упрощенке, которые ведут бухучет при УСН 6% (доходы), в случае изменения системы налогообложения.

Бухучет при УСН должен быть организован так, чтобы при необходимости возврата на ОСНО или перехода с УСН «доходы» на УСН «доходы минус расходы» можно было с минимальным количеством трудозатрат восстановить аналитику по учетным данным в соответствии с требованиями соответствующей системы налогообложения.

О том, что еще должен содержать приказ по учетной политике, читайте в материале «Форма приказа об утверждении учетной политики».

Учетная политика при упрощенке по объекту «доходы минус расходы»

При составлении учетной политики по УСН «доходы минус расходы» в приказе должны найти отражение все особенности учета ее финансово-хозяйственной деятельности. Особое внимание нужно уделить вопросам бухучета расходов, которые обычно тщательно проверяются налоговыми органами:

  • определение стоимости ОС;
  • порядок списания стоимости ОС и НМА;
  • определение стоимости ТМЦ;
  • порядок списания стоимости ТМЦ;
  • порядок учета и списания ТЗР;
  • порядок учета и списания НДС;
  • порядок учета расходов на продажу;
  • порядок учета нормируемых расходов;
  • порядок учета расходов будущих периодов;
  • порядок учета убытков прошлых лет;
  • порядок учета минимального налога, уплаченного при убытке.

Образец учетной политики для упрощенцев, применяющих «доходы минус расходы» вы можете скачать в системе КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ.

Подробнее о составлении учетной политики можно прочитать в статьях:

Особенности учетной политики при УСН «доходы» по ставке 6%

Бухучет для фирм на УСН «доходы» тоже обязателен, несмотря на то, что для расчета величины уплачиваемого налога нужны только доходы и суммы платежей, которые могут уменьшить начисленный налог.

Как ведут учет ИП на УСН

У ИП нет обязанности вести бухгалтерский учет (подп. 1 п. 2 закона № 402-ФЗ). Это дополнительно подтверждено письмами Минфина России от 20.05.2015 № 03-11-11/28947 и от 17.10.2014 № 03-11-11/52522. Для них обязателен только налоговый учет, на основании которого заполняется декларация по УСН. При желании вести бухгалтерский учет ИП может либо организовать его с помощью одного из вышеописанных способов, либо использовать какой-то свой метод.

Итоги

Ведение бухгалтерского учета при УСН обязательно только для юридических лиц. Если юрлицо, применяющее УСН, является субъектом малого предпринимательства, оно имеет возможность применять упрощенный способ ведения учета и формировать отчетность по упрощенной форме. Выбранные способы учета, применяемый план счетов, формы документов, отчетности, порядок хранения документов и многие другие аспекты организации и ведения учета организация разрабатывает самостоятельно и утверждает в учетной политике.

http://nalog-nalog.ru/usn/usn_dohody/poryadok_vedeniya_buhgalterskogo_ucheta_pri_usn/

Литература

  1. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
  2. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
  3. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.
  4. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях