WordPress

Специальный инвестиционный контракт

Специальный инвестиционный контракт - картинка 1
Полезная информация на тему: "Специальный инвестиционный контракт"с комментариями спецалистов.

Статья 16. Специальный инвестиционный контракт

ГАРАНТ:

С 13 августа 2019 г. статья 16 настоящего Федерального закона применяется только к отношениям, возникающим при заключении, изменении, расторжении специальных инвестиционных контрактов, указанных в частях 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ

Статья 16. Специальный инвестиционный контракт

[1]

1. По специальному инвестиционному контракту одна сторона — инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона — Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.

2. В целях осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.

3. Специальный инвестиционный контракт может содержать:

1) срок действия специального инвестиционного контракта, установленный в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

2) характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается;

3) перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

4) объем инвестиций в создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) порядок представления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;

6) перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам;

7) иные обеспечивающие выполнение специального инвестиционного контракта условия.

6. Законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия специального инвестиционного контракта гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в момент заключения специального инвестиционного контракта.

7. Для инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц стабильность предусмотренных настоящей статьей совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований с учетом положений настоящей статьи гарантируется на весь срок действия специального инвестиционного контракта.

8. В случае расторжения специального инвестиционного контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором или инвесторами принятых обязательств инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям в результате применения инвестором или инвесторами положений частей 5 и 6 настоящей статьи, а также компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника специального инвестиционного контракта законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней. Иные последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств устанавливаются специальным инвестиционным контрактом.

9. К специальному инвестиционному контракту применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и не противоречит существу специального инвестиционного контракта.

http://base.garant.ru/70833138/7a58987b486424ad79b62aa427dab1df/

Аналитика

Публикации

Специальные инвестиционные контракты в Российской Федерации

СПИК: понятие, регулирование, стороны

К настоящему времени Российской Федерацией в лице Минпромторга России заключено только 12 таких контрактов, причем семь из них – с дочерними компаниями транснациональных или иностранных холдингов. Еще столько же заявок крупных бизнес-групп на заключение СПИК находится на рассмотрении, а желающих попробовать использовать данный инструмент для реализации своих программ развития значительно больше. Что же такое СПИК?

СПИК – это инструмент промышленной политики РФ, представляющий собой соглашение между частной стороной (инвестором и, при необходимости, промышленным предприятием) и публичной стороной (Российский Федерацией и/или ее регионом, а также в отдельных случаях и муниципалитетом), в котором фиксируются:

1) обязательства частной стороны в определенный срок создать на территории РФ, континентальном шельфе РФ или в особой экономической зоне РФ новое производство промышленной продукции, модернизировать уже существующее ее производство либо освоить производство такой продукции, которое еще не имеет аналогов в России (далее – целевая продукция);

2) обязательства публичной стороны гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий в отношении целевой продукции, а также предоставить частной стороне специальные меры стимулирования и государственной поддержки, предусмотренные законодательством для участников СПИК.

На данный момент Правительством РФ утверждена форма типового контракта лишь по некоторым отраслям промышленности – для машиностроения (в том числе автомобилестроения), станкоинструментальной, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной, судостроительной, радиоэлектронной промышленности, а также промышленности средств связи (Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»; далее – Постановление Правительства РФ № 708). Соответственно, к другим отраслям промышленности рассматриваемый инвестиционный механизм не применим до тех пор, пока не утверждена новая или расширенная типовая форма СПИК для иных отраслей. Вместе с тем в ближайшем будущем ожидается серьезное расширение перечня отраслей промышленности, в которых можно будет полноценно использовать СПИК в инвестиционных целях.

Помимо упомянутого выше Постановления Правительства РФ № 708, основное правовое регулирование СПИК в Российской Федерации осуществляется посредством:

– Федерального закона от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации»;

– Налогового кодекса РФ;

– Земельного кодекса РФ;

– Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

– приказа Минпромторга России от 07.08.2015 № 2288 «Об утверждении формы заявления о заключении специального инвестиционного контракта»,

– приказа Минпромторга России от 07.08.2015 № 2289 «Об утверждении Порядка мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов, представляемых инвесторами».

Кроме того, принято множество специализированных общих и отраслевых нормативных правовых актов на уровне Правительства РФ и Минпромторга России, регламентирующих виды мер стимулирования и государственной поддержки в отношении частной стороны СПИК, а также основания и порядок их получения.

К СПИК применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено Федеральным законом от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» и не противоречит существу такого контракта. Кроме того, при структурировании и формировании условий СПИК стороны активно используют правовой инструментарий, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации.

Инвесторами по СПИК могут быть российские либо иностранные юридические лица или индивидуальные предприниматели, не находящиеся в процессе банкротства и не имеющие просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Участником СПИК может быть и третье лицо, которое инвестор привлек для фактической реализации инвестиционного проекта (промышленное предприятие). Причем таких привлеченных лиц может быть несколько. Российские власти планируют расширить состав частной стороны: опционально включить в число участников СПИК кредитные организации, субъекты естественных монополий, корпорации (институты) развития и др.

Срок, на который заключается СПИК, рассчитывается как срок выхода инвестиционного проекта на операционную прибыль, увеличенный на пять лет. Но максимальный срок СПИК сейчас не может превышать 10 лет. Вместе с тем по поручению Президента РФ подготовлены изменения в действующее регулирование, предполагающие увеличение данного срока не менее чем до 20 лет.

Преимущества СПИК для частной стороны

Меры стимулирования и государственной поддержки инвестор может выбрать самостоятельно (в том числе совместно с промышленным предприятием) при подаче заявления о заключении СПИК. Решение о предоставлении частной стороне выбранных ею мер поддержки принимается специально созданной Правительством РФ Межведомственной комиссией по оценке возможности заключения СПИК (далее – Межведомственная комиссия) с учетом:

– предварительного заключения Минпромторга России;

– задач и/или целевых показателей и индикаторов государственных долгосрочных и среднесрочных программ РФ в отраслях промышленности, в рамках которых реализуются инвестиционные проекты.

В настоящее время законодательство РФ предусматривает следующие гарантии, льготы и/или преференции для участников СПИК (соответствующий список постоянно расширяется, в том числе для отдельных отраслей промышленности):

– стабильность налоговых условий на срок действия СПИК (гарантия неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора и/или промышленного предприятия по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на их доходы в момент заключения СПИК);

– стабильность регуляторных условий (гарантии стабильности режима запретов, ограничений в отношении выполнения СПИК и обязательных требований в отношении жизненного цикла целевой продукции, то есть стадий изыскания, проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

– предоставление в отношении целевой продукции исключительной возможности реализовывать на территории РФ отдельные виды товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых Правительством РФ установлен жесткий запрет на их допуск в Россию;

– льготы по уплате налогов (на федеральном уровне – по налогу на прибыль, на региональном – как по налогу на прибыль, так и в отношении налога на имущество и транспортного налога, на муниципальном – по земельному налогу при наличии соответствующей нормативной базы);

– упрощенное получение публичных земельных участков в пользование для реализации инвестиционных проектов без проведения торгов;

– упрощенное приобретение статуса российского производителя в отношении целевой продукции;

– возможность приобретения в специальном порядке статуса единственного поставщика для государственных нужд (при принятии на себя обязательства по СПИК осуществить инвестиции на сумму более 3 млрд руб.);

– упрощенное приобретение статуса крупнейшего производителя промышленной продукции в целях льготного порядка администрирования и уплаты некоторых публичных платежей (в настоящее время актуально только в отношении утилизационного сбора для производителей специальной техники);

– отраслевые субсидии (например, на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов при производстве целевой продукции, на содержание рабочих мест, на транспортировку этой продукции, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности, а также части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении такой продукции).

В части такой преференции, как отраслевые субсидии, следует отметить, что сейчас на федеральном уровне активно обсуждается необходимость предоставления в ближайшее время частной стороне СПИК субсидий, направленных на стимулирование экспорта российской продукции за рубеж.

Кроме того, целевая продукция, произведенная в рамках СПИК, может быть дополнительно интересна для ее приобретателей тем, что на нее распространяется ускоренная амортизация.

Следует отметить, что по СПИК частная сторона не получает от государства (его регионов, муниципалитетов) в собственность какое-либо имущество либо бюджетные инвестиции. В свою очередь, и публичная сторона также не получает по СПИК какое-либо имущество, в том числе интеллектуальную собственность и денежные средства.

Как правило, указание в СПИК на применение соответствующих льгот и преференций означает особый (приоритетный) порядок их получения частной стороной в силу статуса участника СПИК как такового. Однако сам СПИК не является источником мер стимулирования и государственной поддержки. Такие меры должны быть на момент заключения СПИК предусмотрены законодательством.

Ключевые обязательства инвестора по СПИК

Минимальный объем инвестиций по СПИК в создание или модернизацию либо освоение производства целевой продукции составляет не менее 750 млн руб. (без учета НДС). При этом следует учитывать, что согласно действующему правовому регулированию суммы инвестиций, вложенный в реализацию проекта до заключения СПИК пока не учитываются. Контракт может предусматривать поэтапное инвестирование. Активно обсуждается деловыми кругами возможность уменьшения «входного порога» для заключения СПИК. Вместе с тем Минфин России, напротив, предлагает увеличить этот порог до 1 млрд руб., не учитывая при этом в их составе заемные средства и средства, полученные от реализации инвестиционного проекта по СПИК.

Частная сторона СПИК должна взять на себя обязательства по достижению в конкретные сроки определенных целевых параметров инвестиционного проекта, на что обращают внимание Минпромторг России и Межведомственная комиссия при рассмотрении заявления инвестора.

Такими параметрами являются:

– перечень мероприятий инвестиционного проекта (например, приобретение земельного участка, подготовка проектной и рабочей документации для строительства, шефмонтаж необходимого оборудования, осуществление строительства/монтажа и др.);

– объем инвестиций в проект (согласно практике заключения СПИК необходимо указать их объем не только за весь срок действия СПИК, но и по годам);

– объем (в денежном выражении) произведенной и реализованной целевой продукции (ежегодно на конец календарного года и к окончанию срока СПИК);

– объем налогов (федеральных, региональных, местных), планируемых к уплате по окончании срока СПИК;

– доля стоимости используемых материалов и компонентов (оборудования) иностранного происхождения в цене целевой продукции, выпускаемой к окончанию срока СПИК;

– количество рабочих мест, создаваемых в ходе реализации инвестиционного проекта (ежегодно на конец календарного года и к окончанию срока СПИК);

– объем экспорта (этот параметр не предусмотрен нормативно-правовыми актами, однако на практике ему придается весьма большое значение со стороны как Минпромторга России, так и Межведомственной комиссии);

– иные дополнительные нормативно не предусмотренные обязательства инвестора, которые он готов на себя принять и которые могут быть интересы публичной стороне СПИК (например, создание инновационных центров, центров по подготовке высококвалифицированных специалистов и др.).

http://www.vegaslex.ru/analytics/publications/special_investment_contracts_in_the_russian_federation_/

Заключаем инвестиционный контракт

Особенности инвестиционного договора

Образец инвестиционного контракта подписывается между инвестором и заказчиком.

Заказчиком выступает тот, кто непосредственно ведет проект, в который инвестировала другая сторона соглашения — вкладчик. Инвестиционный контракт в строительстве, например, может еще иметь в качестве стороны соглашения подрядчика (его основная задача — решение организационных вопросов, к примеру, поиск заказчика и поставщика с целью реализации очередного проекта).

Существует и такое понятие, как специальный инвестиционный контракт (СПИК), который заключается по нормам 44-ФЗ. Это соглашение содержит обязанности инвестора создать, модернизировать либо освоить производство промышленной продукции на территории России. А вторая сторона (РФ либо субъект РФ) обязуется стимулировать деятельность в сфере промышленности в соответствии с нормативными правовыми актами. Таким образом, подобный инструмент создан с целью модернизации промышленности путем предоставления льгот и преференций вкладчикам. Специальный инвестиционный контракт Минпромторг заключает от имени Российской Федерации.

Существенные условия соглашения

К существенным условиям относятся:

  1. Предмет. С целью согласования стороны должны указать характеристики объекта. К примеру, если речь идет о строящемся объекте: местонахождение земельного участка, расположение объекта, целевое назначение, наличие балконов, гаражей, подвалов, мансард, общая площадь объекта.
  2. Стоимость. Существуют несколько возможных способов указать стоимость договора. Первый — указать фиксированную сумму, которая остается неизменной на весь период реализации проекта. Второй — приблизительную прибыль, то есть конечные выплаты будут зависеть от полученной прибыли.
  3. Сроки. Такое условие определяется в виде конкретных дат (важно использовать принцип разумности срока, то есть необходимо объективно оценивать возможности и особенности того или иного проекта).

Реализация инвестиционных контрактов со стороны заказчика включает в себя, к примеру, предоставление отчетов о реализации проекта, участка или офиса, привлечение необходимых лиц, а со стороны вкладчика — передачу денежных средств, принятие объекта после его сдачи, а также выплату вознаграждения заказчику.

Законодательством предусматривается обязанность публикации инвесторами отчетов по исполнению СПИК в Единой информационной системе и на официальном сайте компании (при необходимости). На основании этой отчетности контролирующие инстанции проверяют обоснованность выполненных работ по инвестиционному контракту. После анализа отчетности уполномоченные органы федерального или муниципального уровня формируют заключение о выполнении или невыполнении поставщиками своих обязательств.

Порядок заключения

Заключение договорных обязательств производится поэтапно.

Шаг 1. Вкладчик готовит требуемую документацию. В составе пакета документов необходимо предоставить:

  1. Бизнес-план проекта, в котором четко устанавливаются финансовая и результативная цели инвестирования. Бизнес-план является основой проекта. В нем должны быть прописаны не только доходы, расходы и конечный результат, но также планируемые страховые взносы, налоговые пошлины, таможенные сборы, количество создаваемых рабочих мест и иные важнейшие характеристики.
  2. Регистры, подтверждающие наличие свободного капитала, который и будет использован в инвестиционных целях.
  3. Информацию о планируемой конечной продукции.

Шаг 2. После сбора документов проводится процедура подписания проекта. СПИК заключается с государством в лице Министерств промышленности и торговли или сельского хозяйства или субъекта РФ. СПИК заключается, если после анализа подготовленных справок и бланков государственные инстанции примут положительное решение о возможности подписания договора. На изучение документации и принятие решения отводится до 30 рабочих дней.

С 2018 года действуют новые правила расторжения СПИК. Последствия расторжения контрактных условий по инициативе вкладчика прописываются в условиях соглашения в момент его заключения. Теперь вкладчики несут материальную ответственность в случае невыполнения своих обязательств. Эта мера государственной политики принята с целью стимулирования поставщиков-инвесторов на выполнение своих контрактных обязательств в полной мере. При расторжении договора вкладчики обязаны возместить ущерб государству.

Сроки договора и объем инвестиций

Срок действия СПИК составляет от 4,5 месяцев до 10 лет. Он варьируется в зависимости от целей и задач специального проекта инвестирования.

В самом договоре в обязательном порядке прописываются:

  • специфика, характерные особенности и объемы продукции, производство которых модернизируется или осваивается;
  • комплекс мер, направленных на создание, освоение или модернизацию товаров;
  • объем направляемых инвестиций;
  • размер страховых, налоговых и таможенных отчислений;
  • список обязанностей привлекаемых к исполнению проекта лиц в целях совместной реализации произведенных товаров, а также перечень стимулирующих мероприятий для привлечения третьих лиц.

Сумма вносимых инвестиций — это не фиксированная величина. Причем в некоторых регионах устанавливаются различные инвестиционные лимиты. К примеру, СПИК, который заключается на государственном уровне, должен привлечь средства в размере 750 000 000 рублей. В Московской области предельная величина вложений составляет 1 миллиард, в Пермском крае можно инвестировать до 300 миллионов рублей.

Правила заключения СПИК

Специальная комиссия в течение 30 дней рассматривает предоставленный пакет документов, вносит необходимые поправки и уведомляет о своем решении вкладчиков.

Инвестор рассматривает коррективы в течение 10 рабочих дней, после которых сообщает в надлежащие инстанции о том, принял он или отклонил внесенные изменения.

СПИК заключается только после того, как члены комиссии и вкладчик придут к единому варианту по позициям соглашения. В процессе заключения договора инвестор должен подготовить и показать комиссии документацию, подтверждающую легальность и законность своих вложений. Невыполнение данного требования станет прямым основанием для отказа от заключения СПИК. Задача инвестора — убедить всех членов комиссии в том, что он полностью соответствует законодательным требованиям и нормам, необходимым для заключения инвестиционного договора.

Как заключить договор инвестирования

Льгота предоставляется на основании акта Правительства РФ, если соблюдаются следующие условия:

  • заключается РФ (субъектом РФ либо муниципалитетом);
  • производство продукции будет осуществляться российской организацией;
  • страна происхождения продукции — Российская Федерация.

В соглашении необходимо указать отлагательные условия, которые касаются возможности инвестора заключать договоры на поставку продукции в качестве единственного поставщика, а также предельное количество поставляемой продукции и ответственность за его превышение.

Необходимо обратить внимание, что указанный критерий вступает в силу с момента издания Правительством РФ акта о назначении единственным поставщиком инвестора.

Актуальная ситуация в России

Формат специальных инвестконтрактов становится популярным среди инвесторов из различных промышленных и производственных отраслей. В России существуют 10 действующих СПИК.

Государственный проект такой модели инвестиций привлекает все больше частных ресурсов в промышленную и производственную национальные сферы.

Законодательная и исполнительная базы, регулирующие СПИК, постоянно совершенствуются. В настоящий момент готовятся нормативы, действие которых направлено на расширение списка потенциальных инвесторов, на рассмотрение нового порядка изучения предложений по инвестициям, на расширение временного диапазона действия соглашений, на упрощение правил налогообложения.

Бланк типовой формы специнвестконтракта

Типовая форма специнвестконтракта закреплена в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 для различного рода отраслей промышленности (к примеру, машиностроение, авиационная или фармацевтическая продукция).

Специальный инвестиционный контракт - картинка 5

Специальный инвестиционный контракт - картинка 6

Образец специнвестконтракта

Специальный инвестиционный контракт - картинка 7

Статья 16 ФЗ № 488-ФЗ от 31.12.2014 «Специальный инвестиционный контракт»

1. По специальному инвестиционному контракту одна сторона — инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и(или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона — Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.

2. В целях осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и(или) иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и(или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.

[3]

3. Специальный инвестиционный контракт может содержать:

1) срок действия специального инвестиционного контракта, установленный в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

2) характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и(или) осваивается;

3) перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и(или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

4) объем инвестиций в создание или модернизацию и(или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) порядок предоставления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;

6) перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и(или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам;

7) иные обеспечивающие выполнение специального инвестиционного контракта условия.

6. Законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия специального инвестиционного контракта гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и(или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и(или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в момент заключения специального инвестиционного контракта.

7. Для инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и(или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц стабильность предусмотренных настоящей статьей совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований с учетом положений настоящей статьи гарантируется на весь срок действия специального инвестиционного контракта.

8. В случае расторжения специального инвестиционного контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором или инвесторами принятых обязательств инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям в результате применения инвестором или инвесторами положений частей 5 и 6 настоящей статьи, а также компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника специального инвестиционного контракта законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней. Иные последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств устанавливаются специальным инвестиционным контрактом.

9. К специальному инвестиционному контракту применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и не противоречит существу специального инвестиционного контракта.

http://goskontract.ru/kontrakt/zaklyuchaem-investitsionnyy-kontrakt

Льготы для участников специальных инвестиционных контрактов

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

С 2020 года участники специальных инвестиционных контрактов приобретают статус самостоятельной категории налогоплательщиков, которым в особом порядке прописаны правила льготирования инвестиционной деятельности. Одновременно изменена содержательная часть системы налогового поощрения. Например, снят ряд ограничений, что делает этот способ инвестирования более выгодным и доступным. Грядущие изменения дают весомый повод заострить внимание на особенностях налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов.

Что такое специальный инвестиционный контракт?

Правовое регулирование специального инвестиционного контракта базируется на нормах гл. 2.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ)[1].

Участниками специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) выступают, с одной стороны, инвестор, с другой – совместно Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование. Инвестор обязуется, вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, в предусмотренный СПИК срок реализовать инвестиционный проект по внедрению (разработке и внедрению) технологии, применение которой позволяет осуществлять производство промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. Освоение серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии[2] должно осуществляться на территории РФ, и (или) на континентальном шельфе РФ, и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Вторая сторона контракта – Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование – обязуется в пределах своих полномочий в течение срока действия СПИК обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные СПИК в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, СПИК – это сделка, в результате которой инвестор приобретает налоговые преференции и другие меры государственной поддержки в обмен на обязательство произвести конкурентоспособную промышленную продукцию. СПИК заключается по результатам проведения открытого или закрытого конкурсного отбора. Лицо приобретает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня включения сведений о заключении СПИК в реестр, указанный в п. 7.3 ч. 1 ст. 6 Закона № 488-ФЗ[3].

Статус участника СПИК дает право претендовать на льготы в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. С учетом установленной НК РФ классификации налогов льготы по налогу на прибыль принимаются на федеральном и региональном уровнях, в отношении иных налогов – на уровне субъекта РФ и муниципального образования соответственно.

Для использования льгот в качестве участника СПИК нельзя быть:

участником консолидированной группы налогоплательщиков;

резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта;

участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток;

налогоплательщиком, применяющим специальные налоговые режимы.

В случае прекращения действия СПИК инвестор утрачивает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня прекращения действия контракта, при расторжении СПИК – со дня включения сведений о его расторжении в реестр.

В случае расторжения СПИК в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения принятых обязательств налоги, не уплаченные в связи с применением пониженных налоговых ставок, подлежат доначислению и уплате в бюджет. В частности, в силу п. 4 ст. 284.9 НК РФ исчисление налога на прибыль производится без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором СПИК был расторгнут, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей за отчетный период или налога за налоговый период.

Новации законодательства о СПИК.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ (далее – Закон № 269-ФЗ) путем добавления в НК РФ ст. 25.16 «Налогоплательщики – участники специальных инвестиционных контрактов» и 284.9 «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта» введено раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.

Кроме структурных изменений, названным законом внесен ряд принципиальных новшеств. В частности, исчезло ранее действовавшее временное ограничение (до 2025 года) в применении льгот. Теперь ч. 2 ст. 18.2 Закона № 488-ФЗ для заключения СПИК установлен срок до 31.12.2030. Также сняты требования к размеру инвестиций. Дополнительно к этому у участников СПИК появилась возможность (при условии ведения раздельного учета) воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении той части прибыли, которая получена в рамках СПИК. Ранее пониженные ставки налога действовали лишь при условии, что доля доходов от реализации продукции по СПИК составляла не менее 90 % всех доходов.

Из неприятных изменений – сокращение потенциального размера господдержки со 100 до 50 %, что снижает привлекательность статуса участника СПИК по сравнению с участниками региональных инвестиционных проектов и прочими налогоплательщиками, которые воспользовались инвестиционным налоговым вычетом.

Льготы по налогу на прибыль.

Для организаций – участников СПИК ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0 % (п. 1.14 ст. 284 НК РФ). Ставка налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов РФ может быть снижена до 0 % (п. 3 ст. 284.9 НК РФ)[4]. Пониженная (вплоть до нуля) налоговая ставка действует начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК, до отчетного (налогового) периода, в котором организация утратит статус налогоплательщика – участника СПИК. При этом размер льготы по налогу на прибыль имеет лимит в виде величины, равной 50 % объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен СПИК[5].

Участник СПИК имеет право применять пониженные ставки по налогу на прибыль:

ко всей налоговой базе, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, составляют не менее 90 % всех доходов;

к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности[6].

При этом выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока, на который заключен СПИК.

[2]

Ускоренный порядок начисления амортизации.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 259.3 НК РФ разрешено применение специального коэффициента, но не выше 2 к норме амортизации в отношении основных средств, включенных в первую – седьмую амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СПИК. Правила отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями СПИК утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.04.2017 № 484.

Льготы по налогу на имущество организаций.

Региональным законодательством в отношении участников СПИК могут предусматриваться льготы по налогу на имущество. Например, в Пермском крае обнулена ставка налога на имущество организаций на срок действия СПИК начиная с налогового периода, в течение которого заключен СПИК. При выбытии объектов основных средств в течение трех лет со дня применения по отношению к ним налоговой ставки 0 % налог подлежит уплате в общеустановленном порядке (см. Закон Пермского края от 08.10.2015 № 549-ПК).

Субъекты РФ спешат закрепить налоговые льготы на предстоящий (2020) год. Так, в Тюменской области на 2020 год продлено действие ставки налога на имущество в размере 0 % в отношении имущества, созданного или модернизированного в рамках реализации СПИК (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 05.11.2019 № 62 «О предоставлении налоговых льгот на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов отдельным категориям налогоплательщиков»).

Льготы по земельному налогу.

Право предоставлять преференции в отношении земельного налога принадлежит муниципалитетам. В частности, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной СПИК, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 % суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (то есть снижение земельного налога превышает 99 %). Решением Думы г. Костромы от 20.10.2005 № 84 «Об установлении земельного налога на территории города Костромы» на срок действия контракта полностью освобождены от налогообложения участки, используемые для осуществления инвестиционного проекта, включенного в реестр инвестиционных проектов Костромской области.

Стабильность налоговых условий для инвестора.

На срок действия СПИК ст. 18.4 Закона № 488-ФЗ и п. 4.1 ст. 5 НК РФ гарантируется стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, под чем подразумевается следующее. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, предусмотренных для налогоплательщиков – участников СПИК, и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты утраты налогоплательщиком статуса участника СПИК;

2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения контракта, если указанные даты наступают ранее даты утраты статуса налогоплательщика – участника СПИК.

Вышеобозначенные гарантии распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов и применяются при условии соответствующей оговорки в СПИК.

Как полагает Минфин (Письмо от 10.08.2017 № 03-03-05/51254), исходя из смысла ст. 5 НК РФ и ее задачи – обеспечить стабильность налоговых условий исполнения СПИК на весь срок его реализации – вопрос о неприменении норм, ухудшающих положение налогоплательщиков – участников СПИК, необходимо решать для каждого такого контракта в отдельности, с учетом даты его заключения. В частности, норма о неприменении отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах, установленная п. 4.1 ст. 5 НК РФ, действует для каждого СПИК в отношении актов, принятых после его заключения и ухудшающих положение соответствующего участника по сравнению с состоянием на дату вступления в силу такого контракта с этим налогоплательщиком.

В результате обособления участников СПИК в специальную категорию налогоплательщиков правовые нормы по поощрению их деятельности стали компактнее, проще и понятнее. Само по себе совмещение в Налоговом кодексе льгот как налогового, так и инвестиционного характера создает затруднения в толковании норм. Особенно страдали участники СПИК, регулирование деятельности которых производилось главным образом путем ссылок и оговорок. С 2020 года данная методологическая уязвимость в НК РФ устранена, что на фоне отмены ограничения по сумме проекта и сроков льготирования позволит увеличить число лиц, заинтересованных в получении статуса участника СПИК

[1] До 13.08.2019 регулирование СПИК осуществлялось в соответствии со ст. 16 Закона № 488-ФЗ. Нормы данной статьи продолжают распространяться на СПИК, действующие на 13.08.2019. [2] Перечень современных технологий утверждается Правительством РФ. [3] Участниками СПИК признаются также лица, которые подлежат автоматическому включению уполномоченным органом в реестр в порядке, установленном п. 2 ст. 25.16 НК РФ. [4] Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные для организаций, заключивших СПИК без участия Российской Федерации до 01.01.2019, действуют до налогового периода, в котором действие контракта прекращено либо он расторгнут (п. 6 ст. 3 Закона № 269-ФЗ, Письмо Минфина России от 07.08.2019 № 03-03-05/59410). [5] Порядок расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов, образующихся в связи с применением мер стимулирования, устанавливается методикой, указанной в п. 8 ч. 2 ст. 18.3 Закона № 488-ФЗ. [6] Право на использование льгот к базе от деятельности, осуществляемой в рамках СПИК, распространяется на участников, заключивших контракт с 02.09.2019 (даты вступления в силу Закона № 269-ФЗ), а также с 01.01.2017 до 02.09.2019, если он в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль.

http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a87/1003236.html

Литература

  1. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  2. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.
  3. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
  4. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях