WordPress

Социальное партнерство в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда - картинка 1
Полезная информация на тему: "Социальное партнерство в сфере труда"с комментариями спецалистов.

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда (ст.ст. 23 — 55)

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

  • Социальное партнерство в сфере труда - картинка 2Социальное партнерство в сфере труда - картинка 3Глава 3. Общие положения (ст.ст. 23 — 28)
    • Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда
    • Статья 24. Основные принципы социального партнерства
    • Статья 25. Стороны социального партнерства
    • Статья 26. Уровни социального партнерства
    • Статья 27. Формы социального партнерства
    • Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела
  • Социальное партнерство в сфере труда - картинка 2Социальное партнерство в сфере труда - картинка 3Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве (ст.ст. 29 — 34)
    • Статья 29. Представители работников
    • Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями
    • Статья 31. Иные представители работников
    • Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников
    • Статья 33. Представители работодателей
    • Статья 34. Иные представители работодателей
  • Социальное партнерство в сфере труда - картинка 2Социальное партнерство в сфере труда - картинка 3Глава 5. Органы социального партнерства (ст.ст. 35 — 35.1)
    • Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
    • Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда
  • Социальное партнерство в сфере труда - картинка 2Социальное партнерство в сфере труда - картинка 3Глава 6. Коллективные переговоры (ст.ст. 36 — 39)
    • Статья 36. Ведение коллективных переговоров
    • Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров
    • Статья 38. Урегулирование разногласий
    • Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
  • Социальное партнерство в сфере труда - картинка 2Социальное партнерство в сфере труда - картинка 3Глава 7. Коллективные договоры и соглашения (ст.ст. 40 — 51)
    • Статья 40. Коллективный договор
    • Статья 41. Содержание и структура коллективного договора
    • Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора
    • Статья 43. Действие коллективного договора
    • Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора
    • Статья 45. Соглашение. Виды соглашений
    • Статья 46. Содержание и структура соглашения
    • Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения
    • Статья 48. Действие соглашения
    • Статья 49. Изменение и дополнение соглашения
    • Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения
    • Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения
  • Социальное партнерство в сфере труда - картинка 2Социальное партнерство в сфере труда - картинка 3Глава 8. Участие работников в управлении организацией (ст.ст. 52 — 53.1)
    • Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией
    • Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией
    • Статья 53.1. Участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса
  • Социальное партнерство в сфере труда - картинка 2Социальное партнерство в сфере труда - картинка 3Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства (ст.ст. 54 — 55)
    • Статья 54. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
    • Статья 55. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

[2]

http://base.garant.ru/12125268/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/

Социальное партнерство в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда - картинка 16

В соответствии со ст. 23 Трудового кодекса социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками (пред­ставителями работников), работодателями (представителями работодате­лей), органами государственной власти, органами местного самоуправле­ния, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система социального партнерства включает в себя несколько уровней:

■ Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирова­ния отношений в сфере труда в РФ;

■ Региональный уровень, устанавливающий основы регулирова­ния отношений в сфере труда в субъекте РФ;

■ Отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли;

■ Территориальный уровень, устанавливающий основы регули­рования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

Уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство в сфере труда осуществляется в следующих формах:

■ Коллективных переговоров по подготовке проектов коллек­тивных договоров, соглашений и их заключению;

■ Взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений;

■ Участия работников в управлении организацией;

■ Участия представителей работников и работодателей в досу­дебном разрешении трудовых споров.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулиро­ванию социально-трудовых отношений, которые создаются на равноправ­ной основе по решению сторон из их представителей, наделенных необхо­димыми полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия из представителей общероссийских объединений работников, работодателей и Правительства РФ. Трехсто­ронние комиссии могут образовываться на региональном и территориаль­ном уровнях. Отраслевые комиссии могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации. На уровне организации обра­зуется двухсторонняя комиссия из представителей работников и работо­дателя.

Представителями работников в социальном партнерстве являются, в первую очередь, профессиональные союзы и их объединения. На уровне организации, если в ней отсутствует профсоюзная организация, или она объединяет менее половины работников, работники на общем собрании (конференции) могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Представителями работодателя в социальном партнерстве является руководитель организа­ции или уполномоченные им лица, объединения работодателей — неком­мерческие организации, объединяющие на добровольной основе работода­телей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления

.Представители работников и работодателей участвуют в коллектив­ных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения. Право на инициативу по проведению таких перего­воров имеют обе стороны. Они свободны в выборе вопросов регулирова­ния социально-трудовых отношений. Однако при этом должны соблюдать­ся следующие принципы:

1. Равноправие сторон;

2. Уважение и учет интересов сторон;

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношени­ях;

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5. Соблюдение сторонами законов и иных нормативных право­вых актов;

6. Полномочность представителей сторон;

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9. Реальность обязательств;

[3]

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, согла­шений;

11. Контроль за выполнением коллективных договоров и согла­шений;

12. Ответственность сторон за невыполнение по их вине коллек­тивных договоров и соглашений.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации (филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении) и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллек­тивного договора определяются сторонами. В него включаются взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен и т.п.; занятость работников, условия их высвобождения, переобучения; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда; соблюдение интересов работников при привати­зации; охрана здоровья работников и экологическая безопасность; льготы работникам, совмещающим работу с обучением; отдых работников и чле­нов их семей; контроль за выполнением колдоговора; отказ работников от забастовок при выполнении его условий и т.п.

Коллективный договор заключается на срок до трех лет и может быть продлен на срок до трех лет. Действие колдоговора распространяется на всех работников организации

Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Виды соглашений:

1. Генеральное — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

2. Региональное — устанавливает принципы регулирования социально-трудовых отношений в субъекте РФ;

3. Отраслевое — определяет общие условия оплаты труда, трудо­вые гарантии и льготы работникам отрасли;

4. Территориальное — устанавливает общие условия труда, тру­довые гарантии и льготы работникам на уровне муниципального образова­ния.

Соглашения заключаются на срок не более трех лет и могут быть продлены на срок не более трех лет. Действие соглашения распространяет­ся на работников и работодателей, которые уполномочили своих предста­вителей на его заключение, на органы государственной власти и местного самоуправления (в пределах взятых ими на себя обязательств), а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения. Если работодатели в течение 30 дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федераль­ный орган исполнительной власти по труду свой мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным на этих работодателей.

За уклонение сторон от участия в коллективных переговорах, непредоставление необходимой информации, а также за нарушение или невы­полнение коллективного договора, соглашения установлена ответствен­ность в виде штрафа.

http://studopedia.ru/1_125011_sotsialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda.html

Защита прав работников. Часть 38

Социальное партнерство в сфере труда - картинка 18

Фото: Николай Федоров / архив «Солидарности»

Заключительная глава книги Елены Косаковской раскрывает тему социального партнерства. Сначала основное: что это за партнерство, на каких принципах основано, кто и на каких уровнях в нем участвует.

18. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ В РАМКАХ СОЦПАРТНЕРСТВА

Понятие “социальное партнерство” (II раздел ТК РФ)

Социальное партнерство в сфере труда — система отношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Принципы социального партнерства

Одна из основных задач трудового законодательства — создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства (ст. 1 ТК РФ). Среди основных принципов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений (далее — трудовые отношения) есть такие (ст. 2 ТК РФ): обеспечение права работников участвовать в управлении организацией; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений; социальное партнерство, включающее право работников, работодателей, их объединений участвовать в договорном регулировании трудовых отношений.

Из системы норм статей 1, 2, 23 ТК РФ следует, что соцпартнерству как инструменту согласования интересов сторон государство отводит ключевую роль. Об этом свидетельствуют и основные принципы соцпартнерства, а именно (ст. 24 ТК РФ):

— равноправие, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность в участии в договорных отношениях;

— содействие государства в укреплении и развитии соцпартнерства на демократической основе;

— соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и НПА, содержащих нормы трудового права;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов в сфере труда;

— реальность обязательств и добровольность их принятия;

— обязательность выполнения колдоговоров, соглашений, контроль за их выполнением;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине колдоговоров, соглашений.

Стороны и представители социального партнерства

Для согласования интересов стороны соцпартнерства — работники и работодатели — уполномочивают своих представителей в установленном ТК РФ порядке (ст. 25 ТК РФ). Органы власти и органы местного самоуправления являются сторонами соцпартнерства, когда выступают работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Работников в соцпартнерстве представляют профсоюзы, их объединения, иные профорганизации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или избираемые работниками представители в предусмотренных ТК РФ случаях (ст. 29 ТК РФ).

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, контроле его выполнения, реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем — представляют первичная профорганизация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений и разрешении связанных с этим коллективных трудовых споров, контроле выполнения соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов, объединения их территориальных организаций.

Интересы работодателя (ст. 33 ТК РФ) в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работодателей в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — представляют соответствующие объединения работодателей. Если отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей отсутствует на всех уровнях соцпартнерства, то эти полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей — при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным ФЗ для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Представителями работодателей — организаций, функции учредителей которых выполняют органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления, при коллективных переговорах, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, контроле за выполнением соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — также являются соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Уровни социального партнерства

Стороны соцпартнерства имеют право согласовывать свои интересы на разных уровнях (ст. 26 ТК РФ). Уровни, на которых устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда: федеральный; межрегиональный — в двух и больше субъектах РФ; региональный — в субъекте РФ; отраслевой — в отрасли (отраслях); территориальный — в муниципальном образовании. Обязательства работников и работодателя в сфере труда устанавливаются на локальном уровне.

Органы социального партнерства

В главе 5 ТК РФ предусмотрено образование органов соцпартнерства по решению работников и работодателей (их представителей). Эти органы должны обеспечивать:

— регулирование социально-трудовых отношений,

— ведение коллективных переговоров и подготовку проектов колдоговоров, соглашений,

— заключение колдоговоров, соглашений,

— организацию контроля за выполнением колдоговоров, соглашений на всех уровнях социального партнерства.

Такими органами являются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ).

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Она работает в соответствии с ФЗ от 01.05.1999 № 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”. Членами РТК являются по 30 представителей сторон — общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они работают в соответствии с законами субъектов РФ. В частности, в Москве — субъекте РФ — городским законом от 11.11.2009 № 4 “О социальном партнерстве в городе Москве” определена система соцпартнерства, одним из элементов которой является МТК — Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. МТК формируется правительством Москвы, объединениями профсоюзов Москвы, объединениями работодателей Москвы — на принципах согласия и из равного количества представителей каждой из сторон (не больше 15 человек от каждой), уполномоченных представленными сторонами (ст. 10 Закона Москвы о соцпартнерстве).

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, работающие в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Создание территориальных трехсторонних комиссий в Москве предусмотрено ст. 9 Закона Москвы о соцпартнерстве.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эти комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях соцпартнерства. Образование отраслевых (межотраслевых) трехсторонних комиссий предусмотрено и ст. 9 Закона Москвы о соцпартнерстве.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта колдоговора и заключения колдоговора. Деятельность комиссий по подготовке, заключению, контролю исполнения колдоговоров в организациях в Москве регулируется Законом Москвы о соцпартнерстве.

Автор — заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

http://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-38.html

Социальное партнерство (трипартизм) как условие предотвращения коллективных трудовых споров

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между

  1. работниками (представителями работников),
  2. работодателями (представителями работодателей),
  3. органами государственной власти,
  4. органами местного самоуправления,

направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Основные принципы социального партнерства

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Уровни социального партнерства:

  1. федеральный (основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации);
  2. межрегиональный (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации);
  3. региональный (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации);
  4. отраслевой (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли);
  5. территориальный (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании);
  6. локальный (устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда).

Формы социального партнерства:

  • коллективные переговоры;
  • взаимные консультации;
  • участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

Представители работников в социальном партнерстве (ст. 29 ТК РФ):

  • профессиональные союзы и их объединения,
  • иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов, или
  • иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом.

Представлять интересы работников в сфере социального партнерства могут любые профессиональные союзы, созданные и зарегистрированные в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Профсоюз – добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Право работников на объединение, включая право на создание профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, включено в число основных нрав работников ТК РФ (ст. 21).

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность существования иных представителей работников в следующих случаях:

  1. когда на предприятии отсутствуют профсоюзные органы;
  2. когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников.

Представители работодателя в социальном партнерстве :

  • руководитель организации,
  • работодатель, индивидуальный предприниматель или
  • уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Работодатель вправе создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Согласно ст. 33 ТК РФ, объединение работодателей определяется как некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав их членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Представительство работодателей подразделяется по уровням: на уровне организации и на вышестоящих уровнях (территории, региона, общероссийском, отраслевом, межотраслевом).

Представительство работодателей на уровнях выше организации следует признать социальным представительством, когда оно осуществляется объединениями работодателей, созданными именно с этой целью, или эта цель является одной из основных, предусмотренных их уставами (например, Союз промышленников, предпринимателей и работодателей).

В соответствии со ст. 182 Гражданского кодекса РФ представитель действует от имени представляемого в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Действия представителя создают, изменяют либо прекращают права и обязанности представляемого.

Органы социального партнерства

Для регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями. Такие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются именно органами, а не сторонами социального партнерства.

Социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т.е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях.

Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Это постоянный орган системы социального партнерства, образованный тремя социальными партнерами федерального уровня.

Главные цели Российской трехсторонней комиссии :

  • регулирование социально-трудовых отношений;
  • согласование социально-экономических интересов сторон.

Задачи Комиссии – выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение генерального соглашения. Членами ее являются представители общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ.

На региональном и территориальном уровнях могут образовываться такие комиссии, действующие на основе закона субъекта Федерации или положений, разработанных представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном (межрегиональном), так и на региональном и территориальном уровнях.

На локальном уровне комиссия образовывается для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

http://jurkom74.ru/ucheba/sotsialnoe-partnerstvo-tripartizm-kak-uslovie-predotvrascheniya-kollektivnich-trudovich-sporov

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА ДЛЯ ОБЩЕСТВА

студент 4 курса, кафедра Государственного и муниципального управления СКФУ,

канд. экон. наук, доцент, кафедра Государственного и муниципального управления, СКФУ,

Социальное партнерство в сфере труда - картинка 21

Механизм под названием «социальное партнерство» сформировался во второй половине XIX — XX вв. Его возникновение связано с ростом числа наемных работников и обострением классовых противоречий в буржуазном обществе в результате развития индустриализации.

Во время индустриализации в ряде стран мира появились политические партии, профессиональные и депутатские объединения, группы интересов, рабочие клубы. Кроме радикальных течений в Европе (к примеру, партия большевиков в России), призывавших в начале XX века к революционной смене буржуазного строя, существовали и партии мира, выступавшие за эволюционное развитие общества, которое представлялось им как результат социального партнерства [2].

На данный момент социальное партнерство в трудовой сфере широко распространено в мировой практике и устанавливается в России.

Исследование данного явления, его определения, сущности и значения для общества актуально в наше время, потому что позволяет понимать систему взаимодействия между работниками и работодателями в современном развитом обществе и совершенствовать ее.

Начнем с того, что социальное партнерство — механизм взаимодействия наемных работников, работодателей и государства.

Более точное определение понятия социального партнерства в сфере труда закреплено в статье 23 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Согласно данной статье: «Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [1].

А статья 24 Трудового кодекса Российской Федерации содержит перечень основных принципов социального партнерства. Согласно данной статье в социальном партнерстве в сфере труда в Российской Федерации:

  • стороны равноправны;
  • интересы сторон уважаются и учитываются;
  • стороны заинтересованы в участии в договорных отношениях;
  • государство на демократической основе содействует укреплению и развитию социального партнерства;
  • стороны и их представители соблюдают трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
  • представители сторон полномочны;
  • стороны обладают свободой выбора при обсуждении вопросов, которые входят в сферу труда;
  • стороны добровольно принимают на себя обязательства;
  • обязательства, принимаемые на себя сторонами, реальны;
  • выполнение коллективных договоров и соглашений обязательно;
  • за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений осуществляется контроль;
  • стороны и их представители несут ответственность за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений [1].

Изучение данных принципов позволяет намного лучше понять явление под названием «социальное партнерство».

В чем же заключается сущность социального партнерства в сфере труда?

Социальное партнерство представляет собой один из наиболее рациональных путей предотвращения и устранения конфликтов в обществе, в основе которого лежит сотрудничество. Ведь интересы работников, работодателей и государства могут совпадать, а могут быть противоположными, что нередко и приводит к весьма серьезным социальным конфликтам.

Представителями интересов работников в системе социального партнерства, как правило, являются профсоюзы, а интересов работодателей — союзы предпринимателей. В трипартистском варианте системы социального партнерства в процессе согласования интересов принимает участие и государство, которое в то же время выступает и гарантом выполнения принятых соглашений.

Согласование интересов является результатом переговорного процесса. В ходе него стороны приходят к соглашению на счет условий труда и его оплаты, социальных гарантий работников и их ролей в деятельности предприятия. Таким образом, к объектам отношений социального партнерства обычно относят уровень доходов, условия труда, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведенной продукции.

Основной же целью отношений социального партнерства можно считать принятие во внимание и согласованность интересов его сторон. Применение и развитие системы социального партнерства позволяет достигнуть относительный баланс интересов работников и работодателей, компромисс, ведет к согласию в обществе. Оно создает возможность сочетать экономическую эффективность и социальную справедливость.

Необходимость существования института социального партнерства обусловлена тем, что наемные работники и работодатели не могут реализовать свои интересы без взаимодействия друг с другом. Если они не объединятся в процессе производства, то работодатель не сможет получить прибыль, а работники — средства для жизни. При этом субъектов соединяет общий интерес. Но одновременно у них разные роли и функции. Поэтому возникают существенные различия в их положении и личных (групповых) интересах, которые могут превратиться в серьезные противоречия и даже вооруженные конфликты. Именно здесь и появляется осознание необходимости обеспечения оптимально возможной сбалансированности интересов субъектов, т. е. использования механизма социального партнерства.

Социальное партнерство обладает существенным потенциалом, который может быть использован не только в сфере труда, но и других сферах жизнедеятельности, об этом свидетельствует интерес к данному явлению со стороны представителей различных научных направлений [4].

В чем же заключается влияние социального партнерства на развитие и благосостояние общества?

При применении механизма социального партнерства в государствах наблюдается положительный эффект, который заключается в отсутствии серьезных общественных потрясений, а прежде всего в социально-трудовой сфере, на протяжении длительного времени.

[1]

В странах, в которых реализуются принципы социального партнерства, происходит стабильное социально-экономическое развитие при наличии политической стабильности, противоречия решаются мирным путем и повышается уровень жизни населения, поэтому в становлении и развитии системы социального партнерства заинтересованы все социальные группы и государство в целом [3].

В настоящее время механизм социального партнерства все чаще применяют в регулировании разнообразных общественных отношений, выходя за рамки социально-трудовой сферы.

Таким образом, «Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [1]. Сущностью социального партнерства в сфере труда является то, что оно представляет собой один из наиболее рациональных путей предотвращения и устранения конфликтов в обществе, в основе которого лежит сотрудничество. При применении механизма социального партнерства в странах наблюдается положительный эффект, который заключается в стабильном социально-экономическом развитии при наличии политической стабильности, решении противоречий мирным путем и повышении уровня жизни населения.

http://sibac.info/studconf/econom/lxxv/134550

Литература

  1. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
  2. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.
  3. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
  4. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях