WordPress

Снижение негативного воздействия на окружающую среду

Снижение негативного воздействия на окружающую среду - картинка 1
Полезная информация на тему: "Снижение негативного воздействия на окружающую среду"с комментариями спецалистов.

Снижение негативного воздействия на окружающую среду

В течение 6 лет в России на системной основе создаются условия для становления и развития качественно новой индустрии обращения с отходами производства и потребления. Заложены основы улучшения экологической ситуации в стране в целом и в отдельных регионах и экологической безопасности будущих поколений. За 6 лет реализовано 30 мероприятий по ликвидации прошлого экологического вреда. Ликвидировано 4,5 млн т отходов I–V классов опасности. Рекультивировано и возвращено в хозяйственный оборот 49,3 тыс. га земель. Улучшены экологические условия проживания 16,5 миллиона человек.

В течение 6 лет в России на системной основе создаются условия для становления и развития качественно новой индустрии обращения с отходами производства и потребления. Заложены основы улучшения экологической ситуации в стране в целом и в отдельных регионах и экологической безопасности будущих поколений.

Осуществляется переход на новую систему нормирования в области охраны окружающей среды на основе принципа применения наилучших доступных технологий (далее – НДТ). С этой целью принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №219-ФЗ), которым предусмотрены правовые основы новой системы нормирования, государственная поддержка деятельности по внедрению НДТ и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Усовершенствован механизм взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Законом №219-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие налоговые льготы в виде возмещения затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (норма вступила в силу с 1 января 2016 года) и введение для оборудования НДТ дополнительного коэффициента амортизации 2 (вступает в силу с 1 января 2019 года).

Дополнительные стимулы для поддержки экологической модернизации, реабилитации производств и территорий, снижения негативного воздействия на окружающую среду предусмотрены в принятом 29 декабря 2015 года Федеральном законе №404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом, в частности:

— внесены уточнения в механизм взимания и исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе для осуществления возможности корректировки размера платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа;

— установлена возможность применения при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициента 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;

— введены ежеквартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду с целью более плавного формирования доходной части бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов и минимизации кассовых разрывов.

Подготовлены и утверждены справочники наилучших доступных технологий по всем отраслям. Создан государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и уже выдано около 220 тыс. свидетельств о постановке объектов на государственный учёт. Эти объекты разделили на 4 категории опасности для окружающей среды. Из объектов I категории выбрали 300 пилотных предприятий, которые должны будут получить комплексные экологические разрешения на принципах НДТ с 2019 по 2022 год. В 2025 году эти требования распространятся на все крупные предприятия.

[1]

В целях снижения загрязнения атмосферного воздуха осуществляется стимулирование полезного использования попутного нефтяного газа и снижения выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. После принятия постановления Правительства от 8 ноября 2012 года №1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» уровень утилизации попутного нефтяного газа вырос на 12%. Ведущие нефтедобывающие компании инвестировали в проекты более 266 млрд рублей.

Распоряжением Правительства от 3 ноября 2016 года №2344-р сформирован механизм регулирования выбросов парниковых газов.

Системная работа ведётся в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде. Так, Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О континентальном шельфе Российской Федерации” и Федеральный закон “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”» установлены требования к охране морской среды от нефтеразливов. Проведение буровых работ, транспортировка нефти теперь допускается только при наличии у компаний плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. До утверждения такого плана компании должны провести учения по ликвидации разливов нефти и получить по результатам положительное заключение от государства.

Определён порядок функционирования федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, установлены механизмы рассмотрения уполномоченными органами результатов общественного экологического контроля. Созданы механизмы для граждан и общественных объединений, позволяющие информировать посредством системы органы государственной власти о несанкционированных свалках, фактах загрязнения водных объектов, незаконной вырубке лесов и других правонарушениях (постановление Правительства от 8 сентября 2017 года №1082).

Полностью завершена работа по формированию правовых основ по переходу субъектов Федерации к новой системе управления твёрдыми коммунальными отходами. Определены требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами (постановление Правительства от 16 марта 2016 года №197). Введены дополнительные механизмы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, организация деятельности по обращению с отходами которых обеспечивает снижение негативного воздействия на окружающую среду. Определён перечень биоразлагаемых товаров и упаковки, за утилизацию которых после утраты потребительских свойств предусмотрены льготы по ставкам утилизационного сбора (распоряжение Правительства от 11 февраля 2016 года №202-р).

Важным элементом новой системы обращения с отходами, направленным на их разделение и сортировку, стало введение расширенной ответственности производителей и импортёров товаров и упаковки. Начиная с 2017 года законодательством введена обязанность производителей по уплате утилизационного сбора по установленным группам отходов в соответствии с утверждёнными нормативами утилизации (постановление Правительства от 9 апреля 2016 года №284). Экологический сбор впервые уплачивается в 2018 году. С 1 января 2017 года введён запрет на размещение отходов, содержащих полезные компоненты, т.е. те, что могут быть использованы повторно. Вся система обращения с отходами претерпит изменения: она получит новые механизмы, которые будут соответствовать принципам ответственности производителя.

В России ежегодно образуется 5 млрд т отходов, из них перерабатывается 48–57%. Доля твёрдых коммунальных отходов (ТКО) составляет 10% от общего количества образования, или около 5 млн т, из которых утилизируется 7–9%, остальное захоранивается на полигонах.

В феврале 2016 года в Костромской области запущен в эксплуатацию первый автоматизированный комплекс обработки и обезвреживания отходов мощностью 200 тыс. т твёрдых коммунальных отходов в год. Из 100% входящего объёма отходов извлекается до 25–30% вторичных материальных ресурсов; порядка 20% – сырьё для производства RDF (альтернативное топливо); до 25% – производство технического компоста из органических остатков. На полигон для захоронения направляется не более ¼ части поступившего объёма отходов, при этом лишь V класса опасности. Завод построен на основе передовых зарубежных технологий и при этом адаптирован под специфику российского мусора. Наличие типовых решений позволяет снизить сроки реализации аналогичных проектов в других регионах страны.

В настоящее время в отрасли переработки отходов реализуются крупные инвестиционные проекты также в Московской, Мурманской, Архангельской областях, Республике Татарстан.

С 2012 года проводится системная работа по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Приняты изменения в федеральное законодательство в части определения порядка выявления, определения опасности объектов накопленного вреда и их ликвидации. С 2017 года эти изменения вступили в действие. Федеральным законом от 3 июля 2016 года №254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В 2017 году утверждены Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде (постановление Правительства от 13 апреля 2017 года №445) и Критерии категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке (приказ Минприроды России от 4 августа 2017 года №435).

В 2014 году Правительство определило 24 объекта в 15 субъектах Федерации (Хабаровский край, Вологодская область, Архангельская область, Чеченская Республика, Кемеровская область, Смоленская область, Владимирская область, Республика Татарстан, Астраханская область, Волгоградская область, Мурманская область, Камчатский край, Республика Крым, Краснодарский край, Ненецкий автономный округ), на которых ликвидация накопленного экологического вреда должна быть проведена в первую очередь (распоряжение Правительства от 4 декабря 2014 года №2462-р).

За 6 лет реализовано 30 мероприятий по ликвидации прошлого экологического вреда. Ликвидировано 4,5 млн т отходов I–V классов опасности. Рекультивировано и возвращено в хозяйственный оборот 49,3 тыс. га земель. Улучшены экологические условия проживания 16,5 миллиона человек.

http://government.ru/info/32195/

Снижение негативного воздействия на окружающую среду

nvos.jpg

Снижение негативного воздействия на окружающую среду - картинка 3

Похожие публикации

Многие производства в той или иной мере оказывают негативное воздействие на природную среду (НВОС). Поэтому законодатель ужесточает контроль опасных производств, присваивая объектам предприятий соответствующие категории, характеризующие степень оказываемого ими вреда – от 4-й для объектов с минимальным загрязнением до 1-й категории с существенным уровнем экологической опасности. Регулируются основные вопросы охраны природы законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002, в который уже неоднократно внесены и еще будут вноситься различные изменения и дополнения.

Рассмотрим, какими нормами оперирует сегодня законодатель в вопросах снижения негативных последствий, какие санкции предусматривает при неисполнении установленных требований.

Меры, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду

Изменений, вносимых в закон № 7-ФЗ, множество. Они связаны с конкретизацией компаний, уплачивающих сбор за НВОС, разработкой правил формирования облагаемой базы, исчисления и сроков платежей. Закон № 219-ФЗ от 21.07.2014 (в ред. от 28.12.2017) ввел новые актуальные термины, учитываемые при расчете платы за НВОС: наилучшие доступные технологии, технологические и технические нормативы загрязнений, временно разрешенные выбросы/сбросы. Этим же нормативным актом установлен ряд льгот для объектов с незначительным уровнем негативного воздействия.

За загрязнение природной среды предусматривается уплата специального сбора. Положения, касающиеся расчета платы, изложены в законе № 7-ФЗ, здесь же уточнена методика вычислений. Объекты четвертой, минимальной степени опасности, как правило освобождаются от платы за НВОС (ст. 4.2 закона № 7-ФЗ).

Плата за НВОС базируется на сложных расчетах, учитывающих целый ряд факторов – объем выбросов, их состав, ставки сбора и применение предусмотренных коэффициентов. Значения ставок установлены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (ред. от 29.06.2018), они варьируются в зависимости от объемных показателей выбросов. К ставкам применяются установленные законом коэффициенты: с 01.01.2016г. по 31.12.2019г. – от 0 до 25, с 01.01.2020г. – от 0 до 100 (ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 11 закона № 219-ФЗ). Понижающие коэффициенты применяются к выбросам в пределах норм, а также для тех, кто применяет современные природоохранные технологии; повышенные значения устанавливаются для сверхнормативных и высокотоксичных загрязнений.

Годовую декларацию о плате за НВОС необходимо сдавать до 10 марта следующего за отчетным года. Также годовой отчетной формой является расчет по экологии для малых предприятий (отчет МСП), который сдается до 15 января следующего года (п.п. 7, 8 ст. 18 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ; приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30).

Нововведения в природоохранном законодательстве

С 01.01.2019 г. предприятиям с объектами, относящимся к 1-й категории, внесенными в специальный правительственный перечень, для осуществления деятельности придется получить комплексное экологическое разрешение, в котором будут означены все допустимые нормативы и лимиты. Сроки подачи заявки – с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. Для остальных предприятий и ИП сроки получения комплексного разрешения продлеваются до 01.01.2025 г. (ст. 11 закона № 219-ФЗ от 21.07.2014).

В статье нами приведены лишь немногие меры, направленные на улучшение состояния природы и применяемые на основе показателей расчета экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.

КоАП: загрязнение окружающей среды

Трансформируется не только законодательство об охране природы, но и нормы, регулирующие исполнение его основных требований. Административным нарушениям в области охраны окружающей среды посвящена глава 8 КоАП РФ.

В частности, статьей 8.41 КоАП РФ определена ответственность за невнесение платы за НВОС с наложением штрафа на компании от 50 000 до 100 000 руб., на ответственных должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.

В связи с вышеперечисленными изменениями КоАП РФ дополнен статьями, диктующими степень ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Так, с 01.01.2015 статьей 8.46 установлены штрафы за неподачу или несвоевременную подачу заявки для постановки на госучет объектов, влияющих на состояние окружающей среды:

  • для юрлиц – от 30 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 5 000 до 20 000 руб.;

С 01.01.2019 вступает в действие ст. 8.47 КоАП РФ, предусматривающая санкции за работу без комплексного экологического разрешения:

  • для компаний – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – 4 000 до 10 000 руб.

http://spmag.ru/articles/snizhenie-negativnogo-vozdeystviya-na-okruzhayushchuyu-sredu

Мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления

Объем инвестиций, направленных на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления, в Российской Федерации в 2017 г. составил 10 942 млн руб., из них инвестиции, направленные на установки (производства) для утилизации и переработки отходов производства, составили 4 170 млн руб. В разрезе федеральных округов наибольший объем инвестиций выделен в Северо-Западном федеральном округе (1 238 млн руб.), наименьший — в Южном федеральном округе (41,3 млн руб.).

Федеральные округаОбразование отходов производства и потребления, тыс. тОбъем утилизированных отходов производства и потребления, тыс. тИнвестиции, направленные на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления, тыс. руб. 1Из них: Инвестиции в основной капитал, направленные на установки (производства) для утилизации и переработки отходов производства, тыс. руб.
Всего по Российской Федерации62206393248855109424414170443Центральный федеральный округ2489086876211520381111212Северо-Западный федеральный округ46472510001317181361237998Южный федеральный округ1869664004127141271Северо-Кавказский федеральный округ3714147727970—Приволжский федеральный округ1535594717233126053828Уральский федеральный округ2810829653443426811093158Сибирский федеральный округ441761226761311384632148323Дальневосточный федеральный округ6323442523661944453484653

1 Включают инвестиции в основной капитал, направленные на строительство установок (производств) для утилизации и переработки отходов производства, предприятий и полигонов по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных, бытовых и иных отходов.

Источник: данные Росприроднадзора, Росстата.

Важными показателями состояния окружающей среды под влиянием отходов производства и потребления являются значения основных индикаторов государственных программ в области обращения с отходами производства и потребления.

Наименование показателя (индикатора)Единица измеренияЗначения показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограммы государственной программы, федеральной целевой программы (подпрограммы федеральной целевой программы)
20162017
планфакт
Государственная программа 12. «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы.
4Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн рублей валового внутреннего продукта в постоянных ценахтонн81,28383*Подпрограмма 1. Регулирование качества окружающей среды2Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I — IV классов опасности%80,876,776,7*13Доля утилизированных и обезвреженных твердых коммунальных бытовых отходов в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов%34,1935,135,1**14Объем образованных отходов I — IV классов опасности по отношению к показателям 2007 г.%45,1645,945,9**15Объем образованных отходов (I класс опасности) по отношению к показателям 2007 г.%94,7396,396,3**16Объем образованных отходов (II класс опасности) по отношению к показателям 2007 г.%626363**17Объем образованных отходов (III класс опасности) по отношению к показателям 2007 г.%167,13169,9169,9**18Объем образованных отходов (IV класс опасности) по отношению к показателям 2007 г.%40,1740,940,9**19Объем образованных отходов I — IV классов опасности, которые не были обезврежены и утилизированы, по отношению к показателям 2007 г.%13,6813,813,8**20Объем образованных отходов, которые не были обезврежены и утилизированы (I класс опасности), по отношению к показателям 2007 г.%58,5955,655,6**21Объем образованных отходов, которые не были обезврежены и утилизированы (II класс опасности), по отношению к показателям 2007 г.%57,6654,954,9**22Объем образованных отходов, которые не были обезврежены и утилизированы (III класс опасности), по отношению к показателям 2007 г.%199,51200,7200,7**23Объем образованных отходов, которые не были обезврежены и утилизированы (IV класс опасности), по отношению к показателям 2007 г.%24,2824,424,4**Подпрограмма П. Приоритетный проект «Чистая страна»4Доля ликвидированных отходов в общем объеме отходов на объектах накопленного вреда окружающей среде%—1,090,02***3Сокращение объемов непереработанных и неразмещенных на полигонах отходов%8057,257,2

* — Оценка — отчет по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) представляется к 29 апреля (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р);

** — Оценка — Согласно пункту 57.3 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, срок предоставления (распространения) данной информации официальной статистической информации — 29 апреля (ежегодно).

*** — Плановые значения 2017 г. были рассчитаны с учетом проведенной в 2013 г. инвентаризации объектов прошлого экологического вреда, а также реализации Комплекса первоочередных мер Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р «Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности», финансирование которого осуществлялось в рамках основного мероприятия «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде на особо охраняемых природных территориях федерального значения». Указанный расчет был некорректен, фактическое значение рассчитано исходя из итоговых отчетов по мероприятиям приоритетного проекта «Чистая страна» от субъектов Российской Федерации.

Приоритетными направлениями в сфере обращения с отходами в 2018 г. определены:

http://gosdoklad-ecology.ru/2017/obrashchenie-s-otkhodami-proizvodstva-i-potrebleniya/mery-po-snizheniyu-negativnogo-vozdeystviya/

Снижение негативного воздействия на окружающую среду, эффективное использование ресурсов

Бережное отношение к окружающей среде – один из стратегических приоритетов . Компания осознает свою ответственность перед обществом в данном вопросе, объективно оценивает и стремится минимизировать экологические риски, наращивает инвестиции в природоохранные программы. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования Компании являются:

  • снижение техногенной нагрузки и поддержание благоприятного состояния природной среды и среды обитания человека;
  • недопущение экологического ущерба от хозяйственной деятельности;
  • сохранение биологического разнообразия в условиях нарастающей антропогенной нагрузки;
  • рациональное использование, восстановление и охрана природных ресурсов.

В соответствии с этими целями Компания выделяет следующие приоритетные направления деятельности:

  • управление рисками в области обеспечения экологической безопасности;
  • экологический мониторинг и производственный экологический контроль;
  • управление системой предупреждения, локализации аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • ввод в эксплуатацию природоохранных объектов;
  • реализация программы полезного использования ПНГ;
  • развитие программ энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • развитие программ по утилизации/обезвреживанию отходов производства;
  • реализация программ модернизации нефтеперерабатывающих активов;
  • разработка и реализация программ сохранения биологического разнообразия;
  • разработка и внедрение экотехнологий;
  • обучение и развитие персонала в области экологической безопасности.

Инвестиции в обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды составили 14,3 млрд руб.

Обеспечить достижение стратегических целей и исполнение взятых Компанией обязательств в области экологической безопасности позволяет интегрированная система управления в области производственной безопасности и, в частности, экологической безопасности, действующая в «Газпром нефти».

Для улучшения показателей в области экологической безопасности Компания постоянно совершенствует бизнес-процессы в рамках системы экологического менеджмента и взаимодействует с заинтересованными сторонами. «Газпром нефть» последовательно переходит от реализации мероприятий по устранению ущерба к оценке потенциальных экологических рисков и внедрению мер по предупреждению негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду.

Затраты на услуги природоохранного значения и эксплуатационные затраты на обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды в 2016 г. составили 6,9 млрд руб.

Охрана атмосферного воздуха

Одна из основных природоохранных задач Компании – снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Для ее решения «Газпром нефть» реализует масштабную программу модернизации и реконструкции своих нефтеперерабатывающих активов, направленную на повышение уровня их промышленной безопасности, минимизацию воздействия заводов на окружающую среду, повышение качества выпускаемой продукции и улучшение экологических характеристик разных видов моторного топлива.

Увеличение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2016 г., по сравнению с 2015 г., связано с увеличением объемов добычи нефти, в том числе в дочерних обществах со зрелыми активами.

Выбросы парниковых газов

«Газпром нефть» как один из лидеров российской нефтяной отрасли осознает свою ответственность за сохранение окружающей среды для настоящих и будущих поколений. Проблема изменения климата усиливает значимость этого вопроса и всей деятельности по снижению выбросов в масштабах компаний и страны. Для решения поставленной задачи Компания развивает программу по повышению уровня использования ПНГ на всех своих добычных активах. Строительство соответствующей инфраструктуры и мощностей позволяет существенно снижать выбросы парниковых газов при полномасштабной разработке активов, увеличивая эффективность добычи углеводородов.

Увеличение объемов выбросов парниковых газов в 2016 г. связано с вводом в эксплуатацию новых крупных месторождений, а также с увеличением потребления тепловой и электроэнергии из-за аномально низких температур зимнего периода. Одновременно «Газпром нефть» в 2016 г. продолжила реализацию проектов по повышению уровня полезного использования ПНГ. В эксплуатацию были введены Еты-Пуровская компрессорная станция в ЯНАО (производительностью 1,2 млрд м 3 в год), ГТЭС Шингинского месторождения. Продолжается строительство крупнейшей в России установки комплексной подготовки газа на Новопортовском месторождении. Стратегической целью Компании по-прежнему является повышение уровня полезного использования ПНГ до 95 %.

Выбросы парниковых газов в атмосферный воздух (млн т СО2 -эквивалента) Эквивалент CO2 (CO2 -equivalent, CO 2 -экв., CO2 э) – единица измерения потенциала глобального потепления парниковых газов. Углекислый газ является эталоном, с помощью которого оцениваются остальные парниковые газы. Источник: данные Компании

http://ar2016.gazprom-neft.ru/results/environmental-safety/impact-on-environment

МЕТОДЫ УМЕНЬШЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Основные направления защиты окружающей среды

По мере развития промышленности, энергетики и средств транспорта антропогенное загрязнение биосферы, обусловленное жизнедеятельностью человека, непрерывно нарастало. Если в первой половине XX в. негативное воздействие загрязнений на биосферу во многих регионах мира сглаживалось происходящими в ней естественными процессами, то в последующие годы масштабы деятельности человека привели биосферу на грань экологического кризиса.

Научно-техническая революция, охватившая во второй половине XX в. многие страны мира, принесла людям не только благо, но и теневые явления: загрязнение атмосферы, морских акваторий и пресных водоемов, нарушение почвенного покрова и ландшафтов, истощение водных и лесных ресурсов, уменьшение численности животных. Экологический кризис осложняется экспоненциальным ростом народонаселения планеты и его урбанизацией.

С каждым годом увеличивается степень воздействия человека на природную среду. Чтобы сохранить природу и ее ресурсы для потомков, необходимо уже сейчас поставить наши отношения с природой на строго научную основу. В данное время экологические проблемы тесно переплетаются не только с вопросами технологии, но и экономики, политики, морали, права, эстетики, образования, поэтому рациональное использование природных ресурсов и эффективные меры по охране окружающей среды возможны только на основе знаний законов природы и их разумного применения. Иными словами, от потребительского отношения к природе человек должен переходить к сотрудничеству с ней и соразмерять свою хозяйственную деятельность с возможностями природы.

Чтобы обеспечить свое существование, мы должны иметь пищу, воду, кров, одежду и т.д. Все это с неизбежностью предполагает образование различных видов отходов, которые поступают в окружающую среду, что, в свою очередь, можно рассматривать как воздействие на природную среду. Во избежание ненужного, а порой непоправимого ущерба такое воздействие должно тщательно планироваться.

Любая деятельность оказывает отрицательное воздействие на ресурсы Земли. Так, если люди предпочитают очищать сточные воды, то в результате такой деятельности образуются отходы другого вида, которые также должны быть удалены. Для этого требуется огромное количество энергии. Необходимая энергия должна быть найдена где-то в окружающей среде, например в запасах угля, нефти, ядерного горючего. Кроме того, возможно использование геотермальной энергии и энергии воды (гидроэлектростанции).

[3]

Общий результат всей деятельности человечества на Земле состоит в ухудшении качества ее ресурсов в целом.

[2]

Таким образом, деятельность людей причиняет ущерб окружающей среде независимо от их добрых намерений и задача состоит в том, чтобы сделать последствия этой деятельности менее пагубными.

Защита окружающей среды — это комплексная проблема, требующая усилий ученых многих специальностей. Наиболее активной формой защиты окружающей среды от вредного воздействия выбросов промышленных предприятий является полный переход к безотходным и малоотходным технологиям и производствам. Это потребует решения целого комплекса сложных технологических, конструкторских и организационных задач, основанных на использовании новейших научно-технических достижений. Важными направлениями экологизации промышленного производства следует считать следующее: совершенствование технологических процессов и разработку нового оборудования с меньшим уровнем выбросов примесей и отходов в окружающую среду экологическую экспертизу всех видов производств и промышленной продукции; замену токсичных отходов на нетоксичные; замену неутилизируемых на утилизируемые; широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды.

В качестве дополнительных средств защиты применяют такие, как аппараты и системы для очистки газовых выбросов, сточных вод от примесей, глушители шума при сбросе газов в атмосферу, виброизоляторы технологического оборудования, экраны для защиты от электромагнитных полей (ЭМП) и др. Эти средства защиты постоянно совершенствуются, широко внедряются в технологические и эксплуатационные циклы во всех отраслях народного хозяйства.

Дополнительные средства защиты окружающей среды применяют на транспорте и передвижных энергоустановках. Это глушители, сажеуловители, нейтрализаторы отработавших газов двигателей внутреннего сгорания (ДВС), глушители шума компрессорных установок и газотурбинных двигательных установок (ГТДУ), виброизоляторы рельсового транспорта и т.д.

Важная роль в защите окружающей среды отводится мероприятиям по рациональному размещению источников загрязнений: вынесение промышленных предприятий из крупных городов в малонаселенные районы с непригодными и малопригодными для сельскохозяйственного использования землями; оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом топографии местности и розы ветров; установление санитарно- защитных зон вокруг промышленных предприятий; рациональная планировка городской застройки, обеспечивающая оптимальные экологические условия для человека и растений; организация движения транспорта с целью уменьшения выброса токсичных веществ в зонах жилой застройки.

В охране окружающей среды необходимы службы контроля качества окружающей среды, которые должны вести систематизированные наблюдения за состоянием атмосферы, воды и почвы для получения фактических уровней загрязнения окружающей среды. Полученная информация о загрязнениях позволяет быстро выявлять причины повышения концентраций вредных веществ и активно их устранять.

На реализацию комплекса мер по охране окружающей среды во всех развитых странах мира выделяются ассигнования, достигающие 2—4% национального дохода.

Ориентировочно, на примере США, относительные затраты составляют, %: охрана атмосферы — 35,2; охрана водоемов — 48,0; ликвидация твердых отходов — 15,0; снижение шума — 0,7; прочее — 1,1.

Основными путями уменьшения загрязнения природной среды являются:

  • 1) переход к безотходным и малоотходным технологиям и производствам;
  • 2) экологизация промышленного производства:
    • — совершенствование технологических процессов и разработка нового оборудования с меньшим уровнем выбросов примесей и отходов в окружающую среду;
    • — экологическая экспертиза всех видов производств и промышленной продукции;
    • — замена неутилизируемых отходов на утилизируемые;

широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды (аппаратов и систем для очистки газовых выбросов и сточных вод от примесей, глушителей шума, экранов для защиты от ЭМП и др.);

  • 3) рациональное управление природными ресурсами;
  • 4) рациональное использование минеральных ресурсов;
  • 5) сохранение природных сообществ;
  • 6) охранные зоны природных объектов;
  • 7) экологическое воспитание и просвещение.

При этом рассматривается ряд стратегий:

  • 1) стратегия развития промышленности, энергетики, борьба с загрязнениями (главное стратегическое направление — переход на новые вещества, технологии, которые позволяют уменьшить выбросы загрязнений);
  • 2) стратегия развития сельского хозяйства;
  • 3) анализ потоков материалов;
  • 4) химическая обработка отходов;
  • 5) биологическая обработка отходов;
  • 6) разделение отходов;
  • 7) создание комплексных систем контроля;
  • 8) изучение политики в области охраны окружающей среды.

Для освещения некоторых основных путей уменьшения загрязнения природной среды рассмотрим следующие вопросы.

  • 1. Охрана водных ресурсов морей и океанов.
  • 2. Защита водоемов от загрязнения сточными водами.
  • 3. Уменьшение вредных веществ в автомобильном топливе.
  • 4. Снижение выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании топлива.
  • 5. Удаление отходов.
  • 6. Безотходные и малоотходные производства.
  • 7. Мониторинг состояния окружающей среды.
  • 8. Экологическая экспертиза.

http://studme.org/264076/ekologiya/metody_umensheniya_zagryazneniya_okruzhayuschey_sredy

Литература

  1. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.
  2. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.
  3. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
  4. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях