WordPress

Штраф за невыдачу бсо

Штраф за невыдачу бсо - картинка 1
Полезная информация на тему: "Штраф за невыдачу бсо"с комментариями спецалистов.

Штраф за недействительный БСО

Как сообщает Минфин России, сейчас на рассмотрении в ведомстве находится несколько десятков новых бланков строгой отчетности. Эти формы практически согласованны. Среди них санаторно-курортные путевки, билеты на зрелищные мероприятия и экскурсионные путевки.

Так, срок действия старых форм бланков строгой отчетности продлили до 1 июня 2008 года (постановление Правительства РФ от 27 августа 2007 г. № 542). Как говорится, «кассовая» угроза миновала. Если и к этому сроку чиновники не выведут БСО «из тени», фирмам, которые используют бланки строгой отчетности, снова придется подумать о приобретении ККТ.

Обойдемся без ККТ!

Наличные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) регулирует положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171. Фирма вправе проводить такие расчеты, если она:

  • оказывает услуги, поименованные в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Перечень таких услуг является закрытым;
  • находится в труднодоступных местностях. Списки таких районов утверждают региональные власти. Причем они не могут включать в себя города, районные центры и поселки городского типа. На практике отдаленной или труднодоступной считают местность, в которой нет регулярного пассажирского сообщения наземным транспортом общего пользования;
  • выдает бланки строгой отчетности вместо чека ККТ.

При этом использовать БСО можно, если соблюдаются следующие ограничения:

  • компания оказывает услуги населению;
  • форма бланка для данного вида услуг утверждена Минфином России, и срок действия этой формы не истек.

Полный перечень видов услуг населению приведен в Общероссийском классификаторе, утвержденном постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163. В нем можно найти, какие «старые» БСО на данный момент действуют для отдельных видов услуг, представленных в классификаторе.

внимание

Если для определенного вида услуг формы БСО не установлены, то фирма, которая оказывает такие услуги, должна применять ККТ. В противном случае, организацию обвинят в нарушении законодательства при осуществлении наличных денежных расчетов с населением.

«Бланковые» требования

При использовании бланков строгой отчетности, следует не забывать о некоторых правилах:

  • БСО должны быть изготовлены типографским способом (письмо Минфина России от 27 сентября 2005 г. № 03-01-20/5-193).
  • Бланки должны заполняться четко и разборчиво. Как и при оформлении кассовых документов, в них недопустимы подчистки, поправки и исправления. В незаполненных строках необходимо ставить прочерк.
  • Испорченные или неправильно заполненные БСО уничтожать нельзя. Такой бланк нужно перечеркнуть и приложить к отчету кассира за тот день, в котором он был выписан.
  • К оригиналу бланка оформляют не менее чем одну его копию (кроме бланков, предназначенных для расчетов за проезд). Фирма сама решает: выдать покупателю экземпляр БСО либо его первую копию.

Его дубликат можно сделать с использованием копировальной или самокопировальной бумаги или же бланк должен иметь отрывные части.

«Букве закона» лучше не перечить

Учтите, что невыдача документов строгой отчетности, приравниваемых к кассовому чеку, неприменение ККТ при наличных денежных расчетах, а также использование «просроченных» БСО является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения ККТ в установленных законом случаях. Так, «руководство к действию» для судей содержится в статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Штраф для юридических лиц в этом случае составит от 30 000 до 40 000 рублей.

Невыдача фирмой БСО, если она не использует ККТ, грозит ей очевидным штрафом (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 июля 2007 г. по делу № А79-11353/2006, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. по делу № Ф04-4111/2007(35517-А03-27), постановление ФАС Поволжского округа от 3 апреля 2007 г. по делу № А12-19423/06-С6).

Заметим, что выдача бланка на сумму меньшую, чем фактически полученная, также приравниваются к неприменению ККТ. Ответственность за такое правонарушение учитывается по указанной выше норме.

БСО, которые фирма применяет для учета наличных денежных средств без применения ККТ, могут иметь и скрытые изъяны. Если их обнаружит налоговый инспектор, административные штрафы составят по указанным ранее «тарифам» (ст. 14.5 КоАП).

это важно

Размер «наказания» для граждан по статье 14.5 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей, для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Срок о назначении наказания

При рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности судам необходимо руководствоваться общим правилом, закрепленным в статье 4.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Согласно указанной норме, постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККТ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения.

[2]

Самодельный БСО недопустим!

Заметим, что выдавать на руки бланк строгой отчетности (в случае неприменения ККТ) в произвольной форме недопустимо. Так, фирма должна использовать в работе именно тот БСО, который соответствует виду ее деятельности по установленной Минфином форме.

Например, организация оказывает услуги телефонной связи. В этом случае она должна оформлять бланк строгой отчетности по форме № МТФ-2 Талон, в частности, при оплате услуг за международный телефонный разговор с переговорного пункта.

В БСО обязательно должны быть указаны сведения об утверждении формы бланка, наименование, шестизначный номер и серия, код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации, идентификационный номер налогоплательщика и т. д.

Полный перечень необходимых реквизитов приведен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171.

Исключение составляет бланк, который предназначен для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования. Перечень реквизитов для него приведен в пункте 6 указанного Положения.

Фирма может заказать бланки в типографии.

Н. Страхова, главный бухгалтер ОАО «Мосмонтажспецстрой»

http://www.buhgalteria.ru/article_sef/detailGood.php?ELEMENT_ID=31235

Какова ответственность за неприменение или утерю БСО?

Что такое бланк строгой отчетности?

Статья 1.1 закона «О ККТ» 22.05.2003 № 54-ФЗ определяет бланк строгой отчетности (далее — БСО) как первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

С 01.07.2019 применять БСО в порядке, предусмотренном законом № 54-ФЗ, обязаны все организации и ИП (за небольшим исключением). До этой даты при оказании услуг населению хозсубъекты, имеющие право не применять ККТ, могли работать с ними по правилам, которые закреплены постановлением Правительства РФ «О порядке осуществления наличных денежных расчетов…» от 06.05.2008 № 359. Исключение — сфера общепита, предприятия которого (кроме ИП без работников) должны были перейти на новый порядок работы с БСО уже с 01.07.2018.

Подробнее о БСО и о том, в каких случаях они могли заменить кассовый чек, читайте в статье «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)?».

Какие штрафы предусмотрены за невыдачу БСО?

Поскольку в настоящее время БСО — это аналог кассового чека, его невыдача покупателю приравнивается к неприменению кассовой техники, которое является административным правонарушением.

Согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП оно влечет наказание в виде штрафа:

  • для должностных лиц — в размере от 25 до 50% от суммы, принятой без выдачи документа (но не менее 10 000 руб.);
  • для юрлиц — в размере от 75 до 100% от суммы, принятой без выдачи документа (но не менее 30 000 руб.).

Повторное нарушение при сумме непроведенной через ККТ выручки 1 млн руб. и более карается суровее:

  • в отношении должностных лиц оно влечет дисквалификацию на срок от одного до двух лет;
  • для ИП и юрлиц может повлечь административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отдельным правонарушением КоАП выделяет невыдачу кассового чека или БСО при наличии требования клиента. В этом случае будут применены следующие виды ответственности (п. 6 ст. 14.5):

  • предупреждение или штраф для должностных лиц в сумме 2000 руб.;
  • для юрлиц — предупреждение или штраф 10 000 руб.

Помимо административной ответственности за отсутствие БСО возможна также налоговая — по ст. 120 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000-30 000 руб., а при заниженижении налоговой базы в размере 20% от суммы неуплаченного в результате налога, но не менее 40 000 руб.

Существует ли ответственность за утерю БСО?

Сейчас утеря БСО невозможна, поскольку их сохраняет (и передает в ФНС) фискальный накопитель автоматизированного устройства.

Что касается применявшихся ранее бумажных БСО, то в отношении них была применима мера за нарушение порядка хранения первичной бухгалтерской документации, который обязаны соблюдать все хозсубъекты (ст. 29 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Согласно пп. 1, 2 ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы для должностных лиц за отсутствие первички:

  • 5000–10 000 руб. при первом нарушении,
  • 10 000–20 000 руб. или дисквалификация на 1–2 года — при повторном.

[1]

Кроме того, согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредоставление контролирующим органам первичной документации на должностных лиц налагается штраф 300–500 руб. За это же нарушение предусмотрена ответственность и по п. 5 ст. 14.5 КоАП — предупреждение или штраф для должностных лиц в сумме 1 500–3 000 руб., к юрлицам применяется предупреждение или штраф 5 000–10 000 руб.

Также здесь возможен штраф по ст. 120 НК РФ, о котором мы говорили выше.

ВАЖНО! Говоря об ответственности за утерю БСО, следует понимать, что она касается только случаев отсутствия у продавца заполненных бланков. Чистые бланки первичной документацией не являются, а ответственность за их утерю не предусмотрена.

О том, как следовало хранить и учитывать бумажные БСО, читайте в статье «Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности».

Может ли быть привлечен к ответственности сотрудник фирмы или ИП?

Согласно ст. 2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ применять кассовую технику (либо БСО) обязаны только организации или индивидуальные предприниматели. Что это означает? То, что законодательство не предусматривает обязанности физлица — сотрудника фирмы или ИП (например, кассира) выдавать БСО или кассовый чек. Такая обязанность возлагается на сотрудника исключительно работодателями на основании соответствующих положений трудового договора, заключаемого между работником и юрлицом (или ИП).

Таким образом, к ответственности за невыдачу БСО может быть привлечен только работодатель, поскольку в данной ситуации его сотрудник совершает действия на основании трудового договора, но не является стороной в договоре купли-продажи (письмо ФНС от 13.06.2006 № ММ-6-06/[email protected]). Однако данный факт не мешает работодателю потребовать со своего сотрудника возмещения убытков, если они были причинены по его (сотрудника) вине.

О матответственности сотрудника и работодателя читайте в статье «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Когда размер штрафа можно снизить, а наказания избежать?

Если даже штраф за невыдачу БСО (или неприменение ККТ) был наложен при наличии веских для того оснований, судьи могут смягчить наказание, снизив сумму денежного взыскания или вовсе не применяя его. Наиболее значимым смягчающим обстоятельством в данной ситуации бывает первичное привлечение фирмы или индивидуального предпринимателя к соответствующему виду административной ответственности. Например, арбитры, вынося постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2007 № А56-11958/2006, посчитали возможным снизить размер штрафных санкций, возложенных на фирму, с 35 000 до 30 000 руб.

Судьи могут благосклонно отнестись к нарушителю кассовой дисциплины и освободить его от административной ответственности также в том случае, если нарушение будет признано малозначительным. Чаще всего это бывает тогда, когда сумма, которую следовало зафиксировать в невыданном документе, невелика, а юрлицо или предприниматель привлекается к ответственности впервые (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2008 № А28-3765/2008-144/14).

Еще один момент, который следует учитывать: срок, в течение которого может быть наложено наказание, — он закреплен в ст. 4.5 КоАП. Согласно данной норме постановление о наложении административного наказания не может быть вынесено, если со дня нарушения прошло более 2 месяцев.

И последний нюанс, который поможет избежать наказания: согласно ст. 7 закона № 54-ФЗ контролирующая функция по применению хозсубъектами ККТ и БСО возложена на налоговые органы. При этом оформлять протоколы в случае выявления нарушений и накладывать ответственность могут только определенные сотрудники ФНС (ст. 23.5 КоАП РФ):

  • руководитель ФНС РФ и его заместители;
  • руководители инспекций субъектов РФ и их заместители;
  • руководители городских и районных отделений ФНС.

В том случае, если протокол составляется иным должностным лицом, нарушитель может быть освобожден от привлечения к административной ответственности (постановление ФАС Московского округа от 30.04.2004 № КА-А40/3113-04).

Могут ли налоговики проводить контрольные закупки?

Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, нарушение необходимо выявить. Но вот могут ли это делать сотрудники ФНС? Долгое время у судей не было единого мнения относительно того, вправе ли налоговики осуществлять контрольные закупки. Немного истории. В 2008 г. ВАС пришел к выводу, что делать это инспекторы ФНС не имеют права, поскольку контрольные закупки (называемые в законодательстве проверочными) признаются оперативно-розыскным мероприятием (постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.08 № 3125/08). А налоговики их осуществлять не имеют права. Учитывать же доказательства, полученные при несоблюдении закона, нельзя. Подобными разъяснениями ВАС вооружились федеральные арбитражные суды, массово отменяя штрафы за несоблюдение кассовой дисциплины.

Чуть позже ВС РФ (постановление от 24.07.2009 № 46-АД09-1) выразил прямо противоположное мнение: контроль за применением ККТ и выдачей кассовых документов возложен на налоговиков согласно ст. 7 закона от 22.05.03 № 54-ФЗ, положения которой не запрещают сотрудникам ФНС проводить проверочную закупку, следовательно, они на ее осуществление имеют право.

И вот в середине 2016 года эту же позицию подтвердил Президиум ВС (обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2015)), пояснив, что к совершению сотрудниками ФНС денежных расчетов в рамках контрольной закупки не применяются нормы закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности», а это значит, что такое мероприятие не является оперативно-разыскным. Судьи также акцентировали внимание на том, что составленный налоговиками акт контрольной закупки является доказательством при рассмотрении дел о наложении ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

О других видах проверочных мероприятий см. материал «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Итоги

Ответственность за ненадлежащие применение и хранение БСО установлена статьями КоАП РФ и НК РФ. При этом важно помнить о законодательных нюансах, которые препятствуют наложению штрафов за нарушение кассовой дисциплины или минимизируют их величину.

[3]

http://nalog-nalog.ru/kkt_kkm_kassa/kakova_otvetstvennost_za_neprimenenie_ili_uteryu_bso/

ВС РФ решил, что иногда БСО можно не выдавать

Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Неожиданное решение принял судья ВС РФ в Определении от 12.01.2017 № 310-АД16-18286 по делу № А64-2631/2016. Его вывод оказался противоречащим сложившейся практике.

Решение касается необходимости выдачи БСО плательщиками ЕНВД при оказании бытовых услуг. До сих пор считалось, что такие налогоплательщики вместо кассового чека должны оформить БСО и выдать его покупателю. На этом настаивали, прежде всего, чиновники.

Два основных случая, когда ККТ можно не применять

В суде рассматривалась правомерность наложения налоговым органом на налогоплательщика штрафа по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Поскольку событие, которое налоговый орган посчитал нарушением, произошло в апреле 2016 года, то есть до вступления в силу новой редакции указанной статьи, норма была применена исходя из ее прежних требований.

Согласно этим требованиям неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует предусмотренным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.; на должностных лиц – от 3 тыс. до 4 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

В силу такой формулировки ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ применялась и в тех особых случаях, когда налогоплательщик имел право не применять ККТ, а выдать вместо нее документ, подтверждающий произведенную покупателем (клиентом) оплату. Если налогоплательщик не выдавал данный документ, хотя был обязан, то такое нарушение фактически приравнивалось к неприменению ККТ.

В связи с этим напомним, что согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) в редакции, действовавшей в апреле 2016 года, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могли осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Помимо этого, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 указанного закона организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСНО, и не подпадающие под действие п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Названный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги).

А как теперь?

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 290-ФЗ внесены большие и принципиальные изменения в Федеральный закон № 54-ФЗ и ст. 14.5 КоАП РФ. Причем все поправки КоАП РФ действуют уже с 15.07.2016, но о них мы скажем далее.

Названные положения ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в прежней редакции тоже не действуют с названной даты. Но фактически налогоплательщики могут их применять до 01.07.2018 на основании п. 7 и 8 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ.

«Вмененщики» могут не применять ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) (п. 7 Федерального закона № 290-ФЗ). А организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 8 этого закона).

То есть условия неприменения ККТ в обоих случаях сохранены и, как и ранее, различаются между собой. Почему мы акцентируем на этом внимание?

Что выдается: БСО или другой документ?

Вернемся к Определению ВС РФ от 12.01.2017 № 310-АД16-18286 по делу № А64-2631/2016. Суд признал законными решения всех нижестоящих судов, которые отменили штраф, наложенный ИФНС на налогоплательщика.

Нижестоящие суды указали, что являясь плательщиком ЕНВД, налогоплательщик имеет право осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности по требованию покупателя (клиента) о выдаче такого документа, подтверждающего прием наличных денежных средств; принимая во внимание, что в данном случае отсутствуют доказательства требования покупателем у налогоплательщика документа, подтверждающего прием наличных денежных средств, а также доказательства отказа налогоплательщика выдать покупателю по его требованию такой документ.

Поэтому суды пришли к выводу об отсутствии в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Сам по себе факт невыдачи без требования покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием наличных денежных средств, по их мнению, не образует состав вменяемого правонарушения, а ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ не содержит такого противоправного деяния.

Судья ВС РФ согласился со всеми этими доводами, со своей стороны ни разу не сославшись на Федеральный закон № 54-ФЗ. А напрасно.

Если изучить решения нижестоящих судов по этому делу (в первую очередь начальное – Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.09.2016, а также Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016), то можно увидеть, что, действительно, налогоплательщик правомерно применял спецрежим в виде уплаты ЕНВД, но в отношении деятельности в сфере предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты.

То есть налогоплательщик вправе был не применять ККТ, но не в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в прежней редакции, который применяется «вмененщиками», а согласно п. 2 этой же статьи, которым пользуются налогоплательщики, оказывающие услуги населению.

В данном случае налогоплательщик был одновременно «вмененщиком» и оказывал услуги населению. А в пункте 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ прямо указано, что налогоплательщик освобождается от применения ККТ на основании того, что он находится на спецрежиме в виде уплаты ЕНВД, только если он не получает такое освобождение в связи с тем, что оказывает услуги населению. При этом он должен выдавать не документ, названный в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, а БСО, оформляемый в соответствии с Порядком осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. И в отличие от такого документа БСО должен оформляться и выдаваться независимо от запроса со стороны покупателя (клиента).

Как видно из рассматриваемых судебных решений, именно на это и обращала внимание судей налоговая инспекция. Но судьи, констатируя, что согласно ОКУН, применявшемуся до 01.01.2017, парикмахерские и косметические услуги относятся к бытовым услугам (код 019300), проигнорировали это обстоятельство и приняли во внимание только то, что в отношении этих услуг налогоплательщик применял спецрежим в виде уплаты ЕНВД.

Поэтому раз покупатель не потребовал выдачи документа об оплате, то налогоплательщик и не должен был его оформлять и выдавать. Именно отсутствие требования со стороны покупателя судьи посчитали ключевым аспектом, в том числе судья ВС РФ.

Но тогда нам придется признать, что любой налогоплательщик, применяющий спецрежим в виде уплаты ЕНВД, в том числе и в отношении оказания бытовых услуг, может не оформлять БСО.

Отметим, что арбитражные суды ранее, хотя довольно давно, выносили подобные решения в пользу налогоплательщика (постановления ФАС ВВО от 04.03.2010 по делу № А79-12036/2009, ФАС ЗСО от 11.02.2011 по делу № А45-8574/2010, ФАС ПО от 28.07.2010 по делу № А65-31944/2009, ФАС СКО от 06.08.2010 по делу № А32-7002/2010-3/115-5АЖ).

Как видно, все эти решения были вынесены в 2010 году, то есть вскоре после того, как ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ была дополнена п. 2.1, позволившим «вмененщикам» не применять ККТ.

С тех пор чиновники не раз озвучивали, что при оказании услуг населению плательщиком ЕНВД приоритетным является п. 2 указанной статьи (письма Минфина России от 30.12.2015 № 03-11-06/3/77890, от 30.10.2014 № 03-11-11/55023, ФНС России от 28.01.2015 № ГД-3-3/[email protected]). Однако, как оказалось, ВС РФ с этим не согласен.

За старое нарушение – новые штрафы

Позицией, поддержанной ВС РФ, налогоплательщики смогут пользоваться до 01.07.2018. Но в связи с этим хотелось бы отметить, что новая редакция ст. 14.5 КоАП РФ, в отличие от предыдущей, прямо не указывает на нарушение, которое выражается в невыдаче документа об оплате покупателю вместо чека ККТ в случаях, когда это позволяет закон.

В пункте 6 данной статьи теперь указано, что штраф может быть наложен за ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача данных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ.

Здесь речь идет о другом требовании к пользователям ККТ, приведенном в п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ в новой редакции. Согласно ему при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Данная норма содержит требование, которое следует исполнять при использовании онлайн-кассы и регистрации на ней каждой совершенной операции, в том числе при оплате услуг, и одновременно регулирует то, в какой форме выдается чек ККТ.

Очевидно, нарушения при невыдаче документа об оплате покупателю вместо чека ККТ в случаях, когда это позволяет закон, будут подпадать под действие п. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ в новой редакции. Штрафы, предусмотренные в них, выставляются налогоплательщику при неприменении ККТ в установленных законодательством о применении ККТ случаях.

На это указывают Минфин в Письме от 27.12.2016 № 03-01-15/78348 и ФНС в Письме от 15.08.2016 № ЕД-3-20/[email protected]

То есть будет наложен административный штраф на должностное лицо в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного «вмененщиком» с невыдачей документа об оплате при наличии требования покупателя (налогоплательщиком, оказавшим услуги, при невыдаче БСО), но не менее 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с таким нарушением, но не менее 30 тыс. руб.

Если нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, будет совершено повторно и сумма расчета составит не менее 1 млн руб., то должностное лицо получит дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц будет применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При меньшей сумме расчета за повторное нарушение будет наложен штраф в том же размере, как и за совершенное впервые.

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a51/903998.html

Штраф за невыдачу БСО

bso.jpg

Штраф за невыдачу бсо - картинка 6

Похожие публикации

На законодательном уровне штраф за невыдачу кассового чека предусмотрен нормами Административного Кодекса (КоАП РФ). Могут ли налоговики взыскать его за невыдачу БСО? Берется ли штраф за все БСО или только за определенные виды? Разберемся в данном вопросе.

Что такое бланк строгой отчетности БСО?

Термин БСО обозначает документ определенной формы, изготовленный типографским методом или посредством использования автоматизированный системы. Такой бланк является альтернативой кассовому чеку и подтверждает факт совершения наличной операции. Примеры БСО – талоны, абонементы, квитанции, проездные билеты и др.

В соответствии с нормами Постановления Правительства Российской Федерации № 359 от 06.05.2008 г. применение БСО заменяет кассовые чеки при осуществлении наличных расчетов в случае оказания населению различных услуг. При этом на федеральном уровне могут утверждаться формы БСО для их отдельных видов. Такие бланки становятся обязательными к использованию в РФ.

Кто обязан выдавать БСО

Бланки, приравненные к кассовым чекам, вправе выдавать как юридические лица – компании, так и физлица – предприниматели. Основной критерий – ведение деятельности по оказанию услуг гражданам, то есть населению, а также нахождение в труднодоступных местностях (ст. 2 закона № 54-ФЗ от 22.05.2003). Если в роли покупателя услуг выступает юрлицо, запрещено заменять чеки ККТ на БСО. Равно как и не допускается выдача бланков вместо чека при реализации товаров.

При получении наличности от клиента сначала оформляется БСО, а затем принимаются средства. Документ должен быть заполнен разборчиво, все данные вносятся без ошибок. Аналогичным образом выдается бланк и при осуществлении расчетов с помощью платежных карт, а также при смешанном варианте оплаты услуг. Дополнительно необходимо организовать учет движения бланков в специальной книге.

Штраф за невыдачу БСО – размеры

Невыдача в установленных законодательством случаях БСО приравнивается контрольными органами к невыдаче чека ККТ. В соответствии с п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. при любых расчетах наличностью продавец обязан выдать кассовый чек или же бланк строгой отчетности. Форма представления документа – бумажная или электронная. Последний вариант возможен при указании покупателем своей электронной почты.

Если же продавец не выдает БСО, согласно стат. 14.5 КоАП РФ возникает основание для взыскания административного штрафа. Правонарушение трактуется проверяющими как неприменение ККТ. Размер штрафа за все БСО, которые не были оформлены при расчете, составляет (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • в отношении должностных лиц продавца и ИП – от 1/4 до 1/2 величины наличных расчетов без использования бланков строгой отчетности. Минимальная взыскиваемая сумма штрафа при этом – 10 000 руб.
  • в отношении юрлиц – от 3/4 до одной величины суммы наличных расчетов, по которым не выдан БСО. При этом штрафной минимум составляет 30 000 руб.

Повторное совершение этого правонарушения при достижении совокупной суммы наличных расчетов, по которым не оформлены БСО, 1 млн. руб. и более влечет следующие санкции (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц продавца – предусмотрена дисквалификация сроком на 1-2 года.
  • для ИП или юрлиц – выполняется приостановление хоздеятельности сроком до 90 дней.

Невыдача бумажного БСО покупателю по его требованию, или ненаправление его в электронной форме (кроме местностей, недоступных для сетей связи – п. 7 ст. 2 закона № 54-ФЗ), грозит продавцу следующими санкциями (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • Предупреждение или штраф 2000 руб. на должностное лицо;
  • Предупреждение или штраф на организацию – 10 000 руб.

http://spmag.ru/articles/shtraf-za-nevydachu-bso

Литература

  1. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
  2. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.
  3. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.
  4. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях