WordPress

Правовой статус налоговых агентов

Правовой статус налоговых агентов - картинка 1
Полезная информация на тему: "Правовой статус налоговых агентов"с комментариями спецалистов.

Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей

Содержание материала

Правовой статус налоговых агентов

Налоговое законодательство по отдельным видам налогов преду­сматривает обязанность налогоплательщиков самостоятельно рас­считывать сумму налога и перечислять ее в надлежащий адрес, но по некоторым видам налогов такая обязанность отсутствует. Во втором случае обязанности налогоплательщика делегируются налоговым агентам, которые исполняют поручения налоговых органов по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов.

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты — это лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогопла­тельщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Как правило, налоговыми агентами являются лица, выплачи­вающие другим субъектам доходы:

[1]

  • работодатели;
  • банки, выплачивающие доходы физическим лицам;
  • российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юри­дическим лицам.

Институт налоговых агентов обусловлен потребностью госу­дарства осуществлять текущий финансовый контроль за дея­тельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов.

Налоговые агенты согласно ст. 24 НК РФ имеют следующие обязанности:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из де­нежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
  2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать на­лог у налогоплательщика и о сумме возникшей недоимки;
  3. вести учет выплаченных налогоплательщику доходов, удер­жанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе отдельно по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и удержания налогов;
  5. в течение четырех лет обеспечивать сохранность докумен­тов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому услов­но налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов налоговые агенты не обладают и не имеют права не исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента на законное удержание налогов, причи­тающихся с конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, по­этому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообло­жения будет налоговый орган.

Однако в тех случаях, когда налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет являться налоговый агент.

Статья 52 НК РФ устанавливает одинаковый порядок исчис­ления налогов для налогоплательщиков и налоговых агентов. Од­нако порядок уплаты налогов налоговыми агентами следует отли­чать от исчисления налогов налоговыми органами. Налоговые органы исчисляют налоги по специальным правилам, преду­смотренным п. 2 ст. 52 НК РФ. Таким образом, налоговые аген­ты исчисляют налоги в порядке, предусмотренном для налого­плательщиков, с учетом особенностей, установленных в нормах части второй Налогового кодекса РФ.

По итогам отчетного или налогового периода налоговые агенты обязаны исчислить сумму налога, что означает:

  • исчис­лить налоговую базу на основе данных бухгалтерского или нало­гового учета;
  • определить налоговую ставку, подлежащую приме­нению;
  • применить налоговые льготы;
  • определить сумму налога, подлежащую дальнейшему удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет.

Следующий элемент налоговой обязанности налоговых аген­тов — удержание налога — представляет собой уменьшение ис­точником выплаты причитающихся налогоплательщику доходов на величину сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет. В отличие от исчисления налога, которое всегда выражается в ак­тивных действиях налогового агента, удержание — это правомер­ное бездействие, воздержание от совершения каких-либо дейст­вий по выплате налогоплательщику исчисленного налога.

При удержании налога налоговым агентом выплачиваемые налогоплательщику доходы уменьшаются на величину исчисленных налогов. Выплаченные ему денежные средства (матери­альная выгода) обращаются в собственность налогоплательщика или указанных им лиц. При этом с момента удержания налога налоговым агентом обязанность налогоплательщика по уплате сумм налогов считается исполненной. И наоборот, в случае не­исчисления и неудержания налога, подлежащего перечислению и удержанию в бюджет налоговым агентом, обязанность налого­плательщика по уплате налога считается неисполненной, т.е. именно он является должником перед бюджетом.

Удержание налоговым агентом налога не влечет смену собст­венника денежных средств.

Перечисление налогов налоговыми агентами осуществляется по правилам, установленным п. 4 ст. 24, ст. 45 и 58 НК РФ.

Как правило, налоговые агенты сами являются налогопла­тельщиками, обязанными уплачивать установленные для них на­логи. Например, предприятие удерживает со своих работников налог на доходы физических лиц и одновременно само уплачивает взносы в Пенсионный фонд РФ в качестве налогоплательщика. Налоговые агенты имеют одинаковые права с налогоплательщи­ками. Следовательно, правовой статус налоговых агентов имеет двойственную природу. С одной стороны, налоговые агенты всту­пают во взаимоотношения с налогоплательщиками в качестве представителей налоговых органов, не пользуясь при этом госу­дарственно-властными полномочиями. С другой стороны, нало­говые агенты являются участниками финансово-хозяйственного оборота, что влечет возникновение объектов налогообложения и наделяет их статусом налогоплательщика.

http://jurkom74.ru/ucheba/pravovoy-status-nalogoplatelschikov-nalogovich-agentov-i-nalogovich-predstaviteley/pravovoy-status-nalogovich-agentov

Правовой статус налоговых агентов

Правовой статус налоговых агентов - картинка 2

Правовой статус налоговых агентов - картинка 3

Правовой статус налоговых агентов - картинка 4

Налоговыми агентами в соответствии со ст. 24 НК РФ признаются лица, на которые в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Статус налогового агента имеют: а) организации в отношении налога на доходы физических лиц; б) российские контрагенты иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства на территории РФ, в отношении некоторых налогов (НДС, налог на прибыль организаций); в) российские организации, выплачивающие учредителям (акционерам) проценты или дивиденды.

Признак налогового агента – его устойчивая правовая связь с налогоплательщиком, те наличие финансовых (денежных) взаимодействий между налоговым агентом и налогоплательщиком. Как правило, налоговым агентом является лицо, выплачивающее доходы налогоплательщику.

Правовой статус налоговых агентов и налогоплательщиков во многом совпадает. Они имеют одинаковые права, если иное не предусмотрено НК РФ Обязанности у налоговых агентов значительно сужены. Налоговые агенты обязаны: а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; б) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; в) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

http://studopedia.ru/15_107907_nalogovie-agenti-pravovoy-status.html

Правовой статус налоговых агентов и налоговых представителей. Права и обязанности налоговых агентов и налоговых представителей.

В соответствии с НК РФ (ст. 24) налоговые агенты — это лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетные фонды причитающихся налогов.

Налоговые агенты — лица, выплачивающие другим субъектам доходы:

  • работодатели;
  • банки, выплачивающие доходы физическим лицам;
  • российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками.

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены.

Правовой статус налоговых агентов - картинка 5

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

1) Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

2) Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Представительство в налоговых отношениях следует отличать от понятия «постоянное представительство», используемого налоговым законодательством для определения правового статуса иностранных организаций — налогоплательщиков.

На основании анализа норм гл. 25 НК РФ можно сделать вывод, что постоянное представительство представляет филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ.

При этом предпринимательская деятельность должна быть связана:

  • с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • с проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • с продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов

http://students-library.com/library/read/16071-pravovoj-status-nalogovyh-agentov-i-nalogovyh-predstavitelej-prava-i-obazannosti-nalogovyh-agentov-i-nalogovyh-predstavitelej

Правовой статус налоговых агентов

Правовой статус налоговых агентов и налоговых представителей.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

[2]

Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:

  1. законные – наделены полномочиями законом;
  2. уполномоченные – наделены полномочиями доверенностями

В соответствии со ст. 27 НК РФ законное представительство предприятий осуществляется в двух формах:

  • путем закрепления полномочий представителя в учредительных документах;
  • представительство на основании закона.

Законный представитель организации имеет право осуществлять все те действия, которые может производить в связи с уплатой налогов и сборов и сам налогоплательщик. Законный представитель обладает, в том числе и правом уплаты налога за предприятие.

Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, заверенной руководителем представляемого предприятия или другим лицом, наделенным учредительными документами правом подписи. Нотариально заверять такую доверенность не нужно.

http://lawpedia.ru/pravovoj-status-nalogovyh-agentov-i-nalogovyh-predstavitelej/

Налоговые агенты: их права и обязанности

О ком идет речь

Налоговым агентом (НА) могут быть признаны не только российские организации, но и индивидуальные предприниматели, представители частных практик (детективы, нотариусы, юристы), а также обычные граждане.

Действующий правовой статус налоговых агентов закреплен в статье 24 НК РФ . Так, НА в России можно стать только по трем видам налоговых обязательств:

  1. НДФЛ. Работодатель выступает в роли НА для своих сотрудников. То есть при начислении заработной платы и других вознаграждений за труд наниматель обязан удержать НДФЛ.
  2. НДС. Стать НА по налогу на добавленную стоимость может субъект, который не имеет никакого отношения к данному виду фискальных обязательств. Операции, при которых экономический субъект становится НА по НДС, поименованы в ст. 146 , 161 и 171 НК РФ. К примеру, компания, применяющая УСН (освобождена от уплаты НДС), арендует или приобретает государственное и(или) муниципальное имущество. В таком случае компания автоматически становится НА.
  3. Налог на прибыль. Фирма становится НА в том случае, если производит начисление и выплаты дивидендов своим учредителям — юридическим лицам. Также ими становятся компании, которые выплачивают доходы от размещения ценных государственных (муниципальных) бумаг. Либо НА становятся компании, выплачивающие доходы иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в России.

Следовательно, НА платят налоги и сборы в бюджет с чужих доходов. В то время как налогоплательщики исчисляют фискальные платежи непосредственно со своих средств или доходов.

Права и обязанности

Наряду с обычными налогоплательщиками, за налоговыми агентами закреплены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающее понятие, кто такие налоговые агенты, их права и обязанности рассмотрены в 24 статье НК РФ.

Ключевые права налоговых агентов:

  1. Бесплатно получать информацию и разъяснения от представителей ФНС в части применения режимов, видов и правил налогообложения.
  2. Запрашивать унифицированные бланки и требовать пояснений по правилам их заполнения и предоставления в ИФНС.
  3. Пользоваться установленными законом вычетами, льготами и послаблениями при наличии законных прав на их применение.
  4. Получить рассрочку, отсрочку или реструктуризацию долгов либо инвестиционный фискальный кредит, если имеются веские основания.
  5. Претендовать на своевременный возврат или зачет излишне перечисленных средств в бюджет.
  6. Инициировать сверки взаиморасчетов с государственными органами, получать соответствующие правки, выписки и пояснения.
  7. Отказаться от выполнения незаконных либо неправомерных действия инспекторов ФНС и иных должностных лиц.

Основные обязанности налоговых агентов: выполняют своевременное и достоверное исчисление, удержание и перечисление сумм фискальных обязательств в бюджеты соответствующего уровня. Помимо данного обязательства, за НА закреплены следующие:

  • в месячный срок сообщить в ИФНС о невозможности удержания фискальной задолженности с налогоплательщика;
  • вести достоверный учет по начисленным и выплаченным доходам, а также по удержанным суммам налогов и сборов, причем отдельно по каждому налогоплательщику;
  • своевременно предоставлять отчетности и документы, подтверждающие правильность и полноту произведенных расчетов;
  • обеспечить сохранность документации, подтверждающей факты совершенных операций, в течение 4 календарных лет.

данный перечень не является исчерпывающим. Так, для конкретного вида фискальных обязательств (НДФЛ, НДС и налог на прибыль) чиновники предусмотрели дополнительные обязательства.

За что могут наказать

За нарушение действующих норм фискального законодательства предусмотрена не только налоговая ответственность, также законодателями определена административная и уголовная ответственность за налоговые проступки и преступления.

Неисполнение обязанностей налогового агента повлечет за собой наложение штрафных санкций:

  1. За неудержание или неполное удержание налога НА оштрафуют на 20 % от суммы, подлежащей уплате в бюджет. Однако выписать штраф могут только в том случае, если у агента была возможность удержать налог, но он этого не сделал.
  2. За несвоевременное предоставление отчетности предусмотрена ответственность налоговых агентов в виде 5 % штрафа от суммы, указанной в несданной декларации. Отметим, что начисляют штраф по 5 % за каждый месяц просрочки, но не более 30 %. Также штраф не может быть меньше 1000 рублей.
  3. Несвоевременная подача отчетности по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ) тоже накажет материально. Так, за каждый месяц просрочки по 6-НДФЛ предусмотрен штраф в 1000 рублей. Причем 1000 рублей начислят как за полный месяц просрочки, так и за не полный. За срыв срока сдачи справок 2-НДФЛ накажут по 200 рублей за каждую справку.
  4. За предоставление недостоверных сведений и(или) фиктивных документов налоговики накажут по 500 рублей за каждую такую недействительную бумагу.

http://ppt.ru/art/buh-uchet/nalogoviy-agent

Налоговые агенты: их права и обязанности

Налоговым агентом является лицо, которое обязано производить расчет, удержание и перечисление денег в бюджет в счет погашения сумм налога за третьих лиц (определение термина дано в п. 1 ст. 24 НК РФ). Неисполнение обязанностей налогового агента чревато назначением материальных взысканий. Применительно к доходам наемных работников ответственность за корректность расчета и полноту уплаты подоходного налога возлагается на работодателя. Законодательством предусмотрены случаи, когда предприятие или ИП выполняет обязательства налогового агента по НДС или налогу на прибыль.

Особенности правового положения налоговых агентов

Налоговым кодексом обозначено назначение деятельности налоговых агентов, прописаны их права и обязанности. Перечень прав налоговых агентов идентичен комплексу государственных гарантий, предоставляемых всем категориям налогоплательщиков. Спектр обязанностей приведен в п. 3 ст. 24 НК РФ:

[3]

  • организовать учет доходных начислений в пользу налогоплательщиков;
  • обеспечить достоверность и полноту учетных данных по доходным операциям налогоплательщика, суммам налоговых удержаний из них и произведенных платежах в бюджет;
  • обязанности налоговых агентов выполняет работодатель по отношению к наемному персоналу, если у него нет возможности произвести удержание НДФЛ с заработка отдельного физического лица, налоговики должны быть своевременно уведомлены об этом (такая ситуация возможна при выплате дохода в натуральной форме);
  • уведомлять налоговый орган о произведенных начислениях по доходам в пользу налогоплательщиков, удержанных суммах подоходного налога, фактически перечисленных средствах.

Данные о налоговых удержаниях должны храниться субъектом хозяйствования не менее 4 лет. Правовой статус налогового агента не позволяет ему на свое усмотрение регулировать размеры производимых удержаний или изменять порядок взаимодействия с бюджетными структурами. Законодательством гарантирована возможность получения агентами административной поддержки от государства, при необходимости – судебной защиты.

В НК РФ в статьях 21-22 обозначены основные права налоговых агентов:

  • получение достоверных и актуальных сведений о порядке налогообложения от сотрудников ФНС;
  • применять предусмотренные законодательством льготы и вычеты;
  • оформлять инвестиционный кредит при наличии оснований;
  • производить сверку расчетов с контролирующими органами с возможностью последующего зачета или возврата обязательств;
  • представлять в налоговую инспекцию пояснения по отчетности.

Меры ответственности налоговых агентов

Привлечение к ответственности налоговых агентов возможно, если:

  • не были выполнены обязательства по удержанию налогов из доходов третьих лиц (налогоплательщиков);
  • отказ от перечисления в бюджет удержанных с налогоплательщиков сумм;
  • задержка в реализации денежного расчета с бюджетными структурами;
  • частичное удержание налогов, погашение налоговых обязательств в неполном объеме.

При выявлении одного или нескольких правонарушений к налоговому агенту могут быть применены следующие формы материальных взысканий:

  • штрафные санкции, величина которых привязана к объему средств, недополученных бюджетом по вине субъекта хозяйствования (20% от суммы налога, подлежащего уплате – обоснование нормы приведено в ст. 123 НК РФ);
  • пени, рассчитываемые за каждый день просрочки платежа по налогам (регламентация вопроса осуществляется через положения п. 7 ст. 75 НК РФ).

Если налоговый агент допустил ошибки при составлении отчетной документации, представляемой в ФНС, за каждый некорректно оформленный бланк будет выписан штраф (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). За игнорирование необходимости представлять в ФНС обязательный набор сведений или документов на налогового агента налагается штраф:

  • размер взыскания равен 200 руб. за каждую непереданную налоговикам справку 2-НДФЛ;
  • при просрочке 6-НДФЛ взыскание будет равно 1000 руб. за каждый задержанный месяц (штраф начисляется даже за неполные месяцы).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

http://buhguru.com/spravka-info/nalogovye-agenty-ih-prava-i-obyazannosti.html

Правовой статус налоговых агентов.

Вот, налоговый агент, это тот, кто в соответствии с 24 статьей НК, это лицо, соответственно, это может быть организация, это может быть ИП, гипотетически это могло бы быть, получается, и физическое лицо, хотя действующее закнодательство никогда не возлагает функции агента на обычных физических лиц, это лица, лицо, на которое в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующей бюджет или внебюджетный фонд, налогов. Вот, статус налогового агента может возникнуть только в силу норм налогового закона. То есть, он не может возникнуть в силу договоренности между субъектами налоговых отношений, он не может возникнуть в силу договора гражданско- правового, также, как он не может быть и снят в силу гражданско-правового договора. Не может субъект снять с себя обязанности налогового агента по договору.

Правовой статус налогового агента имеет место в отношении уплаты налогов, но не сборов, и поэтому правовой статус налогоплательщика в этом смысле является первичным по отношению к статусу налогового агента. Хотя и здесь не все просто в налоговом праве. В налоговом праве много исключений, я бы сказала, таких основательных исключений. Значит, в частности, НК допускает такие исключения по НДС.

Значит, вот эта ситуация была даже предметом рассмотрения КС, в определении 384-О, еще в 2003 году фактически КС признал норму о возложении на субъекта функций агента при отсутствии налогоплательщика конституционной, поскольку признал определяющим вот для этой ситуации обложение НДС особого рода услуг. То есть, признал определяющим наличие объекта налогообложения, оборота по реализации услуги. Вот, учитывая то, что в число основных обязанностей налогового агента входит удержание суммы налога, то агент, он всегда является источником выплаты в отношении налогоплательщика. То есть, у него появляется возможность осуществления вот этого удержания за счет из осуществляемых в пользу налогоплательщика выплат. И для налогоплательщика, обратите внимание, для налогоплательщика обязанность по уплате налога в этом случае прекращается именно в момент соответствующего удержания. Именно в момент удержания налога налоговым агентом.

Ну, возникает вопрос или проблема на практике, проблема удержания налога в том случае, когда отсутствует выплата в денежной форме. Мы с вами говорим о том, что налог у нас имеет исключительно денежную форму, изымается в валюте РФ, даже иностранная валюта это скорее исключение, и очень редкие исключения. Как же быть, если сама вот эта выплата, так называемая, осуществляется в неденежной форме. Например, организация дарит работнику квартиру. И работник в течение, на момент, когда ему подарена квартира, не получает выплат, позволяющих удержать у него соответствующую сумму.

Ну, во-первых, вы отметьте пожалуйста, отметьте пожалуйста то, что вот применительно к разным налогам, такая ситуация решается особо, то есть, например, применительно к налогу на прибыль устанавливаются правила, когда даже при осуществлении вот таких выплат в неденежной форме устанавливаются механизмы, которые обеспечивают изъятие у налогоплательщика сумм налога через налогового агента. То есть, действуют специальные правила, позволяющие агенту реализовать свою обязанность в этом отношении. И применительно, например, к налогу на прибыль, также применительно к НДС законодатель фактически, не допускает ситуаций невозможности удержания налога у налогоплательщика. То есть, регулирование осуществляется таким образом, чтобы алгоритм такого удержания работал во всех случаях для налогового агента. Вот применительно к НДФЛ, ситуация несколько иная.

При выплатах в пользу налогоплательщика неденежного характера, налоговый агент в течение налогового периода, в течение календарного года может производить удержание за счет иных осуществляемых в пользу налогоплательщика выплат, иных денежных выплат, ну с соблюдением, конечно, гарантий прав налогоплательщика, у физического лица не может быть изъято более 50: выплачиваемых ему денежных средств. А вот если до конца налогового периода не удается за счет иных выплат доудержать сумму налога, то предумотрена ситуация невозможности удержания. И в этом случае, имущественная обязанность налогового агента трансформируется в его организационную обязанность, ну догадываетесь, какую! Организационную обязанность проинформировать налоговый орган о невозможности соответствующего удержания сумм налога с выплаченного налогоплательщику дохода. Вот здесь, кстати, очень интересная ситуация складывается для налогоплательщика, потому что еще совсем недавно вот эта ситуация не порождала никаких активных обязанностей у самого налогоплательщика. В этой ситуации раньше налоговый орган, на основании полученной от агента информации, оформлял налоговое уведомление плательщику, и предявлял ему это уведомление о необходимости самостоятельной уплаты соответствующего налога.

Обязанности имущественного характера какие? Удержать и перечислить соответствующую сумму в бюджетную систему. Таких обязанностей изначально у налогоплательщика не было и нет. Какие организационные обязанности? Налоговый агент ведет учет выплаченных налогоплательщику доходов, учет налогов, которые подлежат изъятию и были изъяты из соответствующих доходов, и осуществляет информирование налогового органа, представляет налоговую отчетность в налоговый орган, то есть, исполняет еще и целый ряд самостоятельных организационных обязанностей в этих налоговых отношениях в соответствии с требованиями налогового закона. Активность налогоплательщика включается, как мы с вами говорили, только тогда, когда у агента исключается возможность исполнения его обязанности. То есть, мы не говорим, что налогоплательщик, он всегда, абсолютно уже устраняется из налоговых отношений, имея в виду активное участие в таких налоговых отношениях.

Вот в моем примере, налоговый агент сигнализирует в налоговый орган, информирует – не могу удержать сумму налога у налогоплательщика. Есть, остались неисполненные обязазанности по завершении налогового периода. Все, в этот момент прекращается в силу налогового закона любая активность налогового агента в этих отношениях и меняется порядок исполнения обязанности. То есть, мы тогда переходим с порядка исполнения налоговой обязанности через агента на какой порядок? На порядок исполнения этой обязанности налогоплательщиком. То есть, у нас угасает активность налогового агента, он устраняется из этих налоговых отношений, и только после этого со своей активностью в этих отношениях появляется кто? Налогоплательщик. И у него появляется обязанность какая? Продекларировать и обеспечить активное исполнение обязанности по внесению в бюджет продекларированной суммы. Но у вас не будет здесь ситуации, скажем, одновременного активного участия. Вот с точки зрения глобальной характеристики этих отношений.

Другое дело, что когда мы с вами говорим об агентах, вы обязательно внимательно посмотрите на наши первые лекции, в рамках которых мы говорили, что и здесь все становится в некоторых случаях не так просто, и что идет определенное развитие налогового законодательства, и у нас уже появляются даже определенные основания, в определенных ситуациях говорить о том, что возможно между даже налоговым агентом и налогоплательщиком складываются тоже какие-то налоговые отношения, например, когда речь идет о восстановлении имущественной сферы налогоплательщика в случае излишнего удержания у него налогов налоговым агентом. Значит, первая наша с вами встреча, но это уже достаточно сложная и теоретическая, и практическая проблема. Вот если говорить об основе, то здесь, конечно, вы чувствуете, совершенно другая схема взаимоотношений изначально законодателем мыслилась.

Что касается прав налоговых агентов, то обратите внимание и логично кстати, было бы предположить вам, что налоговые агенты имеют какие права? При такой конструкции логично было бы предположить, что налоговые агенты, все-таки должны иметь права, близкие по своим характеристикам к правам налогоплательщика, что налоговый агент – это тоже обязанная сторона в налоговых отношениях, это, ну, своего рода такой вот фискальный посредник, фискальный агент, он не уполномочен, как мы говорили, выступать от лица публично-правового образования, он не наделяется властными полномочиями, не вправе принимать какие-то односторонне-властные решения от лица публично-правового образования. Это тоже обязанная сторона. Только тут иной характер распределения вот этих активных налоговых обязанностей между налогоплательщиком и налоговым агентом, когда вся активность переходит налоговому агенту, а активность налогоплательщика угасает, и он становится субъектом, главным образом, претерпевающим лишение его вот этой собственности. Здесь вы знаете, понимание должно совпадать с вашими ощущениями правовыми!

Да, ну и может быть перед представительством еще один акцент, что соответственно, наличие самостоятельных имущественных и организационных обязанностей у налогового агента предопределяет и установление налоговым законом самостоятельной его ответственности за неисполнение такой обязанности, то есть он несет такую ответственность от своего имени, поскольку в этих отношениях выступает, реализуя свои права обязанности от своего имени.

http://poisk-ru.ru/s33521t11.html

Литература

  1. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.
  2. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.
  3. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.
  4. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях