WordPress

Порядок возврата излишне уплаченных налогов

Порядок возврата излишне уплаченных налогов - картинка 1
Полезная информация на тему: "Порядок возврата излишне уплаченных налогов"с комментариями спецалистов.

Возврат налогов в 2019-2020 годах (заявление и порядок)

Возврат налога в 2019–2020 годах подчиняется тем же общим правилам, что действовали ранее. В данной рубрике собраны материалы, призванные помочь вам в таком не слишком легком деле, как налоговый возврат.

Когда есть право на возврат налога

Всего ситуаций, когда можно претендовать на возврат налога, 3:

[1]

  1. Вы переплатили в бюджет.
  2. Налоги неправомерно взыскала ИФНС.
  3. У вас есть право на получение вычета.

В зависимости от ситуации различается и порядок действий по возврату налога. Что предпринять в каждой из них, вам расскажут материалы данной рубрики.

Возврат излишне уплаченного налога

Итак, у вас переплата, и вы хотите ее вернуть. На что следует обратить внимание?

Прежде всего, на дату ее возникновения. На возврат налога Налоговым кодексом отведено 3 года. Исчисляются они с даты возникновения переплаты. И если по обязательным платежам, которые перечисляются только по итогам налоговых периодов, определить эту дату достаточно просто, то по налогам с авансовым механизмом расчетов может возникать вопрос: «Считать срок на возврат налога с даты внесения в бюджет аванса или годового платежа?».

Ответ на этот вопрос ищите в этой публикации. В ней рассмотрен налог на прибыль, но выводы применимы ко всем налогам, которыми мы авансируем бюджет.

Если 3-годичный срок пропущен, на возврат налога можно не рассчитывать.

Если временные рамки позволяют, вам нужно решить, как вы хотите использовать имеющийся излишек. Получить его назад можно не только в форме возврата налога, но и в форме зачета «лишнего» в счет недоимок или будущих платежей. И в том и в другом случае от вас потребуется заявление.

Посмотреть и скачать образец заявления на возврат налога можно в этой статье.

Заявление подано — осталось дождаться решения налоговиков. На решение о зачете у них есть 10 дней, на решение о возврате налога — 1 месяц после получения заявления. За нарушение сроков возврата с ФНС можно получить проценты.

А все спорные вопросы, связанные с налоговой переплатой, вам поможет разъяснить материал «Ст. 78 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Особенности возврата излишне взысканных сумм

Излишне взысканные суммы являются следствием налоговых доначислений, которые впоследствии оказываются незаконными. Например, вас проверили, доначислили налог и пени, а возможно, и штраф. Вы все это уплатили, а затем успешно обжаловали доначисления в суде. У вас есть все основания вернуть то, что взыскано не по закону.

Для возврата налогов в такой ситуации применяются правила ст. 79 НК РФ, которые отличаются от возврата переплаты следующим:

  • Подать заявление на возврат налога вы можете не только в инспекцию, но и сразу в суд.
  • Для возврата налога налогоплательщик подает в налоговый орган заявление – срок для его подачи увеличен с 1 месяца до 3 лет. С какой даты увеличены сроки на подачу заявления, узнайте изпубликации.
  • У налоговиков есть 10 дней с момента получения заявления для принятия решения о возврате излишне взысканного налога.
  • Суммы возвращаются с процентами в любом случае, а не только при нарушении срока возврата.

Форма заявления на возврат излишне взысканных сумм та же, что и для возврата переплаты. О ней читайте здесь.

Возврат налогового вычета

Если в результате применения вычета бюджет остался должен вам некую сумму, вы вправе ее вернуть. Такая ситуация может сложиться у плательщиков:

Возврат вычетов по НДС (его возмещение) происходит по особому сценарию, который прописан в ст. 176 НК РФ.

Ответы на некоторые спорные вопросы по возврату налога на добавленную стоимость можно найти в этом материале.

Если же вам нужны подробности, обратитесь к нашей рубрике «Возмещение НДС».

Аналогичная процедура для вычетов по акцизам предусмотрена ст. 193 НК РФ.

Возврат вычета по НДФЛ зависит от того, где вы его получаете:

  • в ИФНС — в этом случае действуют общие правила ст. 78 НК РФ;
  • на работе — тогда возврат налога должен происходить с учетом ст. 231 НК РФ.

Текст этой статьи и комментарии к ней ищите здесь.

Заявление на возврат налога: образец

Мы кратко рассмотрели все возможные ситуации с возвратом налога. Они разные, но у них есть один обязательный атрибут — заявление.

Документ важен потому, что только посредством его подачи налогоплательщик может потребовать назад суммы, которые переплатил в казну по собственной воле или помимо нее. Не будет заявления — не будет и возврата.

Подача такого заявления запускает возвратный механизм, а также сроки, в которые налоговики должны успеть завершить процедуру, чтобы не навредить бюджету. А значит, от вас требуется правильно его составить и вовремя подать. А помогут вам в этом материалы нашего сайта, например:

http://nalog-nalog.ru/vozvrat_i_zachet_nalogov/

НК РФ Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

[2]

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

8. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8.1. В случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса.

В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям — налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

http://www.audit-it.ru/nk/78.html

Порядок возврата излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов при подаче уточненной налоговой декларации

Организация-налогоплательщик представила в налоговый орган уточненную декларацию с суммой налога к уменьшению одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. При этом у организации отсутствуют недоимка по налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам. До окончания камеральной проверки налоговым органом принято решение об отказе в возврате переплаты, мотивированное тем, что с соответствующим заявлением о возврате организация обратилась преждевременно — до окончания срока проведения камеральной проверки. Налогоплательщику также указано на необходимость повторной подачи заявления о возврате переплаты после окончания камеральной проверки. Правомерен ли отказ налогового органа?

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена соответствующая обязанность налоговых органов по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Порядок возврата излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов определен положениями ст. 79 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения указанного срока поручение о возврате суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, налоговой декларации по НДС).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

С учетом изложенного наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный период, с платежными документами, относящимися к тому периоду, учитывая сведения о расчетах налогоплательщика с бюджетом. В соответствии с нормами ст. ст. 32, 78, 80, 81, 88 НК РФ возврат переплаты невозможен без установления факта переплаты налога, которая может быть сформирована лишь путем уточнения налоговых обязательств, заявленных налогоплательщиком в ранее поданных налоговых декларациях.

Установление факта излишней уплаты налога может быть осуществлено налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, срок проведения которой в силу п. 2 ст. 88 НК РФ составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

По смыслу ст. 78 НК РФ, предусматривающей исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже были установлены налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм.

В случае установления факта излишней уплаты налога по итогам камеральной проверки, при наличии заявления налогоплательщика о возврате (зачете), налоговый орган обязан будет в течение срока, определенного п. 6 ст. 78 НК РФ, осуществить обязательный зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по иным налогам и сборам, а оставшуюся сумму возвратить налогоплательщику. При этом срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, установленный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.

Аналогичный вывод следует из п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Следует отметить, что в редакции ст. 78 НК РФ, действовавшей на момент издания указанного Информационного письма, срок для принятия налоговым органом решения о возврате (зачете) излишне уплаченного налога устанавливался п. 9 ст. 78 НК РФ, тогда как в настоящее время указанный срок установлен п. 6 ст. 78 НК РФ. Однако указанное Информационное письмо не утрачивает своего разъясняющего характера при применении положений ст. 78 НК РФ о возврате сумм излишне уплаченных налогов (Письма Минфина России от 15.05.2017 N N 03-02-08/30790, 03-02-08/30802).

С учетом изложенного в случае подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога одновременно с уточненной декларацией сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца, исчисляемого с момента окончания камеральной налоговой проверки.

При этом нормами законодательства о налогах и сборах, регулирующими порядок возврата излишне уплаченного налога, не предусмотрена обязанность налогоплательщика по представлению повторного заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога после проведения налоговым органом камеральной или выездной налоговой проверки, равно как нормы НК РФ не обязывают налогоплательщика подавать заявление о возврате налога только после завершения инспекцией соответствующих налоговых проверок в случае излишней уплаты налога, что доказано в рассматриваемом случае. В ст. 78 НК РФ не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога до окончания срока завершения камеральной налоговой проверки.

Анализ положений приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что нормы налогового законодательства не устанавливают срок для подачи налогоплательщиком письменного заявления о возврате излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. При этом трехмесячный срок на проведение камеральной проверки, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ, предоставляется налоговому органу и не может толковаться как препятствующий налогоплательщику обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога до его истечения.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 08.12.2011 по делу N А56-7321/2011 отметил, что положениями ст. 78 НК РФ не предусмотрена обязанность налогового агента направлять в ИФНС России повторное заявление на возврат излишне уплаченного налога, если первоначальное заявление было получено налоговым органом до завершения камеральной проверки.

Кроме того, до окончания камеральной проверки уточненной декларации у инспекции отсутствуют основания для вынесения решения об отказе в осуществлении возврата налога, в связи с чем, будучи принятым преждевременно, названное решение нарушает права и законные интересы налогоплательщика (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.02.2017 N Ф06-17461/2017 по делу N А57-11964/2016).

Таким образом, решение налогового органа об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога по причине проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации до ее окончания является неправомерным.

С уважением к вашему бизнесу,

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены

http://zen.yandex.ru/media/id/5aa8f256a815f1bac2fc4e13/5ad0a96a0422b4c791a58bed

Возврат излишне уплаченного налога

Возврат излишне уплаченных налогов регулируется ст. 78 Налогового кодекса РФ (НК РФ, часть первая). Для правильного правоприменения этой нормы необходимо учитывать письма (разъяснения) Минфина и ФНС, а также практику разрешения споров арбитражными судами и центральным аппаратом ФНС. Формы документов, используемых в рамках процедуры возврата (зачета) излишне уплаченного налога, установлены Приказом ФНС России от 14.02.2017 г. № ММВ-7-8/[email protected]

Что делать при выявлении факта переплаты налога

Факт переплаты налога может быть выявлен самим налогоплательщиком, ИФНС либо совместно, в частности в рамках сверки.

Если переплату выявляет налоговый орган, его обязанность – в течение 10 рабочих дней письменно уведомить об этом налогоплательщика. Если переплата носит предположительный характер, то ИФНС вправе предложить организации или ИП провести сверку по расчетам с бюджетом. По итогам сверки определяется, есть или нет факт переплаты и какова сумма излишне уплаченного налога. После этого начинает действовать общий порядок возврата или зачета переплаченной суммы.

В ситуации обнаружения переплаты самим налогоплательщиком, его самая первая задача – понять, откуда она образовалась и каков ее размер. Здесь возможны различные ситуации, например, имела место ошибка в учете или при исчислении налога, была уплачена большая сумма, чем положено, или налоговая инспекция сделала доначисление, оно уплачено, но потом успешно оспорено. Формально причина переплаты не столь важна: если она есть – этого достаточно, чтобы появилось право на возврат суммы излишне уплаченного налога. Но провести внутреннюю проверку все же стоит, чтобы для себя понять, как так вышло, устранить ошибки и больше их не допускать. Принципиально важен другой момент – точно определить сумму переплаты и установить, в каком порядке ее можно вернуть или зачесть. При наличии сомнений в том, есть ли переплата, в какой именно сумме, можно ли ее вернуть, как и в ситуации с выявлением факта переплаты ИФНС, разумно провести сверку с налоговым органом.

Варианты и ограничения возврата суммы излишне уплаченного налога

Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.

Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете. Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.

Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата. При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.

[3]

Порядок возврата (зачета) переплаты по налогам

Порядок возврата или зачета излишне уплаченной суммы налога несколько отличается в зависимости от того, кто выявил этот факт – ИФНС или налогоплательщик. Окажет влияние и наличие у налогоплательщика недоимки и (или) долгов.

Общие аспекты процедуры:

Порядок возврата (зачета) излишне уплаченного налога в различных ситуациях

Ситуация 1. Налогоплательщик сам выявил переплату, и у него нет незакрытых обязательств

Это самый простой случай, который практически не создает проблем и споров.

  1. Выбираем, что лучше (удобнее, выгоднее и т.д.) – вернуть переплату «живыми» деньгами или зачесть сумму в счет предстоящих налоговых платежей.
  2. Готовим и подаем соответствующее (на возврат или зачет) заявление.
  3. Ждем в течение 10 рабочих дней решения ИФНС по заявлению.
  4. В случае принятия положительного решения по возврату переплаты – ждем в течение 1 месяца со дня подачи заявления перечисления денег на счет. Если этот срок будет нарушен, появляется право на проценты за просрочку.

Ситуация 2. Налогоплательщик сам выявил переплату, но на нем «висит» недоимка и (или) долг по пени и штрафам

В этой ситуации нужно понимать, что налоговый орган в любом случае направит деньги в первую очередь на погашение недоимки и долгов. Поэтому для начала нужно определиться – сразу писать заявление на возврат (зачет) или сначала провести сверку. Первый вариант можно рекомендовать, если вы способны сами сделать расчеты и по ним не будет разногласий. Второй вариант предпочтителен, если сложно определиться и хочется сразу расставить все точки над «i»: какая сумма положена вам на возврат (зачет), а какая должна уйти на погашение недоимки и (или) долгов.

Если вы подаете заявление:

  1. Укажите всю сумму переплаты к возврату (зачету) или распишите, какая сумма полагается вам, а какая должна быть направлена на погашение недоимки и (или) долга. Второй вариант – предпочтительный, поскольку вас не заподозрят в попытке незаконного получения возврата.
  2. Дождитесь в течение 10 дней решения налогового органа. Если вы указали всю сумму переплаты к возврату (зачету), налоговый орган частично откажет в требовании и примет положительное решение только в отношении суммы за вычетом сумм недоимки и (или) долга. Если вы сами сделали расчеты и указали верную сумму, налоговый орган перепроверит данные и при их подтверждении примет положительное решение.
  3. В случае принятия положительного решения по возврату переплаты за минусом недоимки (долгов) – ждем в течение 1 месяца со дня подачи заявления перечисления денег на счет. Если это срок будет нарушен, появляется право на проценты за просрочку.

Если вами запрошена сверка:

  1. Дождитесь итогов сверки.
  2. Если по итогам сверки установлено, что после погашения недоимки и (или) долга сохраняется переплата, подайте заявление на возврат или зачет этой суммы. В отношении суммы, которая должна быть направлена на погашение недоимки (долга), можно также написать заявление с просьбой направить денежные средства именно на «закрытие» обязательств. Но можно этого и не делать – ИФНС все сделает самостоятельно в течение 10 дней со дня подписания акта сверки.
  3. Дождитесь в течение 10 дней решения налогового органа по заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченного налога.

Ситуация 3. Переплата выявлена налоговым органом

В этом случае налогоплательщику придет уведомление. В принципе, в нем будет расписано, какая сумма полагается к возврату (зачету) и что нужно предпринять для этого. В ряде случае налоговый орган прибегает к сверке расчетов. В этом случае окончательное решение принимается по итогам сверки.

При наличии недоимки (долга) в первую очередь будет произведено погашение обязательств. Каких-либо действий от налогоплательщика в этом плане не требуется. И только если какая-то сумма переплаты останется, он вправе потребовать возврат или зачет такого «остатка», подав соответствующее заявление.

Отказ в возврате переплаты

Необходимо отметить, что в НК РФ не предусмотрено конкретных оснований, по которым ИФНС может отказать в возврате или зачете переплаты по налогам. Поэтому фактическое и формальное основание только одно – нет излишне уплаченного налога и, соответственно, нет права на возврат или зачет.

Если же говорить о причинах отказов, то, как правило, налоговый орган ссылается на следующее:

  1. Заявленная сумма переплаты не нашла подтверждения. Например, налогоплательщик посчитал, что допустил ошибку в расчетах, в учете, в составлении декларации, но ИФНС, напротив, установила, что все было сделано верно.
  2. Истек срок подачи заявления. Напомним, что он считается со дня внесения (уплаты) налога, а не с момента выявления переплаты. Так бывает, что переплата выявляется очень поздно, например, только раз в 3-5 лет проводимой инвентаризации активов и обязательств.
  3. Заявитель хочет сделать зачет, но сумма слишком велика, учитывая прогнозируемые налоговые обязательства и период их исполнения.

Перечисленное – несколько обобщенные варианты. На практике отказы, как правило, очень индивидуальны в конкретных причинах. Именно в этом и сложность. Бывает, что просто нет прецедентов, и приходится не только идти в суд, но и проходить все стадии обжалования, вплоть до Верховного суда.

http://yuristica.ru/stati/vozvrat-izlishne-uplachennogo-naloga

Литература

  1. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.
  2. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
  3. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
  4. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях