WordPress

Письма правовых норм не содержат

Письма правовых норм не содержат - картинка 1
Полезная информация на тему: "Письма правовых норм не содержат"с комментариями спецалистов.

Письма Минфина России – не нормативные акты, поэтому не обязательны для исполнения

Письма правовых норм не содержат - картинка 2
VitalikRadko/ Depositphotos.com

Минфин России разъясняет, что его письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами. Они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами (НПА) вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам и пр. руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области (письмо Минфина России от 24 июля 2019 г. № 03-02-08/55114).

Также отмечается, что зачастую опубликованные разъяснения Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного ответа.

Кроме того, распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (и пр.) может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента.

При этом выполнение налогоплательщиком (и пр.) письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса (о неначислении пени).

[3]

По мнению Минфина России, подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям, а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. При этом такие разъяснения также не являются НПА, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для НПА.

http://www.garant.ru/news/1290386/

Письма правовых норм не содержат

Евгений Власов, эксперт журнала

Письма правовых норм не содержат,

но в споре бывают нужны

Опубликовано в журнале «Современный предприниматель», № 9 (сентябрь 2009 года)

Коммерсант освобождается от штрафа, если в своих действиях руководствовался письменными разъяснениями Минфина России. В подобной ситуации отсутствуют основания для начисления пени и привлечения к ответственности, – говорится в Определении Высшего арбитражного суда РФ от 15 июня 2009 г. № ВАС-7502/09 (далее – Определение). К таким выводам судьи приходили и раньше. Безусловно, они на руку бизнесмену.

Защита от пени и штрафа

Основной документ, которым следует руководствоваться при решении всех налоговых вопросов – Налоговый кодекс. Но содержание многих норм, порою, не дает ясности, а наоборот, еще больше запутывает ситуацию. Тогда можно воспользоваться официальными разъяснениями. Одним из обстоятельств, исключающих вину предпринимателя в совершении налогового правонарушения, является выполнение письменных разъяснений уполномоченных ведомств. Об этом прямо говорится в пункте 3 статьи 111 Налогового кодекса. То есть, если недоимка по налогу возникла из-за того, что вы выполняли письменные рекомендации чиновников, то названная статья позволяет избежать штрафа. Аналогичная норма существует в отношении пеней, начисленных на недоимку, возникшую из-за письменных разъяснений – пункт 8 статьи 75 Налогового кодекса. А вот саму недоимку придется перечислить.

Не каждое письмо чиновников станет аргументом против пеней и штрафа. Ссылаться можно на разъяснения, которые даны компетентным ведомством, адресованы самому бизнесмену или неопределенному кругу лиц, не имеют явно противоречащих закону выводов, по смыслу относятся к периоду, в котором образовалась недоимка. Рассмотрим эти условия.

Компетентное ведомство

Давать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства могут Минфин, ФНС, ФТС (Таможенная служба). Каждое из ведомств действует в пределах своих полномочий.

Налоговая и таможенная службы обязаны информировать коммерсантов в устной и письменной форме о налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях бизнесменов. В компетенции ФНС все, что связано с действующими налогами и сборами (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ), ФТС – налогами, взимаемыми при перемещении товаров через таможенную границу (п. 2 ст. 34 НК РФ). Эти службы могут браться за вопросы, не требующие толкования законодательства, к примеру, в какой срок нужно уплачивать налоги, какими документами руководствоваться при заполнении какого-либо бланка, можно ли включить в расходы те или иные суммы. Прерогатива Минфина – анализировать нормы законов, давать им правовую оценку и предоставлять налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам применения законодательства (ст. 34.2 НК РФ). То есть не просто информировать, а разрешать спорные, противоречивые ситуации.

Форма и содержание

Поправки в Налоговый кодекс вносятся постоянно. Иногда изменения уточняют нормы, в других случаях кардинально их меняют. Обращаясь к официальным письмам, не забывайте посмотреть на дату. Возможно, сейчас документ уже неактуален. Разъяснение по смыслу должно относиться к периоду, когда образовалась недоимка. Не обязательно документ должен быть датирован прошедшим периодом. Иногда в своих новых письмах Минфин поясняет вопросы, возникающие до внесения изменений в кодекс. Бывает, что разъяснения финансистами одной и той же ситуации прямо противоположно. В этом случае логичнее опираться на последнее по времени письмо. Хотя коммерсант может выбрать разъяснение, которое ему больше подходит, тем более если предыдущее письмо не отменено.

Важно, чтобы разъяснение давалось в письменном виде. Если ответ давался на запрос коммерсанта, то в качестве доказательства у ИП должен быть подлинник письма с исходящим номером и датой. Когда вы основываетесь на письмах, адресованных неопределенному кругу лиц, понадобится распечатка письма, опубликованного на официальном сайте ведомства (письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138) либо в СМИ, правовой базе. Разъяснения чиновников, опубликованные не в форме письма с датой и номером (интервью, статья, комментарий, консультация), от санкций по статьям 111 и 75 Налогового кодекса вряд ли освободят.

Адресат разъяснений

Ссылаться можно на письменные разъяснения, адресованные либо самому предпринимателю, либо неопределенному кругу лиц. С первым вариантом все просто: направив запрос с описанием своей ситуации, коммерсант получает ответ – официальное разъяснение ведомства по конкретному вопросу. Если в дальнейшем возникнет спор относительно уплаты налогов, бизнесмен вполне может в качестве аргумента использовать полученное разъяснение. Заметим, что письма любого ведомства, в том числе Минфина, не являются нормативными правовыми актами, а носят лишь информационно-разъяснительный характер. Это значит, что документы не являются обязательными для исполнения. Даже если вы получили ответ на запрос, вы не обязаны следовать рекомендациям, данным в ответе.

Остальные предприниматели могут ссылаться на письма, размещаемые в СМИ и правовых базах, адресованные неопределенному кругу лиц. Четкого определения, какие именно документы считаются таковыми, нет. Ориентироваться придется на содержание. К примеру, фразы «Доведите изложенное разъяснение до сведения налогоплательщиков/территориальных налоговых органов», «В связи с поступающими запросами налогоплательщиков сообщаем» явно указывают на широкую аудиторию. В последнее время письма ведомства часто начинаются со слов «Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу. » и далее без указаний на конкретную ситуацию «. по вопросу применения положений гл. 26.2» или «по вопросам применения налога на добавленную стоимость». Подобные письма тоже можно расценить, как адресованные неопределенному кругу лиц. Но когда разъяснение дано «исходя из содержащейся в письме/запросе информации» использовать его в качестве аргумента довольно рискованно. Описанная «методика», конечно, субъективна, но иного метода классифицировать разъяснения не существует.

Отдельно следует указать на письма, размещенные на официальных сайтах ведомств. Их вполне можно отнести к документам, адресованным неопределенному кругу лиц. Кроме того письма, которые направляются ФНС своим региональным управлениям с требованием довести до нижестоящих инспекций и налогоплательщиков. То есть, когда ФНС в своем письме приводит текст письма Минфина и направляет его своим управлениям для работы. Именно такими разъяснениями станут руководствоваться контролеры. Такие разъяснения тоже адресованы неопределенному кругу лиц.

На практике.

Так нужно ли руководствоваться письменными разъяснениями ведомств? Как и в отношении многих налоговых вопросов, однозначно ответить на этот вопрос сложно. Существуют нормы Налогового кодекса, опираясь на которые можно попытаться доказать свою правоту. Есть определенные признаки в отношении официальных разъяснений, которые позволяют считать их адресованными неопределенному кругу лиц и, соответственно, ссылаться на них в споре. Статьи 75 и 111 Налогового кодекса могут помочь только в судебном разбирательстве.

http://spmag.ru/article/2009/9/pisma-pravovyh-norm-ne-soderzhat

Минфин напомнил, что его письма не обязательны для исполнения

Что случилось?

Минфин России опубликовал письмо от 24 июля 2019 года №03-02-08/55114 «О статусе письменных разъяснений Минфина России и их применении», в котором разъяснил, что далеко не всегда рекомендации и разъяснения, данные в других письмах Минфина и ФНС России, являются истиной в последней инстанции. Примечательно, что письмо с подобными разъяснениями ведомство уже публиковало в 2007 году, то есть 12 лет назад. Такое письмо Минфин поможет многим налогоплательщикам доказать налоговикам, что некоторые их требования не имеют ничего общего с законодательными, а рекомендации чиновников относятся исключительно к налогоплательщику, который попросил разъяснений по по своей конкретной ситуации.

Письма Минфина бывают разными

Специалисты Минфина России пояснили, что выпускают письма разных видов:

  • разъяснения, которые являются ответами на частные запросы — ими может руководствоваться только та организация или ИП, которая написала этот запрос, не являются нормативно-правовым актом;
  • разъяснения, которые являются ответами на запросы налоговых органов — предназначены для внутреннего пользования органов ФНС и выражают позицию Минфина по тому или иному вопросу, также не являясь нормативно-правовым актом;
  • разъяснения, данные в отношении новых или действующих законов, правовых норм, отчетов и т.д. по инициативе самого Минфина — предназначены для широкого круга пользователей, также не являясь НПА.

Как отметил в письме сам Минфин в отношении своих разъяснений:

Такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Иначе говоря, к письмам Минфина не нужно относиться как к руководству к действию, кому бы они ни были адресованы. Обязанности неукоснительно выполнять все предписания у налогоплательщиков нет. Чего не скажешь о налоговиках. Чиновники подчеркнули, что хотя ответ на запрос ФНС с разъяснениями позиции Минфина тоже не является нормативно-правовым актом, специалисты ФНС имеют право разослать его во все территориальные инспекции и использовать в работе. Как сказано в письме:

Полагаем, что указанная норма (Налоговый кодекс Статья Налогового кодекса РФ) не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России.

При использовании позиции из писем Минфина чиновники рекомендуют как налоговикам, так и налогоплательщикам помнить, что они не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм. А руководствоваться ими или нет — личное дело каждого.

http://ppt.ru/news/143704

Письма правовых норм не содержат, но в споре бывают нужны

«Современный предприниматель», 2009, N 9

Коммерсант освобождается от штрафа, если в своих действиях руководствовался письменными разъяснениями Минфина России. В подобной ситуации отсутствуют основания для начисления пени и привлечения к ответственности, — говорится в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2009 г. N ВАС-7202/09 (далее — Определение). К таким выводам судьи приходили и раньше. Безусловно, они на руку бизнесмену.

Защита от пени и штрафа

Основной документ, которым следует руководствоваться при решении всех налоговых вопросов, — Налоговый кодекс. Но содержание многих норм порою не дает ясности, а, наоборот, еще больше запутывает ситуацию. Тогда можно воспользоваться официальными разъяснениями. Одним из обстоятельств, исключающих вину предпринимателя в совершении налогового правонарушения, является выполнение письменных разъяснений уполномоченных ведомств. Об этом прямо говорится в пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса. То есть если недоимка по налогу возникла из-за того, что вы выполняли письменные рекомендации чиновников, то названная статья позволяет избежать штрафа. Аналогичная норма существует в отношении пеней, начисленных на недоимку, возникшую из-за письменных разъяснений, — п. 8 ст. 75 Налогового кодекса. А вот саму недоимку придется перечислить.

Примечание. Если недоимка возникла из-за того, что бизнесмен следовал письменным разъяснениям чиновников, налоговых последствий можно избежать.

Не каждое письмо чиновников станет аргументом против пеней и штрафа. Ссылаться можно на разъяснения, которые даны компетентным ведомством, адресованы самому бизнесмену или неопределенному кругу лиц, не имеют явно противоречащих закону выводов, по смыслу относятся к периоду, в котором образовалась недоимка. Рассмотрим эти условия.

[2]

Компетентное ведомство

Давать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства могут Минфин, ФНС, ФТС (таможенная служба). Каждое из ведомств действует в пределах своих полномочий.

Налоговая и таможенная службы обязаны информировать коммерсантов в устной и письменной форме о налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях бизнесменов. В компетенции ФНС все, что связано с действующими налогами и сборами (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ), ФТС — налогами, взимаемыми при перемещении товаров через таможенную границу (п. 2 ст. 34 НК РФ). Эти службы могут браться за вопросы, не требующие толкования законодательства, к примеру, в какой срок нужно уплачивать налоги, какими документами руководствоваться при заполнении какого-либо бланка, можно ли включить в расходы те или иные суммы. Прерогатива Минфина — анализировать нормы законов, давать им правовую оценку и предоставлять налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам применения законодательства (ст. 34.2 НК РФ). То есть не просто информировать, а разрешать спорные, противоречивые ситуации.

Форма и содержание

Поправки в Налоговый кодекс вносятся постоянно. Иногда изменения уточняют нормы, в других случаях кардинально их меняют. Обращаясь к официальным письмам, не забывайте посмотреть на дату. Возможно, сейчас документ уже неактуален. Разъяснение по смыслу должно относиться к периоду, когда образовалась недоимка. Не обязательно документ должен быть датирован прошедшим периодом. Иногда в своих новых письмах Минфин поясняет вопросы, возникающие до внесения изменений в Кодекс. Бывает, что разъяснение финансистами одной и той же ситуации прямо противоположно. В этом случае логичнее опираться на последнее по времени письмо. Хотя коммерсант может выбрать разъяснение, которое ему больше подходит, тем более если предыдущее письмо не отменено.

Важно, чтобы разъяснение давалось в письменном виде. Если ответ давался на запрос коммерсанта, то в качестве доказательства у ИП должен быть подлинник письма с исходящим номером и датой. Когда вы основываетесь на письмах, адресованных неопределенному кругу лиц, понадобится распечатка письма, опубликованного на официальном сайте ведомства (Письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138) либо в СМИ, правовой базе. Разъяснения чиновников, опубликованные не в форме письма с датой и номером (интервью, статья, комментарий, консультация), от санкций по ст. ст. 111 и 75 Налогового кодекса вряд ли освободят.

Примечание. Ссылаясь на письма Минфина, можно оспорить пени и штраф, от уплаты недоимки по налогу письменные указания ведомства не освободят.

Адресат разъяснений

Ссылаться можно на письменные разъяснения, адресованные либо самому предпринимателю, либо неопределенному кругу лиц. С первым вариантом все просто: направив запрос с описанием своей ситуации, коммерсант получает ответ — официальное разъяснение ведомства по конкретному вопросу. Если в дальнейшем возникнет спор относительно уплаты налогов, бизнесмен вполне может в качестве аргумента использовать полученное разъяснение. Заметим, что письма любого ведомства, в том числе Минфина, не являются нормативными правовыми актами, а носят лишь информационно-разъяснительный характер. Это значит, что документы не являются обязательными для исполнения. Даже если вы получили ответ на запрос, вы не обязаны следовать рекомендациям, данным в ответе.

Остальные предприниматели могут ссылаться на письма, размещаемые в СМИ и правовых базах, адресованные неопределенному кругу лиц. Четкого определения, какие именно документы считаются таковыми, нет. Ориентироваться придется на содержание. К примеру, фразы «Доведите изложенное разъяснение до сведения налогоплательщиков/территориальных налоговых органов», «В связи с поступающими запросами налогоплательщиков сообщаем» явно указывают на широкую аудиторию. В последнее время письма ведомства часто начинаются со слов «Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу. » и далее без указаний на конкретную ситуацию «. по вопросу применения положений гл. 26.2» или «по вопросам применения налога на добавленную стоимость». Подобные письма тоже можно расценить как адресованные неопределенному кругу лиц. Но когда разъяснение дано «исходя из содержащейся в письме/запросе информации», использовать его в качестве аргумента довольно рискованно. Описанная «методика», конечно, субъективна, но иного метода классифицировать разъяснения не существует.

Отдельно следует указать на письма, размещенные на официальных сайтах ведомств. Их вполне можно отнести к документам, адресованным неопределенному кругу лиц. Кроме того, письма, которые направляются ФНС своим региональным управлениям с требованием довести до нижестоящих инспекций и налогоплательщиков. То есть когда ФНС в своем письме приводит текст письма Минфина и направляет его своим управлениям для работы. Именно такими разъяснениями станут руководствоваться контролеры. Такие разъяснения тоже адресованы неопределенному кругу лиц.

Примечание. Письменные разъяснения избавят от штрафа, если они адресованы непосредственно предпринимателю либо неопределенному кругу лиц.

На практике.

Так нужно ли руководствоваться письменными разъяснениями ведомств? Как и в отношении многих налоговых вопросов, однозначно ответить на этот вопрос сложно. Существуют нормы Налогового кодекса, опираясь на которые можно попытаться доказать свою правоту. Есть определенные признаки в отношении официальных разъяснений, которые позволяют считать их адресованными неопределенному кругу лиц и, соответственно, ссылаться на них в споре. Статьи 75 и 111 Налогового кодекса могут помочь только в судебном разбирательстве.

Примечание. По мнению Минфина, письма, опубликованные в СМИ и правовых базах, но направленные в адрес конкретных лиц, распространять на схожие случаи нельзя. У судей на этот счет противоположное мнение.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/51578-pisma-pravovyx-norm-soderzhat-spore-byvayut-nuzhny

Письма Минфина России – не нормативные акты, поэтому не обязательны для исполнения

Рубрика «Комментарии экспертов»

Минфин России разъясняет, что его письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами. Они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами (НПА) вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам и пр. руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области (письмо Минфина России от 24 июля 2019 г. № 03-02-08/55114).

Также отмечается, что зачастую опубликованные разъяснения Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного ответа.

Кроме того, распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (и пр.) может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента.

При этом выполнение налогоплательщиком (и пр.) письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса (о неначислении пени).

По мнению Минфина России, подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям, а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. При этом такие разъяснения также не являются НПА, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для НПА.

Комментирует Мария Тимербаева, налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:

Письма правовых норм не содержат - картинка 6Вопрос об источниках права является одним из ключевых в правоприменительной практике. В российской правовой традиции на содержание налоговых правовых норм также влияет Минфин РФ посредством письменных разъяснений норм НК РФ. В своих разъяснениях финансовые ведомства не раз подчеркивали информационно-разъяснительный характер своих писем. Они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами. При этом данные письма не ограничивают применение норм законодательства в трактовке, отличающейся изложенной в письмах.

Вместе с тем подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина, однако это касается не всех писем, а лишь тех, которые адресованы ФНС в рамках координации и контроля деятельности налоговой службы. К таким разъяснениям, по мнению Минфина, не относятся письма, адресованные налогоплательщикам по их запросам.

Налоговые органы в ходе осуществления своей деятельности руководствуются разъяснениями финансовых ведомств, заставляя налогоплательщикам исполнять их неукоснительно. Однако суды не всегда поддерживают позицию налоговых органов, которые ссылаются на разъяснения Минфина России.

Так, например, обращаем внимание на прецедентное судебное решение: организация освобождается от уплаты пеней и штрафов, если она руководствовалась письменными разъяснениями Минфина России. При этом не имеет значения, кому были адресованы письма — данной организации или иному налогоплательщику. Данную позицию выразил Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 17.04.19 № А32-1410/2018.

[1]

Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», система «ГАРАНТ»

Мария Тимербаева, Налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», 13.09.2019

http://www.delprof.ru/press-center/articles/4772/

Письма правовых норм не содержат

Минфин России в связи с поступающими запросами налогоплательщиков разъясняет положения налогового законодательства в части статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Налоговый кодекс).

Минфину России в соответствии с Налоговым кодексом предоставлены полномочия по разъяснению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Помимо этого пунктом 1 статьи 4 Кодекса установлено, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Одним из таких федеральных органов исполнительной власти является Минфин России, которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» переданы функции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 Регламента Министерства финансов Российской Федерации (приказ Минфина России от 23.03.2005 № 45н, зарегистрирован в Минюсте России 19.04.2005 № 6518) Министерство принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Указанные нормативные правовые акты издаются Минфином России в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009.

Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Согласно Разъяснениям о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным приказом Минюста России от 14.07.1999 № 217 (зарегистрировано в Минюсте России 16.07.1999 № 1835), нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Такие определения нормативного правового акта и правовой нормы, содержащиеся в постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», Минюстом России рекомендовано использовать при подготовке нормативных правовых актов.

Полномочия Минфина России по ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах были конкретизированы в пункте 1 статьи 342 Кодекса Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (пункт 13 статьи 54).

В соответствии с пунктом 1 статьи 342 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования») Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 342 Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса; по решению руководителя (заместителя руководителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В указанной редакции статья 342 Кодекса действует с 1 января 2007 года, а полномочия Минфина России по предоставлению письменных разъяснений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены Кодексом со 2 августа 2004 года (Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ).

Дополнительно подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в которых выражается позиция Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций.

Кроме того при рассмотрении заявления о признании недействующими писем Минфина России (от 05.08.2004 № 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 № 03-06-01-02/09), данных налогоплательщикам в пределах его полномочий, предусмотренных статьей 342 Кодекса, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.01.2007 № 12547/06 указал, что названные письма не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в оспариваемых письмах Минфина России положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Таким образом, письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009.

Вместе с тем, зачастую позиция Минфина России, выраженная в его разъяснениях по тем или иным вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (включая письма конкретным налогоплательщикам), воспринимается как обязательная к применению всеми субъектами налоговых правоотношений, возникают вопросы о противоречиях, содержащихся в письмах Минфина России, направленных различным налогоплательщикам в разные периоды времени.

В связи с этим следует указать, что поскольку разъяснения Минфина России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации. Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минфина России, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа. Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как ни Минфин России, ни Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики не предоставляет в официальном порядке указанные письма для публикации (за исключением случаев публикации документов на официальных сайтах Минфина России и ФНС России).

Таким образом, Минфин России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса.

По итогам анализа статуса и правовых последствий указанных письменных разъяснений с учетом рассмотренных выше законодательных норм Минфин России разъясняет, что такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Однако при этом Налоговым кодексом введена прямая обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые даны Минфином России. С учетом вышеизложенного необходимо отметить, что указанная норма Кодекса не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России (полномочия Минфина России в этой области определены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации) и предназначенные для разъяснения позиции Министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки налоговой политики, подведомственной федеральной службе.

При этом разъяснения, направляемые Минфином России ФНС России, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ

от 27 мая 2009 г. N 03-02-08/43

Вопрос: 1. Когда и в каком печатном издании было опубликовано письмо МФ РФ от 12/02/2009 г. N 03-04-05-01/56, чтобы с ним ознакомиться?

Вопрос 2. Должны ли письма МФ РФ быть опубликованы, чтобы иметь юридическую силу?

Вопрос 3. Можно ли трактовать в суде письма МФ РФ как официальный комментарий к НК РФ? Должны ли они для этих целей быть опубликованы в СМИ?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено Ваше обращение от 20.05.2009 о письменных разъяснениях Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщается следующее.

Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Указанные письменные разъяснения Минфина России не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания. Письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и не подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Такие письма носят информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Эти письма не имеют статуса официального комментария к Кодексу.

Арбитражные суды , рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры не связаны положениями указанных писем , поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов , применяемых при рассмотрении дел.

Заместитель директора Департамента

Письма правовых норм не содержат - картинка 8Письма правовых норм не содержат - картинка 9
Письма правовых норм не содержат - картинка 10Письма правовых норм не содержат - картинка 11
Вход в систему

Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.

http://zpksoft.ru/readarticle.php?article_id=9

Литература

  1. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.
  2. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
  3. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.
  4. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях