WordPress

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента - картинка 1
Полезная информация на тему: "Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента"с комментариями спецалистов.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

otvetstvennost_za_neispolnenie_obyazannostey_nalogovogo_agenta.jpg

Похожие публикации

В определенных случаях исчислить, удержать и уплатить налоги в бюджет из средств налогоплательщика должен налоговый агент. Компании и ИП могут выступать налоговыми агентами по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль. О правах и обязанностях таких лиц говорится в статье 24 НК. Фактически, за перечисление средств в бюджет отвечает посредник, выплачивающий доходы – налоговый агент. Неисполнение обязанностей налогового агента может повлечь за собой серьезные последствия.

Что говорится в Налоговом кодексе

Об ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента предупреждает п. 5 ст. 24 НК РФ. Основанием для этого выступает обнаружение факта нарушения и вступление решения налогового органа в силу (п. 3 ст. 108 НК).

Более подробно о размере наказания налогового агента говорится в ст. 123 НК РФ: если сумма налога не была удержана и/или вовремя не уплачена (либо удержана и уплачена не полностью), то штраф составит 20% от суммы, которую агенту следовало удержать и внести в бюджет (п. 1 ст. 123 НК). Если ранее в течение 1 года лицо уже привлекалось к ответственности за подобное нарушение, штраф увеличивается в 2 раза (п. 4 ст. 114 НК).

Кроме этого, при отсутствии расчета 6-НДФЛ или декларации, например, по НДС, ИФНС вправе заблокировать расчетный счет налогового агента.

В каких случаях можно избежать наказания

Если у налогового агента-нарушителя имеются смягчающие обстоятельства, сумма штрафа снижается не менее чем в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Наказания за несвоевременное удержание и перечисление налога можно избежать полностью, если одновременно выполнить все нижеперечисленные условия (п. 2 ст. 123 НК):

налоговый расчет в ИФНС сдан вовремя;

в отчетной форме полностью, без ошибок и занижений налоговой базы указаны все сведения;

вся сумма налога перечислена в бюджет (вместе с причитающимися пенями) до обнаружения ошибки налоговиками или до того момента, когда назначена выездная проверка.

Налоговый агент может самостоятельно исправить ошибки в отчетности, подав уточненные документы в ИФНС, как только обнаружит неточности в ранее поданных сведениях.

Неисполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ

При выплате доходов работникам и иным физлицам налоговый агент, помимо удержания НДФЛ и перечисления налога в бюджет, должен представлять в ИФНС ежеквартальную форму 6-НДФЛ, а также справку 2-НДФЛ по окончании года по каждому налогоплательщику.

Санкции за нарушения для агентов по НДФЛ следующие:

При несдаче в ИФНС в установленный срок справок 2-НДФЛ штраф составит 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст. 126 НК РФ).

Если отчет 6-НДФЛ сдан позже срока, штраф предъявят в сумме 1000 рублей за каждый просроченный месяц, полный или неполный (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

При обнаружении в представленных агентом документах недостоверных сведений (допущенных случайно или намеренно), агента оштрафуют на 500 рублей за каждый такой документ (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).

За несвоевременное представление или отказ от представления агентом в ИФНС сведений для осуществления налогового контроля, с должностного лица может взыскиваться от 300 до 500 рублей административного штрафа (ст. 15.6 КоАП).

Уголовная ответственность

Преступлением считается неисполнение возложенных обязанностей налогового агента в личных интересах. Виды этого преступления включают:

неисчисление суммы налога;

неудержание средств с налогоплательщика;

неперечисление платежей в бюджет.

По закону любое из этих деяний может признаваться налоговым правонарушением. Но неисполнение обязанностей налогового агента образует состав преступления, если оно:

совершено в корыстных целях;

есть прямой умысел виновных лиц;

связано с присваиванием денежных средств в свою пользу и/или в пользу третьих лиц;

совершено в крупном или особо крупном размере.

Крупный размер – сумма налогов более 5 миллионов руб. за период в течение 3-х лет подряд, при условии, что доля неуплаченных/неудержанных агентом средств составляет более 25%, или свыше 15 миллионов руб. Особо крупный размер, когда доля неудержанных/неуплаченных агентом налогов составила более 50% от общей суммы таких налогов за 3 года (при величине налогов более 15 миллионов руб.), либо в целом равна более 45 миллионов руб. (примечание 1 к ст. 199.1 УК РФ).

Ответственность возлагается на установленное виновное должностное лицо (лиц).

По УК РФ неисполнение обязанностей налогового агента может наказываться значительно строже.

Какое предусмотрено наказание по УК

Наказание за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК) установлено следующее:

штраф от 100 до 300 тысяч рублей;

штрафные санкции в сумме зарплаты от 1-го года до 2-х лет;

принудительные работы до 2-х лет и возможное лишение права занимать определенные должности до 3-х лет;

арест до полугода;

лишение свободы до 2-х лет и возможный запрет на 3 года занимать определенные должности.

Выбор конкретного вида осуществляется судом при определении фактических обстоятельств дела.

При особо крупном размере:

штраф от 200 до 500 тысяч рублей либо в размере зарплаты от 2-х до 5-ти лет;

принудительные работы до 5-ти лет и возможное лишение права занимать определенные должности до 3-х лет;

Также предусмотрено лишение свободы до 6-ти лет и возможный запрет на 3 года занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью.

Освобождение от уголовного наказания возможно, если:

виновный совершил преступление впервые;

налоговым агентом погашена вся сумма недоимки и пени;

полностью уплачен причитающийся по НК РФ штраф.

Налоговому агенту необходимо точно и в срок исполнять все обязанности, возложенные на него законодательством. Иначе его могут оштрафовать, а виновных должностных лиц, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, привлечь к налоговой, административной, или к уголовной ответственности.

http://spmag.ru/articles/otvetstvennost-za-neispolnenie-obyazannostey-nalogovogo-agenta

Ответственность налоговых агентов за неуплату и несвоевременную уплату налогов

Дата публикации: 16 декабря 2013 .

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы установлена ст. 57 Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

В случаях, предусмотренных законодательством, обязанность налогоплательщика по уплате налогов может быть передана налоговому агенту.

Налоговый агент, в соотв. с п. 1 ст. 24 «Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) (далее – НК РФ), это лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. То есть, налоговый агент, является своего рода посредником между налогоплательщиком и государственными органами, исполняющим обязанность налогоплательщика по уплате налогов.

П. 3 статьи 24 НК РФ содержит обязанности налоговых агентов, одной (и главной) из которых является обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства. И, наконец, п. 5 ст. 24 НК РФ содержит положение, в соответствии с которым, налоговые агенты за неисполнение своих обязанностей несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим подробнее возможные последствия для налоговых агентов за неисполнение обязанности по своевременной уплате налогов.

Налоговым кодексом предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Так, ст. 123 НК РФ устанавливает за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

За такого рода правонарушение предусмотрена так же уголовная ответственность. Так, п. 1 ст. 199.1 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.11.2013) (далее – УК РФ) устанавливает ответственность за «неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере». За данное правонарушение УК РФ предусматривает несколько вариантов наказания:

  • штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером в контексте данной статьи считается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при этом, доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превышать 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

За это же правонарушение, но совершённое в особо крупном размере предусмотрены следующие варианты ответственности:

  • штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Под особо крупным размером здесь следует понимать сумму, составляющую за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Ст. 199 УК РФ предусмотрено освобождение от уголовной ответственности за вышеуказанные деяния в случае, если:

[1]

  • виновное лицо впервые совершило данное деяние;
  • этим лицом, либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 “О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления” содержит пояснения относительно применения ст. 199.1 УК РФ.

Так, согласно Постановлению, субъектами деяния, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, признаются:

  • физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя;
  • лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий;
  • лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера

Преступление считается совершенным и оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные законодательством, в соответствующий бюджет сумм налогов и сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

Постановление обращает внимание на важность установленного факта наличия личного интереса. Под личным интересом, согласно Постановлению, следует понимать стремление извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

Следовательно, если факт совершения рассматриваемого преступления в личных интересах не установлен – состав преступления отсутствует, даже в случае совершения данного преступления в крупном и особо крупном размере.

В соответствии со статьей 309 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.11.2013) (далее – УПК РФ) судам надлежит учитывать, что в приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску. Истцами по данному гражданскому иску могут выступать налоговые органы (подпункт 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ) или органы прокуратуры (часть третья статьи 44 УПК РФ), а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством (статьи 1064 и 1068 ГК РФ) несет ответственность за вред, причиненный преступлением (статья 54 УПК РФ).

В случае если налоговым агентом все же сумма налога была перечислена, но позднее установленного законом срока, налоговый агент так же может быть привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ. Вновь обратимся к п. 3 ст. 24 НК РФ, устанавливающему обязанность налоговых агентов правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять налоги. То есть несвоевременное перечисление налогов, равно как и неуплата налогов, является нарушением этой обязанности. И в связи с этим к налоговому агенту могут быть применены санкции, предусмотренные ст. 123 НК РФ. Такой же позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.

Ст. 109 НК РФ установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за налоговые правонарушения. К таким обстоятельствам кодекс относит следующее:

  • отсутствие события налогового правонарушения;
  • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
  • истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Перечисление налоговым агентом сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки, удержанного у налогоплательщика, но не перечисленного в установленный НК РФ срок, на наличие вины налогового агента не влияет, согласно Письму ФНС от 26 февраля 2007 г. № 04-1-02/[email protected]

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что налоговые агенты несут ответственность за неперечисление налогов в казну даже в случае, если налог был уплачен, но с нарушением установленного законом срока. Причем, санкция за просрочку платежа и отсутствие платежа законом установлена одна и та же. И даже в случае просрочки платежа на один день, налоговый агент может быть привлечен к ответственности наряду с налоговыми агентами, уклоняющимися от уплаты налогов.

http://delconsult.ru/blog/otvetstvennost-nalogovykh-agentov

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (ШТРАФЫ) И ПЕНИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 24 НК РФ).

Так, если налоговый агент неправомерно не удержит и (или) не перечислит (полностью или частично) необходимую сумму налога в установленный срок, он может быть привлечен к ответственности. Размер штрафа составит 20% суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Штраф за такое нарушение установлен ст. 123 НК РФ. При этом, как разъяснил Пленум ВАС РФ, он применяется, если налоговый агент имел возможность удержать налог и перечислить его в бюджет (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Таким образом, из буквального смысла ст. 123 НК РФ следует, что ответственность возможна в том числе за неправомерное неудержание налога налоговым агентом, уплатившим налог в бюджет за счет собственных средств.

При выявлении факта неперечисления в установленный срок в бюджет НДС, который налоговый агент должен удержать у налогоплательщика, начислением штрафа дело не ограничится. Также возникает вопрос о взыскании с налогового агента недоимки и пеней. Далее рассмотрим, как он будет решаться в зависимости от конкретной ситуации.

1. Если налоговый агент удержал НДС из доходов налогоплательщика, но не перечислил в бюджет, в дополнение к штрафу налоговый орган вправе взыскать с него недоимку и начисленные на ее сумму пени (п. п. 1, 7 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. п. 1, 6, 7 ст. 75, п. 5 ст. 108 НК РФ, абз. 5 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). А в случае нарушения срока перечисления в бюджет удержанного НДС помимо штрафа по ст. 123 НК РФ с налогового агента могут быть взысканы пени (п. п. 1, 6, 7 ст. 75 НК РФ).

[2]

2. Особая ситуация возникает, если налоговый агент не удержал и не перечислил в бюджет НДС. Может ли налоговый орган взыскать указанный налог за счет средств налогового агента, а также начислить ему пени?

В части пеней ответ на этот вопрос утвердительный. В соответствии с абз. 6 п. 2Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 налоговый орган вправе взыскать пени с налогового агента, не удержавшего налог, однако период их начисления в этой ситуации, как правило, ограничен. Пени начисляются с момента, когда налог должен был быть удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога подлежит самостоятельному исполнению налогоплательщиком по итогам соответствующего налогового периода. Что же касается недоимки, то в большинстве случаев взыскать ее с налогового агента, не удержавшего налог, нельзя. Это следует из анализа п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

Важно учитывать: если налоговый агент не удержал налог при выплате денежных средств налогоплательщику, то последний является лицом, обязанным перечислить налог в бюджет. Это следует, в частности, из анализа пп. 2 п. 3 ст. 24, пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ. На это также обратил внимание и Пленум ВАС РФ в абз. 3 п. 2 Постановления N 57. Обязанность по уплате налога сохраняется за налогоплательщиком до тех пор, пока он не исполнит ее одним из способов, указанных в п. 3 ст. 45 НК РФ.

Поэтому стоит внимательно следить за тем, исполнил налоговый агент свои обязанности или нет. Если он не удержал из выплаченных вам денежных средств НДС, можно вернуть ему соответствующую сумму как ошибочно уплаченную для того, чтобы он перечислил ее в бюджет. В противном случае вам придется уплатить НДС самостоятельно. Иначе при выявлении недоимки ее сумму, а также пени за период со дня истечения срока уплаты налога до погашения налоговой задолженности инспекция взыщет с вас в порядке ст. ст. 46, 47 НК РФ.

Указанные разъяснения Пленума ВАС РФ вносят определенность в вопрос о возможности взыскания недоимки и пеней с налогового агента, не удержавшего и не перечислившего в бюджет НДС. Напомним, что до их выхода в свет суды подходили к решению этого вопроса по-разному.

Пленум ВАС РФ указал и на исключение, при котором налоговому агенту, не удержавшему налог, грозит взыскание недоимки и пеней, начисленных за весь период просрочки исполнения обязательств перед бюджетом. Оно касается случаев, когда налог не удержан у иностранного продавца, не состоящего на учете в российских налоговых органах. Разъяснения о невозможности взыскания с налогового агента суммы налога и ограничении периода взыскания пеней на эту ситуацию Пленум ВАС РФ распространять не стал. В таком случае налоговый орган может взыскать с налогового агента и недоимку, и пени. Причем пени начисляются ему до момента исполнения обязанности по уплате налога (абз. 7 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Позицию Пленума ВАС РФ поддерживает ФНС России (Письмо от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Отметим, что ранее возможность взыскания недоимки с налогового агента, выплатившего денежные средства иностранному продавцу и не перечислившего НДС в бюджет, подтвердил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 03.04.2012 N 15483/11. Этому подходу последовали нижестоящие суды (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2012 N А75-4739/2011).

Здесь и далее по тексту раздела под иностранным продавцом понимается иностранная организация, не состоящая на налоговом учете в РФ. Налог, начисляемый в связи с совершением ею операций по реализации на территории РФ товаров (работ, услуг), уплачивает налоговый агент (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).

Добавим, что иностранные организации, которые состоят на налоговом учете в РФ, уплачивают налог самостоятельно. При приобретении у них товаров, работ, услуг налоговым агентом в соответствии со ст. 161 НК РФ вы не признаетесь — удерживать и перечислять в бюджет налог не нужно.

В рассматриваемом Постановлении Пленума ВАС РФ отсутствуют пояснения, в каких именно ситуациях налог считается неудержанным.

Полагаем, что налог, без сомнения, можно считать неудержанным, если он выделен в стоимости по договору с иностранным продавцом и при этом покупатель перечислил всю ее сумму, включая НДС. Если же покупатель перечисляет иностранному продавцу установленную сумму оплаты и НДС в стоимости по договору не выделяется, то, по нашему мнению, удержание происходит, поскольку, по сути, налоговый агент оставляет сумму НДС себе.

Заметим, что вопрос о том, как квалифицировать налог — как удержанный или неудержанный, — в такой ситуации значим не с точки зрения налоговых последствий. Ведь если вы приобрели товары, работы, услуги у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах, взыскать с вас как с налогового агента недоимку и пени налоговый орган может и в том и в другом случае (абз. 5, 7 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Однако решение этого вопроса может иметь значение при возврате от иностранного продавца излишне выплаченных ему денежных средств в размере суммы неудержанного НДС в рамках гражданско-правовых отношений. Так, в частности, российское законодательство предусматривает возможность предъявления продавцу иска о взыскании ошибочно перечисленной суммы НДС как неосновательного обогащения (ст. 1102, п. 3 ст. 1103, ст. 1223 ГК РФ).

По вопросу о возможности применения института обязательств вследствие неосновательного обогащения в отношении сумм НДС, ошибочно перечисленных контрагенту по договору, высказывался Президиум ВАС РФ (Постановления от 18.09.2012 N 3139/12, от 09.04.2009 N 16318/08).

Полагаем, что аналогичным образом вопрос о признании налога удержанным или неудержанным должен решаться и тогда, когда обязанности налогового агента возникают у покупателя (арендатора) в связи с заключением договоров о покупке или аренде государственного (муниципального) имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Если НДС выделен в составе покупной стоимости (арендной платы) и покупатель (арендатор) перечислил продавцу (арендодателю) всю ее сумму, включая НДС, данный налог не удержан. По нашему мнению, в таком случае с покупателя (арендатора) государственного или муниципального имущества можно взыскать только пени, начисленные за ограниченный период, указанный в абз. 6 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

Если же покупатель (арендатор) перечислил продавцу (арендодателю) сумму покупной стоимости (арендной платы) без НДС, то полагаем, что налог удержан. Причем это справедливо независимо от того, выделен НДС в составе вознаграждения по договору или нет, и в том и другом случае его следует считать удержанным. При неперечислении налоговым агентом налога в бюджет было бы правильным применить абз. 5 п. 2Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, согласно которому с него взыскиваются и недоимка, и пени.

Добавим, что до принятия рассматриваемого Постановления Пленума ВАС РФ вывод о возможности взыскания с налогового агента недоимки и пеней в подобной ситуации находил подтверждение в отдельных судебных решениях, включая Определения ВАС РФ (Постановления ФАС Уральского округа от 17.07.2012 N Ф09-5120/12 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 12.11.2012 N ВАС-14960/12), от 11.05.2010 N Ф09-3355/10-С2(оставлено в силе Определением ВАС РФ от 23.09.2010 N ВАС-10832/10)). Вместе с тем в арбитражной практике можно встретить и противоположную позицию (Постановление ФАС Уральского округа от 18.08.2008 N Ф09-5817/08-С2).

За непредставление налоговой декларации налоговый агент привлекается к ответственности согласно п. 1 ст. 119 НК РФ. В соответствии с указанной нормой штраф может составлять от 1000 руб. до 30% не уплаченной в установленный срок суммы налога, которая определяется на дату истечения срока перечисления налога.

С 1 января 2015 г. как непредставление налоговой декларации квалифицируется в том числе сдача отчетности на бумажном носителе в случаях, когда требованиями п. 5 ст. 174НК РФ предусмотрена обязанность ее представления в электронной форме (абз. 4 п. 5 ст. 174 НК РФ, п. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ).

В настоящее время налоговый агент может быть привлечен к ответственности в порядке ст. 126 НК РФ, если он не представил в инспекцию письменное сообщение о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Отметим, что форма такого сообщения ни Налоговым кодексом РФ, ни иными документами не утверждена. Поэтому она может быть произвольной.

http://zen.yandex.ru/media/id/5aa8f256a815f1bac2fc4e13/5b9b9064b76d9000aa06edc1

Энциклопедия решений. Ответственность налоговых агентов

Ответственность налоговых агентов

Как любой субъект налоговых правоотношений налоговый агент наделен не только правами, но и определенными обязанностями, основная из которых заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от его имени, за счет тех денежных средств, которые были удержаны им из сумм выплат, произведенных налогоплательщику (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Кроме этого, налоговый агент должен, в частности:

— вести учет доходов, начисленных и выплаченных налогоплательщикам, и налогов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет. При этом вести такой учет необходимо по каждому налогоплательщику индивидуально;

— представлять в налоговый орган по месту своего учета документы (сведения), необходимые для осуществления налогового администрирования (в том числе налоговые декларации, соответствующие расчеты) (п.п. 3 и 3.1 ст. 24 НК РФ).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ).

В настоящее время налоговое агентирование возможно только лишь в отношении трех видов налогов:

— налога на добавленную стоимость (НДС) (ст. 161 НК РФ);

— налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (ст. 226 НК РФ);

— налога на прибыль (ст. ст. 286, 310 НК РФ),

При этом привлечение к ответственности не зависит от вида налога, обязанность по перечислению которого возложена на налогового агента. Вид налога будет иметь значение только при определении момента совершения правонарушения.

Ознакомиться с видами налоговых правонарушений, за совершение которых налоговый агент привлекается к ответственности, можно в Таблице.

Привлечение налогового агента — организации к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии соответствующих оснований не освобождает ее должностных лиц от административной или уголовной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Кто из налоговых агентов может быть привлечен к ответственности

Невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 НК РФ)

Все налоговые агенты

Представление недостоверных сведений

Штраф 500 рублей (ст. 126.1 НК РФ)

Несвоевременное представление налоговой декларации

Штраф в размере 5 % не уплаченной в срок суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ)

— по налогу на прибыль

Нарушение способа представления декларации (за исключением декларации по НДС) (расчета) (вместо электронной формы отчетность представлена на бумажном носителе)

Штраф 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ)

— по налогу на прибыль

Несообщение о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика

Штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ)

Непредставление сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ

[3]

Штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ)

Налоговые агенты по НДФЛ

Несвоевременное представление Расчета по форме 6-НДФЛ

Штраф 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления (п. 1.2 ст. 126 НК РФ)

Несвоевременное представление (непредставление) по итогам отчетного периода декларации по налогу на прибыль

Штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ)

Налоговые агенты по налогу на прибыль

Непредставление налогового расчета (информации) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

Кроме санкций, перечисленных в таблице, НК РФ предусмотрены и другие меры воздействия на налоговых агентов при неисполнении ими своих обязанностей.

Так, непредставление Расчета по форме 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней по истечении установленного для его представления срока является основанием для приостановления операций по счетам в банке (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

При этом в случае несвоевременного перечисления налога, удержанного с доходов налогоплательщика, с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения им обязанности по его уплате (ст. 75 НК РФ).

http://base.garant.ru/58077578/

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ)

Общественная опасность преступления состоит в негативных последствиях для наполнения бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ. Активное участие в реализации различных схем уклонения от уплаты налогов налогоплательщиками в крупных и особо крупных размерах побудило законодателя установить уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Криминализующим признаком указанного деяния является размер неуплаченных налогов и (или) сборов [1] .

В ч. 1 ст. 199 1 УК РФ размер определен как крупный, а в ч. 2 этой же статьи как особо крупный.

Объект преступления составляют общественные отношения определяющие процедуру и сроки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в случаях, предусмотренных налоговым и иным законодательством РФ.

Предмет преступления составляют денежные средства в форме налоговых платежей. Законом не предусмотрена обязанность налогового агента в части удержания сборов.

Объективная сторона преступления выражается в неисполнении обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет.

Понятие налогового агента дано в п. 1 ст. 24 НК РФ, согласно которому налоговый агент должен: правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Уголовная ответственность предусмотрена за неисполнение лишь некоторых обязанностей из числа перечисленных. Эти обязанности закреплены в ряде статей НК РФ. Так, в п. 2 ст. 161 НК РФ сказано о том, что налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ. Пункт 3 этой же статьи определяет обязанность налогового агента (арендатора) исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить соответствующую сумму налога.

По налогу на доходы физических лиц налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. По налогу на добавленную стоимость налоговый период для налоговых агентов установлен в один квартал (ст. 163 НК РФ). В соответствии с п. 5 ст. 286 НК РФ российские организации, выплачивающие дивиденды владельцам акций или долей в уставных капиталах, выступают в качестве налоговых агентов по уплате налога на прибыль (подп. 1 п. 5).

Если буквально понимать текст уголовного закона, то следует констатировать, что неисполнение любой из трех составляющих обязанности налогового агента должно влечь ответственность по ст. 199 1 УК РФ.

Неисчисление налогов и (или) сборов означает, что они не рассчитаны, т.е. не определена величина их в количественном (стоимостном) выражении. Суммы налогов (сборов) не отражены в соответствующих бухгалтерских (налоговых) документах.

Неудержание налогов означает, что денежные суммы продолжают находиться в распоряжении либо налогового агента, либо налогоплательщика, вводятся в оборот по совершаемым этими лицами сделкам.

Неперечисление налогов означает несписание денежных сумм со счета в результате непредставления в банк платежного поручения или невнесения денежной суммы в банк или кассу органа местного самоуправления либо организации связи. В отличие от указания на способ совершения налоговых преступлений, где присутствует обман в форме умолчания или внесения в представляемые документы ложных сведений, здесь законодатель неисполнение обязанности не связывает с обманом. Такой подход противоречит концепции, избранной законодателем в преступлениях, указанных в ст. 198 и 199 УК РФ. Получается, что неисполнение обязанности налогового агента может быть совершено «любым способом». Оправданием такого законодательного решения может быть лишь то, что рассматриваемое преступление представляет повышенную общественную опасность по сравнению с уклонением от уплаты налогов. Однако почему это так, не ясно. Момент окончания совершения преступления связан с истечением срока перечисления денежных средств в соответствующий бюджет независимо от вида неисполненной обязанности (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64).

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. О наличии прямого умысла на совершение преступления свидетельствует и указание о том, что преступление совершается по личным интересам.

Обязательным условием уголовной ответственности за преступление является личный интерес физического лица, выполняющего обязанности налогового агента. Прежде всего, личный интерес ассоциируется со стремлением извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса. Однако следует учитывать, что если денежные средства, подлежащие исчислению, удержанию или перечислению в виде налогов, изымаются в свою пользу или пользу другого лица, содеянное следует квалифицировать как хищение чужого имущества (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Такой взгляд на содержание указанного понятия высказывается и в научной литературе 1 .

Личный интерес физического лица может быть связан с возможностями улучшить финансовое положение организации, осуществить расчет по долгам с контрагентами, предоставить временно свободные денежные средства в кредит и прочих действиях.

Субъектом преступления выступает физическое лицо, обладающее полномочиями исполнять обязанности налогового агента. Такими полномочиями обладает руководитель организации, главный бухгалтер, иное лицо, наделенное правом подписывать платежные поручения (такое право может быть оговорено в уставных документах организации или внутренних документах организации).

Состав преступления, предусмотренный ст. 199 [5] УК РФ, является специальным по отношению к составу преступления, закрепленному ст. 201 УК РФ. Деяния, совершаемые налогоплательщиками, если они прямо не подпадают под действие ст. 198, 199 УК РФ, должны квалифицироваться, при наличии к тому оснований, как соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 199 [5] УК РФ. Это возможно в случае, если налогоплательщик подстрекает руководителя налогового агента к неисполнению им обязанностей налогового агента.

В ряде случаев возможна совокупность преступлений, предусмотренных ст. 198, 199, 199 [5] УК РФ. Более того совершение преступлений, предусмотренных указанными статьями, создает условия для последующего неисполнения обязанностей налогового агента [5] .

Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ ст. 199 [5] УК РФ пополнилась примечаниями 1 и 2.

В соответствии с примечанием 1 крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн руб., при условии, что доля неис- численных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн руб., при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 млн руб.

В примечании 2 ст. 199 [5] УК РФ, предусмотрен специальный случай освобождения от уголовной ответственности за преступление. Виновный подлежит освобождению от уголовной ответственности, если преступление было совершено впервые и им или организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Частью 2 ст. 199 [5] УК РФ установлено отягчающее обстоятельство преступления: особо крупный размер.

http://studme.org/102795/pravo/neispolnenie_obyazannostey_nalogovogo_agenta_1991

Литература

  1. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
  2. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.
  3. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.
  4. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях