WordPress

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета - картинка 1
Полезная информация на тему: "Отраслевые стандарты бухгалтерского учета"с комментариями спецалистов.

Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета

Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ

1. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты бухгалтерского учета, федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (далее при совместном упоминании — федеральные стандарты);

ГАРАНТ:

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденные уполномоченным федеральным органом до 26 июля 2019 г., признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов

2) отраслевые стандарты бухгалтерского учета, отраслевые стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (далее при совместном упоминании — отраслевые стандарты);

3) нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

4) рекомендации в области бухгалтерского учета;

5) стандарты экономического субъекта.

2. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

Информация об изменениях:

Статья 21 дополнена частью 2.1 с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ

2.1. Федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы. Федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы.

3. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

ГАРАНТ:

О видах электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета до принятия соответствующего федерального стандарта бухгалтерского учета, см. письмо Минфина России от 5 мая 2015 г. N 07-01-06/25701

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 19 июля 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядка их применения;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 292-ФЗ в пункт 10 части 3 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ

4. Федеральные стандарты могут устанавливать требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

5. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 19 июля 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ

6. Планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

7. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

8. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

9. Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

10. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.

11. Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

12. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

13. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

14. Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Информация об изменениях:

Часть 15 изменена с 19 июля 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ

15. Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 настоящей статьи нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным, отраслевым стандартам и предусмотренным частью 6 настоящей статьи нормативным актам Центрального банка Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 16 изменена с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ

16. Федеральные и отраслевые стандарты, а также программы разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

17. Документы для организации и ведения бухгалтерского учета Центральным банком Российской Федерации, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

[1]

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

http://base.garant.ru/70103036/b5dae26bebf2908c0e8dd3b8a66868fe/

Примеры и особенности отраслевых стандартов бухгалтерского учета

Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.

Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.

Виды стандартов для ведения учета

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:

  • федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
  • отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
  • внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.

ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.

Особенности отраслевых стандартов

Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.

Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:

  • приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
  • достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
  • организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
  • упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).

К СВЕДЕНИЮ! Категорически не допускается, чтобы полномочия по принятию отраслевых стандартов и контролю в сфере финансового учета пересекались.

Общее между федеральными и отраслевыми стандартами

  1. Регулируют способы бухгалтерского учета в организации.
  2. Безоговорочно обязательны к применению.
  3. Устанавливают:
    • минимально необходимые правила ведения бухгалтерского учета;
    • допустимые методы учета.

Отличия отраслевых стандартов от федеральных

  1. Отраслевые стандарты конкретизируют федеральные.
  2. Имеют более элементарный механизм использования.
  3. Принимается во внимание вид деятельности, для которого они создаются.
  4. Могут быть утверждены только по результатам экспертизы в Совете по стандартам.

Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.

Поводы для разработки отраслевых стандартов

Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:

  • стремлением к универсальности бухгалтерской отчетности;
  • желанием повысить информативность подаваемых форм;
  • планируемым в ближайшем будущем переходом на план бухгалтерских счетов, единый для кредитных и некредитных финансовых организаций.

Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.

Что входит в отраслевые стандарты

Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:

  • сведения об объектах бухучета, их определении и классификации;
  • правила их принятия к учету и списания;
  • методы, по которым устанавливается их стоимость;
  • применяемый план бухгалтерских счетов;
  • требования к финансовой отчетности и др.

Примеры отраслевых стандартов

Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.

Новшества 2018 года

Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2018 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.

Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.

СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.

Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:

  • формулировании учетной политики;
  • соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
  • нумерации новых лицевых счетов;
  • разработке методики оценки активов и обязательств;
  • автоматизации бухучета по новым требованиям.

Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.

http://assistentus.ru/buhuchet/otraslevye-standarty/

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета — элементы механизма регулирования бухучета наряду с федеральными и внутрифирменными стандартами. В чем их отличительные признаки и что они собой представляют, расскажет наш материал.

Российские стандарты бухучета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета включены законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ в общую группу регулирующих вопросы бухучета НПА наряду с:

  • федеральными стандартами;
  • рекомендациями в области бухучета;
  • стандартами компании.

Отраслевой стандарт бухучета (исходя из общего определения стандарта) устанавливает требования 2 видов:

  • минимально необходимые — в отношении требований к бухучету;
  • допустимые — касающиеся применяемых учетных способов.

Отличительные признаки отраслевых стандартов бухгалтерского учета:

[3]

  • обязательность — их необходимо применять всем организациям, если иное условие не предусмотрено в их тексте;
  • специфичность — они регламентируют нюансы применения федеральных стандартов с учетом специфики отдельных видов деятельности;
  • подконтрольность — они допускаются к применению после прохождения спецэкспертизы, проводимой Советом по стандартам бухучета.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета имеют как сходства, так и различия с федеральными стандартами бухучета, обладающими следующими признаками:

  • универсальность — они подлежат применению вне зависимости от вида деятельности (если в их тексте не указано иное);
  • выборочная детализация — они могут уточнять отдельные требования бухучета (в бюджетном учете, по отдельным видам деятельности);
  • подконтрольность — проходят экспертизу Совета по стандартам бухучета.

Каждая организация вправе разрабатывать свои внутренние учетные стандарты:

  • основывающиеся на нормах действующего бухгалтерского законодательства;
  • дополняющие существующие федеральные и отраслевые стандарты;
  • являющиеся частью внутрифирменной учетной политики.

Как разработать учетную политику, регламентирующую формы и способы налогового учета, расскажут следующие материалы:

Отраслевые и внутрифирменные стандарты бухучета также имеют сходства и различия. Основные характеристики внутрифирменных стандартов (ВФС):

  • ВФС носят добровольный характер — потребность в их разработке, изменении и отмене устанавливается самими компаниями;
  • ВФС создаются экономическим субъектом с целью упорядочения ведения своего бухучета;
  • ВФС применяются в одинаковом объеме всеми подразделениями субъекта.

Изучайте разнообразные стандарты с помощью материалов, размещенных на нашем сайте:

Примеры отраслевых стандартов бухучета

На сайте Банка России размещены отраслевые стандарты (ОСБУ) для хозяйствующих субъектов финансового сектора экономики — они разработаны специально для регламентации учетных процессов специализирующихся на отдельных видах деятельности хозяйствующих субъектов данного сектора.

Многие из них разработаны относительно недавно и будут внедряться в «учетную» жизнь организаций поэтапно. Их появление связано:

  • С планами государства и ЦБ России сблизить отечественный учет с МСФО;
  • планируемым переходом на общий для КФО (кредитных) и НФО (некредитных финансовых организаций) план счетов;
  • стремлением добиться единообразия и информативности отчетных форм;
  • иными задачами.

ОСБУ можно разделить на группы:

  • общие — регламентирующие учетные требования по операциям, свойственным и для КФО, и для НФО;
  • специфические— устанавливающие требования к бухучету объектов и операций, характерных для определенного вида финансовой деятельности.

Среди недавно появившихся ОСБУ можно назвать:

  • для страховых компаний — положение Банка России «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета “Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования”» от 28.12.2015 № 526-П;
  • для кредитных организаций — положение Банка России «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам в кредитных организациях» от 15.04.2015 № 465-П;
  • для профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и других НФО — положение Банка России «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета “Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, страховых брокеров”» от 03.02.2016 № 532-П.

Подробнее о действующих отраслевых отчетных нюансах НПФ см. материал «Финансовая отчетность НПФ по стандартам МСФО (нюансы)».

Итоги

Отраслевые стандарты применяются наряду с федеральными и внутрифирменными стандартами. Они устанавливают требования к ведению бухучета предприятиями и организациями, осуществляющими деятельность в определенной сфере экономики.

Знакомьтесь с организационными и методологическими аспектами бухучета с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/zakon_o_buhgalterskom_uchete/otraslevye_standarty_buhgalterskogo_ucheta/

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета в России

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета - картинка 6

Похожие публикации

Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами. Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета». К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.

Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:

  • федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
  • отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
  • внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ, предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:

  • признаки и классификацию объектов учета, условия их постановки на учет и выбытия;
  • методы оценки;
  • условия пересчета стоимости из иностранной валюты в национальную;
  • необходимость принятия учетной политики фирмы;
  • план счетов бухучета;
  • правила составления финансовой отчетности и др.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.

Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней. Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно. Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)

Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.

Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:

• минимально необходимые — в части правил по применению бухучета;

• допустимые — в части методов учета.

Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:

• детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;

• применяться, как универсальный вариант.

Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.

ОСБУ: примеры и проекты

Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:

• государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;

• будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;

• стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.

ОСБУ действующие, и опубликованные проекты можно рассматривать, как две отдельные категории:

• общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;

• специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.

Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:

— операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;

— резервов – оценочных и условных обязательств НФО от 03.12.2015 № 508-п;

— Порядок составления бух. отчетности от 28.12.2015 № 526-п и др.

• для страховщиков – ОСБУ:

— «Порядок составления бух. отчетности» от 28.12.2015 № 526-п;

— операций НПФ, связанных с ведением страховой деятельности» от 05.11.2015 3502-п.

— вознаграждений работникам КФО от 15.04.2015 № 465-П;

— операций, связанных с выполнениями резервных требований от 20.10.2016 № 554-п;

— ОС, НМА, недвижимости, временно не используемых активов, запасов, предназначающихся для реализации и полученных по договорам отступного или залога от 22.12.2014 № 448-п и др.

Итак, отраслевые, как и федеральные стандарты бухучета, диктуют определенные правила по ведению учетных операций в российских компаниях, устанавливая как общие требования, так и специфические, приемлемые только для определенных организаций или осуществляемых операций.

http://spmag.ru/articles/otraslevye-standarty-buhgalterskogo-ucheta

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (ФСБУ)

Согласно статье 4 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» федеральные стандарты бухгалтерского учета являются нормативным документом регулирования бухгалтерского учета. Для организаций государственного сектора (в том числе бюджетных и автономных учреждений) утверждаются отдельные федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора — это нововведенные положения для ведения бухгалтерского в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2018 году, в котором были введены первые пять федеральных стандартов бухгалтерского учета. В 2019 году ввели еще пять федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Порядок утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора

Разработанные в установленном порядке федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора утверждаются приказами Минфина РФ. В приказах Минфина РФ содержится наименование каждого утверждаемого стандарта и срок начала его действия.

Система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе

По завершении выполнения Программы разработки стандартов система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе будет иметь следующую четырехуровневую структуру:

I. Закон о бухгалтерском учете

II. Стандарты учета и отчетности государственного сектора

III. Документы Минфина, разъясняющие порядок применения документов второго уровня

IV. Внутренние документы субъектов общественного сектора

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с 2018 года

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора, применяемые с 2018 года:

Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (утв. Приказом Минфина РФ № 256н от 31.12.2016).

Основные средства (утв. Приказом Минфина РФ № 257н от 31.12.2016).

Аренда (утв. Приказом Минфина РФ № 258н от 31.12.2016).

Обесценение активов (утв. Приказом Минфина РФ № 259н от 31.12.2016).

Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности (утв. Приказом Минфина РФ № 260н от 31.12.2016).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с начала 2019 года

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора, начиная с 2019 года сектора:

Учетная политика, оценочные значения и ошибки (утв. Приказом Минфина РФ № 274н от 30.12.2017).

События после отчетной даты (утв. Приказом Минфина РФ № 275н от 30.12.2017).

Доходы (утв. Приказом Минфина РФ № 32н от 27.02.2018).

Отчет о движении денежных средств (утв. Приказом Минфина РФ № 278н от 30.12.2017).

Влияние изменений курсов иностранных валют (утв. Приказом Минфина РФ № 122н от 30.02.2018).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с начала 2020 года

С 1 января 2020 года вступят в силу следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора:

«Информация о связанных сторонах», утвержден приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н;

«Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н;

«Непроизведенные активы», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н;

«Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержден приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н;

«Долгосрочные договоры», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н;

«Концессионные соглашения», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 146н;

«Запасы», утвержден приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета и методология бухгалтерского (бюджетного) учета

В настоящее время силами Минфина ведется разработка полного набора федеральных стандартов бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Согласно последней редакции Программы разработки стандартов утверждение федеральных стандартов бухгалтерского учета должно закончиться к 01.01.2021 года. По окончании данной работы принципы и требования бухучета будут приведены в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике. Инструментом реформирования выступают международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.

Принятие федеральных стандартов бухгалтерского учета потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений. Основные изменения будут заключаться в постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого плана счетов в федеральные стандарты бухгалтерского учета. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться за счет дополнительных счетов и описания новых бухгалтерских проводок, необходимых для отражения учета объектов в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора

Как видно из вышеуказанного перечня принятых федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора: Минфин России вводит в действие федеральные стандарты, регулирующие бухгалтерский учет основных учетных объектов организаций негосударственного сектора (доходов, расходов, запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых активов, финансовых обязательств и вознаграждений работникам), а также формирование бухгалтерской отчетности данных организаций. Таким образом, создается новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора.

Отметим, что все указанные стандарты являются очень востребованными и необходимыми для формирования реалистичной учетной и отчетной информации организаций негосударственного сектора.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

http://www.audit-it.ru/terms/accounting/fsbu.html

Литература

  1. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
  2. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
  3. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  4. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях