WordPress

Налоговые льготы. обзор возможностей

Налоговые льготы. обзор возможностей - картинка 1
Полезная информация на тему: "Налоговые льготы. обзор возможностей"с комментариями спецалистов.

Налоговые льготы. Обзор возможностей

Юрий Бисеров , налоговый консультант

Налоговые льготы

Обзор возможностей

опубликовано в журнале «Современный Предприниматель» №8 (август 2007 г.)

Сейчас наступают сроки уплаты налогов на землю и имущество, которые многие ИП и их родственники вносят с личных домов, квартир, дач и т.д. Иногда они зря отдают деньги в казну, не используя свои льготы. О них и поговорим, затронув также сложности в уплате налогов.

Налог на имущество физлиц

Применение льгот

Тут льготы разделены на две части: установленные во всей стране и действующие на территории города, района, иного муниципального образования. Местные власти щедростью не отличаются, так что остановимся на общероссийских льготах. Они даны в статье 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 и в таблице. Применяют их не только для жилых помещений, но и для магазинов, ателье, прочих объектов предпринимательской деятельности.

Если подобной собственностью владеет (пусть номинально) военный пенсионер или «афганец», то от налога можно освободиться. Инспектор о льготе не сообщит. Ее должен подтвердить сам налогоплательщик (п. 1 ст. 5 Закона № 2003-1). Ему следует принести в ИФНС документы (подлинник и ксерокопию), из которых видно право на освобождение от налога. Это пенсионное удостоверение, удостоверение участника боевых действий в Афганистане, справка об инвалидности. – зависит от статуса гражданина.

Таблица. Основные льготы по налогу на имущество физлиц

Получающие пенсии, которые назначены в порядке, введенном пенсионным законодательством

Уволенные с воинской службы в связи с сокращением штата, достижением предельного возраста или по состоянию здоровья. Стаж воинской службы должен быть не менее 20 лет

Бывшие военнослужащие, участвующие в боевых действиях в Афганистане или в других странах. Участникам боевых действий в Чечне льгота не положена – подчеркнуто в письме Минфина России от 26 декабря 2006 г. № 03-06-01-02/55

Инвалиды I или II группы, инвалиды с детства

Деятели культуры, искусства и народные мастера не платят налог с собственных помещений, используемых исключительно для творческих мастерских, ателье, студий. Им необходим документ о переводе помещения в нежи-лое

Владельцы помещений с жилой площадью до 50 кв. м., расположенных на садовых или дачных участках. Собственники находящихся там хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м.

[1]

Также рекомендуем сдать заявление на льготу. Оно нередко требуется чиновниками и составляется в произвольной форме. ИП сообщает, что «в соответствии со статьей 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1, я освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц, как. ». Далее он указывает свой статус и пишет, ксерокопия какого документа и на скольки листах прилагается к заявлению. Кроме того, советуем упомянуть льготируемые объекты: наименование (магазин, квартира, дом) и адрес.

Если коммерсант не сразу обратился в инспекцию, а переплачивал налог, то излишне внесенные суммы должны вернуть. Не все, а перечисленные за текущий год и три предшествующих (п. 7 ст. 5 Закона № 2003-1). Тут в ИФНС нужно принести произвольное заявление (его бланк встречается на информационном стенде) с указанием всех банковских реквизитов, куда зачислять деньги. Их легко заполнить тем, у кого открыт расчетный счет. Остальные приводят все реквизиты платежной карточки либо сберкнижки, узнав их в том банке (сберкассе), что выдал данный документ.

Заявив о льготе, учтите – в следующем году вам все равно могут отправить уведомление на уплату налога. Его не нужно выполнять. Скорее всего, в ИФНС произошел сбой в базе данных и обнулилась нужная информация (или она вообще не занесена). Обычно достаточно звонка инспектору – исполнителю уведомления (его телефон указан в документе), и приказ об уплате налогов отменяется. В крайнем случае, придется вновь отнести в ИФНС документы о праве на льготу и заявление.

Об уплате

Ошибки допускают и бизнесмены. Например, владельцы магазинов в садоводческих товариществах. Они считают помещения освобожденными от налога как объекты, находящиеся на площадях товариществ. Но льгота предоставляется лишь по строению, что расположено на дачном или садовом участке. Магазины и павильоны, как правило, стоят не на индивидуальном участке, а на общей площади. Тут налог взимается полностью.

Иногда забывают о ситуациях, когда налог определяется частично. Они введены в пункте 7 инструкции МНС России от 2 ноября 1999 г. № 54. В соответствии с ним, освобождение от налога действует с того месяца, когда гражданин получил льготу. Допустим, ему назначена пенсия в июле. Значит, налог требуется внести за полгода, хотя к наступлению сроков уплаты собственник недвижимости уже признан льготником.

Сейчас утверждены два срока уплаты. Половину годовых отчислений надо отдать до 15 сентября (вкл.), а вторую половину – не позднее 15 ноября. Так определено статьей 5 Закона № 2003-1. Там же чиновникам дан приказ – вручить извещение (уведомление) на уплату не позднее 1 августа. Контролеры часто не успевают. Бывает, что уведомления присылают во второй половине сентября, а то и позже. Коммерсант физически не может внести налог вовремя, но ему начисляют пени за просрочку. Их сумма невелика (пени рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования, то есть 0,033 процента за каждый день опоздания)1 . Поэтому большинство смиряются с побором. Хотя он оспорим – извещение получено позже 15 августа. Тогда надо обратиться в ИФНС с произвольным заявлением. В нем ИП сообщает фактическую дату поступления уведомления (если она подтверждена оттиском почтового штемпеля на конверте, то это стоит указать), ссылается на статью 5 Закона № 2003-1 и статью 52 НК РФ. В последней указано, – инспекция должна направить уведомление не позднее, чем за 30 дней до наступления срока уплаты. Причем учитываются исключительно рабочие дни (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Обычно приведенных аргументов достаточно. Когда госслужащие все же упорствуют, то можно подать жалобу в налоговое управление или обратиться в суд. Надо ли это – решает сам коммерсант, в зависимости от суммы пени. Если вы станете их платить, то учтите – пени не включаются в расходы для 15-процентного налога при УСН либо НДФЛ (п. 2 ст. 270 НК РФ). Облагаемую базу уменьшает сам налог на имущество по объектам, используемым для предпринимательства (подп. 1 п. 1 ст. 264 и подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

О земле и транспорте

Если для бизнеса вы используете участки, площадь которых облагается земельным налогом, то его суммы тоже относятся на расходы. По этому налогу льгот мало. Перечень федеральных преимуществ, данный в пункте 5 статье 391 НК РФ2 , намного уже, чем по налогу на имущество. Он включает поблажки только для некоторых инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и ряда других категорий. Так что больше шансов на льготы, вводимые местными нормативными документами.

Близкая ситуация и с транспортным налогом. Из освобождений, установленных в статье 358 НК РФ, важно одно – для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Они не платят налог с тракторов, комбайнов и особых сельхозмашин (молоковозы и проч.).

Региональные выгоды иногда серьезней. К примеру, в Санкт-Петербурге для пенсионеров на 30 процентов снижен налог с отечественных легковушек (уменьшение производится по одной машине). Так установлено в статье 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 г. № 487-53. В Москве льгота дана инвалидам 1 и 2 групп, полностью освобождаемым от налога по одной машине. Для этого человек должен написать заявление в инспекцию (ст. 9 Закона г. Москвы от 23 октября 2002 г. № 48). К нему прилагается копия справки об инвалидности.

Сумма налога не зависит от статуса арендаторов. Он не снижается, когда машины отданы в аренду льготникам. Впрочем, с транспортным налогом встречается другая ошибка – арендатор сам платит его в бюджет и учитывает эту сумму в расходах при расчете НДФЛ (налога на прибыль – для юрлиц) либо единого налога по «упрощенке». Чиновники не признают затраты, ссылаясь на статью 357 НК РФ. Налогоплательщиком является тот, на кого зарегистрирована машина. Значит, он должен рассчитываться с бюджетом и не вправе претендовать на какие-либо компенсации.

На практике издержки реально показать, оформив их не как компенсацию, а как разовое повышение арендной платы на сумму налога. Основанием для повышения становится хозяйственная причина. К примеру, дополнительная эксплуатация машины или текущий ремонт.

Налог на доходы физлиц

Вычет на образование

В августе и сентябре многие ИП платят за обучение своих детей в институтах, лицеях и других учебных заведениях. Тут лучше сразу собрать документы на вычет. Он введен в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

Из облагаемого дохода предпринимателя исключаются затраты на обучение детей по дневной форме, если сыну либо дочери не исполнилось 24 лет (или 18 – на вычет не родителю, а попечителю). Кроме того, учитываются расходы на обучение самого коммерсанта по любой форме: дневная, заочная, вечерняя и т.п.

Как доказать право на вычет? Во-первых, вам необходим договор с учебным заведением, где указаны реквизиты (номер и дата) лицензии последнего3 . Иногда встречается договор без реквизитов. В таком случае, приложите к нему копию лицензии или выписку из нее, заверенную учебным заведением либо другой подобный документ.

Во-вторых, требуется документ об оплате учебы. Лучше всего – квитанция о перечислении денег через банк. Безналичным платежам налоговики доверяют больше. Рассчитываясь наличными, стоит взять с учебного заведения кассовый чек. К нему иногда добавляют квитанцию к приходному кассовому ордеру. Если вам дают такой документ – возьмите, как дополнительный аргумент для ИФНС. Хотя для подтверждения оплаты достаточно кассового чека.

Взамен чека изредка выписывают квитанцию по форме, утвержденной Минфином России в письме от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35. Она разрешена для образовательных заведений, – сообщают контролеры (пример – письмо УМНС России по г. Москве от 20 сентября 2004 г. № 27-11/60632). Только не все. Есть документы, где чиновники забывают о разрешении, считая – наличные взносы подтверждает исключительно кассовый чек (письмо ФНС России от 1 марта 2006 г. № 04-2-02/[email protected]). Его отсутствие приводит к спорам об обоснованности налогового вычета.

Еще хуже, когда получатель денег не пробивает чек или не дает вышеупомянутой квитанции. Здесь вычет недопустим, поскольку нарушен закон о применении кассовой техники – долго утверждали госслужащие. Сейчас в ряде инспекций позволяют уменьшить налог на основании квитанции к «приходнику». Но не везде. Поэтому мы рекомендуем заранее выяснить – выдаст ли учебное заведение кассовый чек? Нет, – тогда лучше рассчитываться по безналу. Это возможно даже если нет счета – переводом через Сбербанк или ряд других кредитных учреждений.

Оплату надежней всего производить от имени бизнесмена, который будет получать вычет (а не от сына или дочери). Расходы на учебу, что в 2007 году уменьшают базу по НДФЛ, не могут превышать 50 тыс. рублей на ИП и столько же на каждого ребенка. Учтутся они в начале 2008 года, когда предприниматель сдаст декларацию за прошедший год. Однако уже сегодня надо следить за комплектностью и правильностью оформления документов.

Другие вычеты

Не свыше 50 тыс. рублей обычно составляет и вычет на лечение (он не ограничен по дорогим медуслугам). Какие именно расходы учитываются частично, а какие – полностью, сказано в приложениях к постановлению Правительства России от 19 марта 2001 г. № 201. Вычет предоставляется налогоплательщику на суммы, оплаченные за себя, супругу (супруга), своих детей и родителей. Причем 50 тыс. рублей – общая сумма, независимо от того, за одного человека она внесена или за нескольких. Пока ИП собирают документы на оплату лечения и лекарств, рецепты врача (при налогообложении учитывается лишь стоимость назначенных им медикаментов), договора с больницами и т.п. По окончании года эти бумаги используются для заполнения декларации, сдаваемой в ИФНС. По ней определяется сумма уменьшаемого налога.

1 Величина пени определена от действующей ставки рефинансирования – 10 процентов (телеграмма ЦБ РФ от 18 июня 2007 г. № 1839-У).

2 Еще льготы введены в статье 395 НК РФ. Но они относятся только к организациям и физлицам – представителям народов Севера.

3 Если договор с реквизитами лицензии сдан, то налоговикам не рекомендуется требовать копию последней у бизнесмена. Они могут проверить наличие лицензии, запросив образовательное учреждение. Так указано в письме ФНС России от 31 августа 2006 г. № САЭ-6-04/[email protected]

http://spmag.ru/article/2007/8/nalogovye-lgoty-obzor-vozmozhnostey

Налоговые льготы в 2020 году

Наступление 2020 года ознаменовало начало перемен во многих сферах общественной жизни. Изменения коснулись и налогового законодательства РФ.

Налоговые льготы: понятие и формы

Налоговые льготы. обзор возможностей - картинка 3Под налоговой льготой понимается преимущество, предоставляемое органами государственной власти и органами местного самоуправления определенным категориям плательщиков сборов. Предоставление льгот — важная часть политики государства по увеличению доходных статей бюджета.

Предоставляемое преимущество при уплате налогов может быть выражено в следующих формах:

  1. Налоговые вычеты. Ярким примером является налоговый вычет при приобретении недвижимого имущества, который действует только один раз;
  2. Сниженная ставка, учитываемая при налогообложении. В основном это относится к налогу на добавленную стоимость. На медицинские и детские товары действуют льготы в виде 10%. Во многих регионах действуют пониженные ставки на налоги на прибыль;
  3. Освобождение определенных категорий лиц от уплаты налога, к примеру пенсионеров;
  4. Уменьшение налога.

Уровни применения налоговых льгот

Любые льготы различаются по уровню действия. В зависимости от объекта налогообложения все льготы действуют в отношении федеральных налогов, налогов субъектов федерации и местного самоуправления.

ФедеральныеРегиональныеМестные
Устанавливаются на федеральном уровне и распространяют свое действие на всей территории России. Ставка каждого из налогов определяется законодательным органом, ставки по налогам в области природных ресурсов — компетенция правительства РФПри распределении денежных средств используются средства бюджета субъекта РФ. Льготы устанавливаются на региональном уровне. Для утверждения ставок исполнительный орган субъекта вправе самостоятельно принимать решение без согласования с федерациейУстанавливаются властями МСУ и действуют только на территории муниципалитета, в котором расположено имущество плательщика

Виды налоговых льгот

Налоговые льготы. обзор возможностей - картинка 4Налоговые льготы бывают следующих видов:

Все эти виды налоговых льгот предоставляются гражданину, если он:

  1. Имеет статус, дающий ему право на получение государственной поддержки;
  2. Имеет официальный доход, на который распространяется действие льгот;
  3. Затрачивает денежные средства на цели, выделенные налоговым законодательством;
  4. Имеет в собственности объект движимого или недвижимого имущества, который в соответствии с законом РФ, не учитывается при подсчете налога.

Налоговые вычеты

Под налоговым вычетом понимается денежная сумма, которая не облагается налогом.

Ярким примером налогового вычета является следующая ситуация. Бухгалтерия начислила работнику заработную плату в размере 150000 рублей. На руки сотрудник компании получит сумму в 130500 рублей. Разница будет заключаться в налоге на доходы физического лица, ставка которого на территории России составляет 13%.

При оформлении работником налогового вычета на обучение ребенка, сумма потраченная родителем не будет облагаться ндфл. Таким образом, если обучение ребенка обошлось родителю в 50000 рублей, то ндфл работника будет начислен с (150000-50000)=100000 рублей.

Разницу в этой денежной сумме работник сможет увидеть либо в начале следующего года, либо в текущую зарплату после оформления налогового вычета. Это зависит от способа оформления налогового вычета.

Налоговые вычеты делятся на следующие виды:

Льготы на имущество граждан

Налоговые льготы. обзор возможностей - картинка 6Для определенных категорий граждан существуют льготы на имущество. Они предоставляются на всю сумму налога, которым облагается объект.

Реализация права на налоговую льготу заключается в предоставлении в налоговую инспекцию документа, удостоверяющего личность и правоустанавливающих бумаг на имущество. В случае, если гражданин узнал о своем праве значительно позже его возникновения, он может обратиться с заявлением о перерасчете налога и возврате излишне уплаченных денежных средств в бюджет.

Если гражданин имеет право на получение льготы по нескольким видам имущества, ему предстоит сделать выбор в пользу одного.

Льготы на земельный налог и транспортные услуги

Налоговые льготы. обзор возможностей - картинка 7Налоговым кодексом установлена возможность полного освобождения от налогов физических лиц, которые принадлежат к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Категории лиц, отнесенные к льготникам, могут уменьшить кадастровую стоимость земельного участка, в соответствии с которой налог рассчитывается на цену шести соток земли.

Региональное законодательство устанавливает дополнительные льготы отдельным категориям граждан в соответствии со своей компетенцией.

Транспортный налог относится к категории местных налогов, поэтому все полученные средства перечисляются в доход муниципального образования.

Каждый муниципалитет вправе определять:

  1. Размер налога в соответствии с положениями налогового законодательства;
  2. Сроки, в течение которых гражданин обязан произвести платеж;
  3. Льготные категории граждан, способы предоставления.

Многие муниципальные образования предоставляют льготу пенсионерам в виде 50-80% от транспортного налога. Причем, если пенсионер имеет в собственности несколько транспортных средств, это позволяет ему полностью освободиться от уплаты налога на один автомобиль.

Особенности по категориям

Каждая категория граждан имеет возможность получения преимущества, предоставляемого государством в рамках налоговой политики.

Льготы для инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, которые имеют право получать льготы из федерального и регионального бюджета. Помимо проведения налоговой политики, федерация стремится к воплощению в жизнь программы «Доступная среда». Благодаря этому проекту инвалидам гарантируется социальная поддержка, адаптация общественных мест под потребности лиц с ограниченными возможностями и развитие образовательных программ.

Уровень льгот зависит от группы инвалидности гражданина. Инвалиды первой группы могут претендовать на:

  1. Выплату социальной пенсии;
  2. Получение по специальной цене медикаментов в социальной аптеке;
  3. Бесплатное лечение в пансионатах и профилакториях;
  4. Бесплатное перемещение к месту лечения;
  5. Бесплатный проезд в транспорте;
  6. Компенсация за оплату жилищно-коммунальных услуг.

Инвалиды второй группы имеют право бесплатного проезда в общественном транспорте, получение медикаментов со значительными скидками, бесплатное протезирование, скидка на услуги в сфере ЖКХ, право внеочередного приема в высшие учебные заведения при условии успешного испытания.

Инвалиды третьей группы при условии их официального трудоустройства имеют право претендовать на получение медикаментов со скидкой и дополнительные трудовые привилегии. К ним относится дополнительный отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени.

Льготы для пенсионеров

Налоговые льготы. обзор возможностей - картинка 10Ярким примером льготы для пенсионера является освобождение гражданина от уплаты имущественного налога. Однако, пенсионер может выбрать только один вид имущества, которое не будет облагаться налогом. Это имущество не должно использоваться гражданином в предпринимательских целях.

Порядок уплаты транспортного налога регулируется местным законодательством, поэтому каждый муниципалитет вправе устанавливать свои льготы в зависимости от технических характеристик автомобиля и количества машин.

Льготы на коммунальные услуги распространяются лишь в том случае, если сумма расходов гражданина превышает 22% всех его доходов. Только в этом случае пенсионер может претендовать на получение скидки.

Родители, опекуны и усыновители детей

Стандартный налоговый вычет на ребенка относится к категории самых популярных льгот. Он обязывает работодателя не учитывать определенную часть дохода гражданина для расчета налог. Окончательная цифра зависит от количества детей. На одного ребенка не подлежат налогообложению — 1400 рублей, на двух — 2800 рублей, на трех и более — 5800 рублей. Те же самые правила распространяются на опекунов несовершеннолетних и усыновителей.

Многодетные родители

Налоговые льготы. обзор возможностей - картинка 11Для получения гражданином соответствующих льгот, нужно получить статус многодетной семьи. Государственная поддержка многодетным родителям осуществляется в следующих сферах:

  1. Трудовой и сфере пенсионного законодательства;
  2. Медицинского обслуживания и предоставления питания;
  3. Обеспечения жильем и земельным участком.

Для юридических лиц и ИП

Налоговые льготы. обзор возможностей - картинка 12На юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, распространяются следующие льготы:

  1. Освобождение от уплаты ндс при условии осуществления предприятием новых разработок и инженерных исследований;
  2. Снижение ставки на налог на прибыль организаций.

Индивидуальные предприниматели имеют право отсрочки или рассрочки уплаты налогов при наступлении обстоятельств, которые воспрепятствовали своевременной уплате налога. Для этого нужно предоставить нужные документы в соответствующие органы. Первые три года ИП может не задумываться о ревизионных проверках, в случае отсутствия на предпринимателя жалоб со стороны иных лиц.

Как оформить налоговые льготы

Налоговые льготы. обзор возможностей - картинка 13Получение налоговой льготы носит заявительный характер. Претендент должен обратиться в инспекцию федеральной налоговой службы с просьбой предоставления скидки или привилегии. В список документов входят:

  1. Подтверждение личности заявителя;
  2. Декларация по форме 3-налог на доходы физического лица;
  3. Справка о доходах;
  4. Документ, подтверждающий право гражданина на получение льготы;
  5. Индивидуальный номер налогоплательщика;
  6. Заявление.

Новое законодательство внесло коррективы, и в 2020 году заявители не обязаны предоставлять в налоговые органы доказательства того, что они имеют право на налоговые привилегии.

Налоговые льготы — часть политики государства, направленной на повышение благосостояния граждан и оказание поддержки незащищенным слоям населения.

http://zakonoved.su/nalogovye-lgoty-poluchenie.html

Налоговые льготы: как измерить их эффективность

Налоговые льготы. обзор возможностей - картинка 14Для стимулирования отдельных видов экономической активности, поддержки определенных территорий или категорий населения в России широко применяются налоговые льготы. Это ежегодно «обходится» бюджетной системе более чем в 2,5% ВВП выпадающих доходов. В то же время до сих пор не ведется систематическая работа по инвентаризации мер налогового стимулирования, отсутствуют единые подходы к оценке их эффективности.

Основной функцией налоговой системы традиционно считают фискальную, то есть формирование доходной части бюджета страны или отдельных ее территорий (региона, муниципалитета). Причем российская налоговая система, как подчеркивается в ряде публикаций, является достаточно эффективной в реализации этой функции, что проявлялось как в длительном периоде профицита бюджета в середине 2000-х годов, так и в относительно небольшом бюджетном дефиците в кризисные периоды 2008–2009 гг. и 2014–2016 гг.

Для стимулирования инвестиций и факторной производительности многие страны применяют налоговые стимулы в рамках своей налоговой политики. В качестве основных аргументов в пользу этого инструмента называются способность налоговых льгот заметно повышать отдачу от инвестиций и сигнализировать об открытости экономики для частных инвестиций, а также их полезность для мобильности капитала. Кроме того, это служит инструментом налоговой конкуренции с другими юрисдикциями. Также считается, что предоставление налоговых льгот – более простое решение, нежели принятие бюджетных программ, направленных на стимулирование деловой активности.

В то же время налоговые льготы, как и иные освобождения и преференции по налогам и сборам, предусмотренные действующим законодательством, приводят к недополученным бюджетным доходам. Поэтому любые инициативы по налоговому стимулированию должны реализовываться крайне взвешенно и ответственно, а страны, которые испытывают сильные бюджетные ограничения, должны быть особенно осторожны в предоставлении налоговых стимулов во избежание усиления сопутствующих фискальных рисков.

Примеров относительно успешного предоставления налоговых льгот немного (Коста-Рика, Ирландия, Малайзия, Китай). В большинстве стран эффект от применения налогового стимулирования оказался обратным: широко распространенные налоговые льготы привели к снижению уровня эффективного налогообложения и эрозии налоговых баз, что стало в свою очередь основными фискальными факторами развития кризисных явлений в национальных финансовых системах, особенно это касается стран с низким качеством госуправления. Дело в том, что успешность применения налоговых стимулов зависит от наличия сразу нескольких важных системных факторов: благоприятных макроэкономических условий, стабильности монетарной и налоговой систем, развитой инфраструктуры, мобильного и прозрачного рынка труда, готовности госструктур к партнерскому (взаимовыгодному) сотрудничеству с бизнесом. В противном случае налоговые преференции могут не только подрывать доходную базу бюджета и требовать болезненных налоговых корректировок в виде более высоких налогов на другие субъекты хозяйствования и виды деятельности, сокращения расходов или усиления зависимости от долгового финансирования, но и приводить к серьезным экономическим искажениям, политическим манипуляциям и коррупции.

В теории налогообложения уже давно сформулированы три принципа оптимальной структуры налогов: эффективность (минимальное налоговое искажение в распределение ресурсов по законам рынка); справедливость (обложение в соответствии со способностью платить налоги); простота (минимальные затраты на администрирование и исполнение налоговых обязательств). Очевидно, что налоговые льготы в целом нарушают эти три принципа оптимального налогообложения, за исключением случаев вмешательства в устранение провалов рынка, налоговой конкуренции за привлечение инвестиционных проектов или формирования налоговых условий для развития экономических агломераций (производственных кластеров). В этой связи наиболее обоснованным налоговым стимулом является установление справедливых и умеренных базовых налоговых ставок.

В России в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций, при этом общий объем выпадающих доходов бюджетной системы составляет, по оценкам Минфина России, от 2,5 до 2,8% ВВП ежегодно.

[2]

Основной объем налоговых расходов сосредоточен на федеральном уровне – их доля составляет около 85% от общего размера выпадающих доходов бюджетной системы – и в основном касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ. На региональном уровне налоговые расходы в основном формируются благодаря льготам по налогу на имущество.

[3]

Таблица. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2014-2017 гг, млрд рублей

2014201520162017
Всего налоговые расходы2190,32163,32208,82448,6в том числе:налоговые расходы федерального бюджета1886,51835,91882,62103,0налоговые расходы консолидированного бюджета282,7302,0305,8319,6

Источник: Минфин России

В функциональном разрезе доминирующим направлением налоговых льгот является национальная экономика (в среднем 83–85% от всех налоговых расходов), внутри данного раздела наибольший вес имеют воспроизводство минерально-сырьевой базы и сельское хозяйство. В то же время теоретические исследования и эмпирический опыт применения налоговых послаблений указывают, что инвестиции в проекты, неразрывно связанные с конкретным местоположением их реализации (например, инвестпроекты по освоению природных ресурсов или агропромышленные проекты на специально отведенных землях) и не отличающиеся географической «мобильностью», не должны получать специальные налоговые преференции. Более обоснованной формой государственной поддержки их реализации являются бюджетные субсидии.

Еще одной особенностью российской практики применения налоговых льгот, уже не для бизнеса, а для населения, является их компенсационно-стимулирующий характер. Государство берет на себя часть расходов налогоплательщика на образование, приобретение жилья или медицинское обслуживание, как бы стимулируя потребление отдельных видов социальных услуг или рыночных благ. Напротив, в большинстве развитых стран налоговые льготы предоставляются в виде снижения налоговой нагрузки в обмен на одновременное снижение уровня потребления подобных товаров, работ, услуг. Так, в США гражданам, преимущественно проживающим за пределами страны в течение года и фактически не пользующимся общественными благами или благами с положительными внешними эффектами, финансируемыми из бюджетных средств (например, услугами социальной или транспортной инфраструктуры), предоставлено право исключить из налогооблагаемого по законам США дохода чуть более 100 тыс. долл.

Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния. В этой связи необходимо обеспечить в рамках бюджетного процесса проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности налоговых расходов бюджета.

На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных количественной оценке эффективности налоговых льгот. Но большинство из методик либо не предназначены для всестороннего анализа издержек и выгод, сосредотачиваясь на выявлении отдельных последствий от применения налоговых льгот, либо используют крайне сложное эконометрическое моделирование всех социально-экономических последствий их применения. В силу их сложности и трудоемкости рекомендовать подобные методические подходы для регулярного использования государственными служащими без должной специальной подготовки не представляется целесообразным. Вот почему оценка эффективности налоговых льгот должна сочетать в себе комплексность и всесторонность учета социально-экономических и бюджетных последствий применения налоговых льгот, с одной стороны, и простотой и понятностью алгоритма анализа, с другой.

На наш взгляд, анализ эффективности налоговых льгот следует осуществлять в два этапа: сначала проверку их соответствия необходимым критериям целесообразности, а затем оценку достаточности показателя результативности их фактического или планового применения, характеризующего эффекты от использования льготы.

На первом этапе критериями анализа могут быть:

а) льгота относится к числу налоговых расходов бюджета;

б) потери доходов бюджета от применения льготы являются существенными (например, больше 100 млн руб. ежегодно);

в) льгота не носит узкого характера при том, что она применяется в достаточно специфической сфере либо небольшим числом налогоплательщиков по прошествии нескольких лет от начала ее действия. Востребованность льготы рассчитывается как отношение фактического количества ее потребителей к потенциально возможному количеству ее пользователей;

г) льгота не вызывает сложности администрирования и правоприменения, и/или ее использование не сопровождается злоупотреблениями, и/или ее действие достаточно адресно, и/или имеет соразмерные (низкие) издержки администрирования (издержки администрирования налоговых расходов составляют менее 10% от их общего объема);

д) для достижения целей, которые преследует льгота, отсутствуют менее затратные альтернативные возможности (например, бюджетные субсидии или реализации проектов на основе государственночастного партнерства).

Несоответствие вышеперечисленным критериям свидетельствует о недостаточной эффективности льготы, а, значит, она должна быть рекомендована к отмене, либо по крайней мере к разработке предложений по совершенствованию механизма действия льготы (например, для издержек ее администрирования, повышения востребованности льготы и т.п.).

Результаты анализа на соответствие применяемых сегодня в России налоговых льгот необходимым критериям представлены в приложении. Указанные в нем льготы являются «кандидатами» на отмену.

При этом достоверность оценки влияния льготы на динамику целевого показателя (индикатора) зависит от соблюдения ряда требований:

– доступность полной информации о льготе;

– отсутствие в течение анализируемого периода существенных изменений в законодательстве по порядку применения льготы и расчету налогооблагаемой базы;

– отсутствие исключительно отрицательной динамики показателя (индикатора) и соответствующих налоговых расходов;

– отсутствие определяющего влияния иных факторов (помимо налоговой льготы) на динамику значений рассматриваемого показателя (индикатора).

Формирование механизма оценки эффективности налоговых льгот предполагает ряд мер, в частности, введение в бюджетный процесс процедур регулярного мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета; формализацию перечня налоговых расходов, подлежащего ежегодному пересмотру с целью учета изменений нормативных правовых актов, списка государственных программ/проектов и их структуры, а также иных обстоятельств; регламентацию процедуры отмены неэффективных и не соответствующих современным целям государства налоговых льгот; закрепление требований к установлению новых налоговых льгот, в том числе предусматривающих повышение адресности их применения и строгой координации с целями и задачами соответствующих инструментов государственного программно-целевого и проектного управления.

Получение адекватных результатов применения предлагаемого механизма оценки эффективности налоговых льгот напрямую зависит от остроты таких общесистемных проблем, как высокий уровень коррупции, избыточно волатильный обменный курс, инфляция, неудовлетворительная прозрачность и ритмичность бюджетных расходов, непоследовательность и непредсказуемость государственного управления и других важных институциональных условий.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

http://www.finam.ru/analysis/forecasts/nalogovye-lgoty-kak-izmerit-ix-effektivnost-20170927-14384/

Литература

  1. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.
  2. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.
  3. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
  4. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях