WordPress

Налоговая проверка. способы активного противостояния

Налоговая проверка. способы активного противостояния - картинка 1
Полезная информация на тему: "Налоговая проверка. способы активного противостояния"с комментариями спецалистов.

Как избежать обвинений в противодействии налоговой проверке

Популярное по теме

Понятие противодействия налоговой проверке прямо в нормативных актах не раскрыто. Фактически под это определение подпадают любые действия, которые могут быть расценены как попытка уклониться от налогового контроля или затруднить его. В том числе самые обычные нарушения. На практике налоговые органы могут пытаться подвести под противодействие налоговой проверке любое возражение налогоплательщика или неисполнение требования. Некоторые из способов противодействия могут повлечь привлечение к проведению налоговой проверки ОВД.

Но даже если правоохранители и не участвуют в налоговой проверке, негативные для компании последствия возможны. Судьи, как правило, негативно воспринимают информацию о том, что представители компании мешали налоговому контролю. Что может повлиять на решение по делу. Кроме того, противодействие может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства. А это предполагает повышенный размер штрафов. Вот почему важно не дать налоговому органу повода обвинить компанию в противодействии при проведении налоговой проверки.

При налоговой проверке важно не препятствовать общению

В письмах ФНС России от 24.08.12 № АС-4-2/[email protected], от 25.07.13 № АС-4-2/13622 перечислено только несколько видов противодействия. Под ним понимается «миграция» компании, смена учредителей или руководителей, реорганизация и ликвидация компании.

С такой оценкой согласны суды. Например, АС Северо-Кавказского округа (постановление от 06.02.15 № Ф08-10641/2014) обратил внимание на смену местонахождения компании и состава учредителей. И предположил, что данные действия общества могут быть направлены на создание условий, препятствующих проведению налоговой проверки.

Четвертый ААС (постановление от 08.04.15 № 04АП-345/2015) также счел отрицательным фактором миграцию общества и смену руководителя. Компания таким образом безуспешно пыталась избежать получения уведомлений и требований из налогового органа. Инспекция провела осмотр помещений по указанному в ЕГРЮЛ адресу, установила отсутствие в них проверяемого лица. Суд учел, что компания до этого была предупреждена о готовящейся налоговой проверке. Поэтому сделал вывод, что имела место попытка уклонения от налогового контроля.

Местонахождение по иному адресу, не указанному в ЕГРЮЛ, формально не является миграцией. Но, как и миграция, расценивается судами как способ уклонения от налогового контроля. Только путем выборочного получения корреспонденции, направляемой налоговым органом по почте. К такому выводу пришел, в частности, ФАС Московского округа в постановлении от 29.07.14 № Ф05-7868/14.

На практике компании достаточно часто применяют такой способ защиты от налоговых проверок. Но скрыться от налоговой проверки это обычно не помогает. Максимум удается ее немного отсрочить на время приостановки. Чтобы снизить неблагоприятные последствия, можно подготовить доказательства того, что у миграции была деловая цель. Например, компания переехала ближе к поставщикам или покупателям. Или же не смогла продлить договор аренды. Истечением срока полномочий можно объяснить смену руководства. При этом желательно, чтобы из документов было очевидно, что такие обстоятельства возникли не после того, как компания узнала о назначении налоговой проверки.

Предприниматель изменил регистрацию места жительства в периоде проведения выездной налоговой проверки. Налоговый орган счел, что это воспрепятствование налоговому контролю. Восьмой ААС (постановление от 30.05.13 № А81-4959/2012) не согласился с этим. Суд принял довод предпринимателя о том, что смена регистрации обусловлена расширением деятельности. В новом месте находился рынок сельскохозяйственной продукции. Налоговый орган этот факт не оспорил. Материалы дела подтверждали, что предпринимательская деятельность физлицом не прекращена.

Компания может не мигрировать, находиться по указанному в ЕГРЮЛ адресу. И при этом в акте появится запись о противодействии налоговой проверке. Это вероятно, если его окажут должностные лица и сотрудники. Например, в случае неявки для допроса или отказа от дачи показаний (ст. 90 НК РФ). Именно так расценил действия руководителя компании ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 30.05.14 № А03-2937/2013). И действия работников общества АС Северо-Кавказского округа (постановление от 06.02.15 № Ф08-10641/2014).

Отметим, что в случае дачи показаний работники и должностные лица могут сослаться на статью 51Конституции РФ. Согласно этой норме, никто не обязан свидетельствовать против себя. Но эта ссылка возможна, только если на сам допрос работник явится. Такой отказ нельзя считать противодействием налоговой проверке (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.12 № А46-10644/2012).

Исчезновение документов при налоговой проверке объяснять нужно реальными фактами

Но чаще противодействие проявляется в более обыденных нарушениях. Например, как непредставление или несвоевременное представление документов. Бывает, что при проведении налоговой проверки компания даже не объясняет причины этого. Соответственно, решение суда основывается и на том, что компания препятствовала проведению налогового контроля (постановления АС Поволжского от 29.01.15 № Ф06-4489/2013, Ф06-19054/2013,Уральского от 22.05.15 № Ф09-1367/15 округов).

Подчас налоговики пытаются «подставить» компанию под такое нарушение. Ведь это позволяет не только начислить штраф, но и дискредитировать компанию в суде.

По одному из таких дел принял решение АС Северо-Западного округа (постановление от 02.06.15 № А13-5629/2014). Интересна линия защиты налогоплательщика. Банк подсчитал, что истребованные копии документов представляют собой более 6 млн листов. Для их изготовления понадобилось бы 100 печатающих устройств в течение более двух месяцев при их максимальной загрузке. По подсчетам банка, затраты в сумме составили бы более 3,2 млн рублей. И это без учета затрат, связанных с ремонтом и заменой печатающих устройств, расходов на доставку копий, двойной оплатой труда сотрудников, привлекаемых к работе сверхурочно и в выходные дни. Вес документов составил бы 30 тонн. Для их доставки в налоговую инспекцию понадобилось бы 20 автомобилей марки «Газель». При этом все было бы бесполезно. Налоговую проверку проводили всего четыре инспектора. Если бы каждый читал в час по 100 страниц, то на изучение всех представленных документов потребовалось бы 7,5 года. Естественно, суд счел аргументы банка заслуживающими внимания.

Но не всегда требования налоговиков столь абсурдны. Тогда налогоплательщики пытаются обосновать невозможность представления документов иными способами. Документы тонут, горят, выцветают. Примет или нет суд подобные объяснения, зависит от множества причин. В частности, от того, сможет ли компания представить убедительные доказательства факта, на который ссылается. А также от того, когда они появятся в деле.

Например, при налоговой проверке компания не заявила инспекции о факте затопления документов и никак не объяснила их отсутствие. Инспекция не смогла удостовериться в затоплении, которое, со слов компании, имело место в период проверки. Правда, компания представила соответствующий акт. Но коммунальные службы, ОВД к осмотру места затопления и составлению акта не привлекались. К тому же в акте не было указано, какие именно документы оказались уничтожены. Итог — Восемнадцатый ААС поддержал налоговиков (постановление от 02.09.15 № 18АП-9595/2015).

Стоит отметить, что налоговый орган постарается всесторонне проверить факт происшествия, в результате которого исчезли документы. Даже если оно имело место за пределами срока проверки. Так, в деле, рассмотренном ФАС Московского округа (постановление от 26.09.11 № А40-151887/ 10-90-904), компания пояснила, что из-за недостатка места для хранения документов перевезла их на дачу директора. Дача сгорела из-за пожара на соседнем участке еще до начала проверки. Компания представила соответствующее подтверждение, включая справку Отдела государственного пожарного надзора. Инспекция перепроверила этот факт, сделав еще один запрос в это ведомство. Но кроме того, инспекторы съездили на осмотр места пожара сами, сделали фотографии. Несмотря на это, остались сомнения в том, что сгорели именно те документы, которые были затребованы. И неизвестно, к какому решению пришел бы суд, если бы инспекторы сами не допустили нарушение положений статьи 92 НК РФ — не составили протокол осмотра.

В другом случае у инспекции и суда не было претензий к акту об уничтожении документов. Но он был составлен спустя три месяца после начала проверки и два месяца после получения компанией требования о представлении документов по контрагенту. Поэтому причину уничтожения — истечение срока хранения документов — инспекция и суд сочли неубедительной. По их мнению, у компании было достаточно времени для представления документов до наступления этого срока (постановление Седьмого ААС от 24.06.15 № А67-85/2015).

Чаще всего утраченные документы могут быть восстановлены. И если компания этого не сделала, придется объяснить почему. Но даже в случае признания судом указанной причины уважительной это не спасет от доначислений. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа учел, что уничтожение документов было обусловлено объективно веской причиной — заражением ртутью. Но налогоплательщик не пытался их восстановить. И суд признал правомерным доначисление налогов расчетным методом (постановление от 28.10.09 № А69-1534/08).

Закрытая дверь при налоговой проверке: препятствие или нет?

Противодействием налоговики могут посчитать ограничение доступа на территорию компании для проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) при налоговой проверке. Однако суды не всегда поддерживают подобные обвинения. Показательно дело, рассмотренное ФАС Северо-Западного округа (постановление от 29.01.14 № А56-32593/2013). Инспекторы пришли с двумя понятыми, но дверь в помещение компании была закрыта. Представителей компании найти не удалось. Это сочли воспрепятствованием, о чем и составили акт. Причем инспекция в суде настаивала, что подобное противодействие означает воспрепятствование проведению выездной налоговой проверки в целом.

Суд не согласился с этими доводами сразу по нескольким основаниям. Во-первых, он отметил, что положения пункта 3 статьи 91 НК РФ указывают на воспрепятствование доступу должностных лиц именно на территорию проверяемой организации. Это не означает воспрепятствование проведению налоговой проверки в целом.

Во-вторых, представителя компании не было при проведении осмотра. Таким образом, он не мог отказать — воспрепятствовать — доступу в помещение.

В-третьих, на акте о воспрепятствовании доступу не было подписи проверяемого лица. В случае отказа проверяемого лица подписать акт в нем делается соответствующая запись. Но оспариваемый акт не содержал фамилии, должностного положения лица, воспрепятствовавшего доступу и отказавшегося подписывать акт. А значит, он составлен с нарушением положений названной статьи.

К тому же суд сослался на рекомендации, содержащиеся в письме ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/13622. Руководитель проверяющей группы согласовывает с проверяемым лицом вопросы организационного характера (п. 2.3 письма). Среди таких вопросов — предоставление проверяющим помещения, определение графика работы. Доказательств проведения таких мероприятий организационного характера инспекция не представила. Исходя из этих доводов суд сделал вывод, что воспрепятствования не было. Ни в отношении налоговой проверки в целом, ни в отношении допуска.

ФАС Поволжского округа также не признал факт воспрепятствования допуску должностных лиц инспекции на проверяемую территорию, но уже по другой причине. Налоговый орган производил осмотр всех помещений компании, что подтверждал акт. Запертой оказалась только дверь кабинета директора. Данный факт, по мнению суда, не может быть расценен как противодействие налоговому контролю (постановление от 12.12.12 № А12-3816/2012).

Воспрепятствование налоговой проверке — это повод для привлечения ОВД. Но не всегда налоговые органы считают нужным идти на это. В деле, рассмотренном ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 30.09.11 № А70-9334/2010), также был составлен акт о воспрепятствовании. Налогоплательщик не допустил проверяющих в помещение, в котором хранились документы. Свои действия он аргументировал отсутствием ключей. На основании акта инспекция по имеющимся у нее данным рассчитала сумму налога к уплате. Оспорить ее компании не удалось.

Аналогичное решение налоговики приняли в другом деле. Охрана не пропустила должностных лиц налогового органа, пришедших проводить осмотр территории налогоплательщика. Составив соответствующий акт, налоговики удалились и доначислили налоги расчетным методом. Одиннадцатый ААС признал доначисления обоснованными (постановление от 14.02.14 № А65-16989/2013). И поскольку противодействие подтверждало вину компании, ей начислили штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога.

Встречаются и экзотические способы противодействия. Например, компания представила для судебной экспертизы оригинал договора, заламинировав его. Ни в таком виде, ни разламинировав его, договор невозможно было проверить на давность изготовления, установить его подлинность. Суд расценил действия компании как направленные на воспрепятствование в проведении судебной экспертизы в налоговом споре (постановление ФАС Поволжского округа от 08.10.13 № А57-2496/2012). Правда, для компании это обернулось лишь невозможностью опровергнуть доводы налогового органа. Договор из числа доказательств, представленных компанией, суд исключил.

http://www.nalogplan.ru/article/3841-kak-izbejat-obvineniy-v-protivodeystvii-nalogovoy-proverke

Налоговая проверка. Способы активного противостояния

  • Как уменьшить сумму штрафа?
  • Что повлияет на отмену или снижение санкций?

Андрей Матошин, эксперт журнала

Налоговая проверка

Способы активного противостояния

опубликовано в журнале «Современный Предприниматель» №8 (август 2007 г.)

Результатом выездной налоговой проверки становится доначисление налогов, пени, штрафа. Но даже если контролеры действительно нашли недочеты, часто санкций можно избежать или существенно их снизить.

В ожидании решения

По окончании визита ревизоры составляют справку, где указываются предмет и сроки контроля. Ее форма есть в приложении № 3 к инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. № 60. На основании справки в течение 2 месяцев контролеры оформляют в 2 экземплярах акт выездной проверки (форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/[email protected]). В нем указываются все обнаруженные нарушения. Обратите внимание, перечень реквизитов акта установлен в Налоговом Кодексе (п. 3 ст. 100), а значит, являются обязательными. Конечно, нарушение в реквизитах не является безусловной причиной для отмены санкций (п. 14 ст. 101 НК РФ), но в качестве дополнительного повода в споре этот факт может пригодиться.

[3]

Акт подписывают инспектор и предприниматель. Тот факт, что коммерсант подписал документ, вовсе не означает, что он с ним согласен. Он может указать, что с данными в акте не согласен. В течение 15 рабочих дней с момента составления акта бизнесмен может представить свои возражения по проведенной проверке. По каждому пункту акта стоит указать свои претензии, желательно со ссылками на закон: нарушение порядка оформления, рассмотрение контролерами вопросов, не являющихся целью ревизии, отсутствие в бумагах ссылок на законы и т. п. К возражениям обязательно приложить документы, обосновывающие позицию бизнесмена и отправить в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

По окончании 15-дневного срока, начинается новый период – в течение 10 дней руководитель инспекции должен рассмотреть материалы проверки, в том числе и возражения коммерсанта и принять решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. Этот срок по решению чиновников может быть продлен до 1 месяца, если необходима дополнительная проверка.

Документы рассматриваются в присутствии бизнесмена, о месте и времени коммерсанта должны известить заранее. Если налоговики этого не сделают, это вполне может стать поводом для отмены решения и выставленных штрафов (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июня 2007 г. № А29-8062/2006а). А вот неявка коммерсанта не препятствует рассмотрению материалов и не является поводом для оспаривания вынесенного решения (ст. 100 НК РФ).

Вверх по служебной лестнице

Для предпринимателя есть 2 варианта отстаивать свое несогласие с решением инспекции: административный и судебный.

Административный порядок подразумевает подачу жалобы в вышестоящую инстанцию. Например, для районной (межрайонной) инспекции вышестоящей будет инспекция по субъекту (области, краю). Жалобу можно подать в течение 3 месяцев со дня обнаружения нарушений (ст. 139 НК РФ). Обязательных требований к ее составлению нет. В жалобе желательно указать: наименование инспекции, в чей адрес направляется жалоба, ФИО коммерсанта, указание налоговой инспекции, чье решение обжалуется; реквизиты самого решения. Нужно изложить все факты решения, с которыми не согласны, события, нарушающие процедуру (рассмотрение материалов без коммерсанта, ошибки в ходе проверки). К жалобе стоит приложить обосновывающие документы: копию решения о привлечении к ответственности, акт проверки, первичку, подтверждающую позицию бизнесмена.

Процедура обжалования не регламентируется. Обычно жалоба рассматривается без участия коммерсанта, как правило, срок рассмотрения не превышает 1 месяца. Инспекторы могут оставить ее без удовлетворения, отменить (изменить) решение, назначить дополнительную проверку (последняя может вылиться в повторную выездную проверку) либо ограничиться запросом отдельных бумаг для подтверждения тех или иных сведений.

Учтите, подача жалобы не останавливает сроков исполнения требований об уплате санкций, но ИП может вместе с жалобой подать заявление с просьбой приостановить исполнение обжалуемого документа.

О принятом решении чиновники сообщают в течение 3 дней с момента его вынесения. Отметим, часто в качестве причины отмены (изменения) решения является не рассмотрение ревизорами возражений, объяснений, дополнительных документов, представленных коммерсантами в ходе проверки.

Радикальные меры

Второй вариант действий – судебный порядок обжалования, подача искового заявления.

Обратите внимание: обжаловать следует не акт налоговой проверки, который составляется в течение 2 недель после ревизии, а решение о привлечении к ответственности, где определяются суммы пеней и штрафов. Дело в том, что документом, который допускается оспорить («акт ненормативного характера налоговых органов») является бумага с любым наименованием (требование, решение, письмо, постановление и др.), которое подписано руководителем или заместителем руководителя инспекции (п. 48 постановления Высшего арбитражного суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Тем не менее, оспаривание решения неизбежно повлечет изучение судьями акта проверки. Поэтому указать на его несовершенства тоже стоит.

По содержанию иск практически аналогичен жалобе. В нем указываются все существенные доводы. Здесь обязательно нужно приложить копии всех документов, имеющих отношение к делу, работает принцип «чем больше, тем лучше». Обязательно приложите документ, подтверждающий уплату пошлины и отправки копии иска в адрес инспекции, акт выездной проверки, отдельно свои возражения по акту, решению о привлечении к ответственности.

Какой из вариантов эффективнее однозначно сказать сложно, каждая ситуация по-своему уникальна. Судебный порядок сложнее, но в чем-то более объективен, ведь инспекторы, решая определенные вопросы, продолжают руководствоваться внутренними методическими указаниями, письмами, разъяснениями, которые нередко противоречат закону. Кроме того, не обязательно действовать последовательно, то есть сначала обратиться в вышестоящую инспекцию, потом в суд. Жалобы можно подавать одновременно, тем более что их содержание будет одинаковым.

Поводы для жалобы

По закону допускается обжаловать, во-первых, ненормативные акты налоговиков. Это любые документы, например, решение о привлечении к ответственности, о приостановлении операций по счетам, о взыскании налога. Во-вторых, можно оспорить действия инспекторов в ходе ревизии (нарушение порядка осмотра помещения, выемки документов). И, в-третьих, – бездействие контролеров (невыдача свидетельства, непринятие каких-то фактов, документов от ИП).

Поводов бывает немало. С самого начала визита нужно обращать внимание на документы. Проверка проводится на основании решения (ст. 89 НК РФ). Если предпринимателю не предъявлялся под роспись этот документ, результаты подобной ревизии будут недействительными (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2005 г. № КА-А40/9441-05). Помимо факта наличия, документ должен быть правильно заполнен – верно указано имя бизнесмена, проверяемый период, контролируемые налоги, реквизиты проверяющих. И, конечно, контролеры не должны выходить за рамки документа. Если предполагается ревизия НДС, они не вправе изучать и тем более штрафовать коммерсанта по другим налогам.

Проверкой могут быть охвачены 3 календарных года деятельности, непосредственно предшествующие году проверки, а также текущий год. Поэтому, приходя в 2007 году, контролеры могут изучить работу бизнесмена за 2007 год, а также за 2004–2006 годы. Штрафы за 2003 год будут отменены в любом случае (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2006 г. № Ф04- 2407/2006 (21978-А81-29)).

Также не допускаются в течение одного календарного года две выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июня 2007 г. № А29-7094/2006а).

Нарушение порядка проведения проверки тоже играет в пользу бизнесмена. Так, осмотр помещений без участия коммерсанта и понятых сделает решение недействительным (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 мая 2007 г. № Ф09-3073/07-С3). Выемка документов может осуществляться при понятых и только на основании отдельного постановления инспекции, которое должно быть утверждено руководителем (заместителем) ИФНС. Обязательно составляется протокол, перечень изъятых бумаг.

Как правило, вместе с решением о проведении проверки предпринимателю вручают требование о предоставлении документов. В 10-дневный срок коммерсант должен представить бумаги, в противном случае инспекторы вправе оштрафовать его. Санкция составляет 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). По просьбе бизнесмена этот срок контролеры могут увеличить. Если все-таки ревизоры выставили штраф, его можно оспорить, когда документ составлен неправильно. Например, в нем не указано точное наименование необходимых бумаг, их количество (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 июня 2007 г. № А11-14269/2006-К2-19/859/24).

Тяжелое положение

Величина санкций может быть отменена или снижена в 2 раза и более, если у коммерсанта есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство (ст. 114 НК РФ). Их перечень приводится в статье 112 Налогового кодекса: совершение нарушения из-за тяжелых личных или семейных обстоятельств; под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или другой зависимости, тяжелое материальное положение коммерсанта. Список не является исчерпывающим. Практика показывает, что причинами могут стать самые разные события (таблица). А признать их таковыми могут инспекторы или арбитры. Чаще «смягчающая» норма работает в суде.

Таблица. Смягчающие обстоятельства для предпринимателя

В качестве смягчающих обстоятельств суд отметил отсутствие прямого умысла предпринимателя. Нарушение совершено из-за отсутствия необходимых знаний. Кроме того, бизнесмен добровольно уплатил сумму налога, доначисленную по результатам проверки, что подтверждалось квитанцией. Пени и штрафы суд отменил

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 апреля 2007 г. № А33-11132/06-Ф02-367/07

В качестве смягчающих обстоятельств суд отметил отсутствие прямого умысла предпринимателя. Нарушение совершено из-за отсутствия необходимых знаний. Кроме того, бизнесмен добровольно уплатил сумму налога, доначисленную по результатам проверки, что подтверждалось квитанцией. Пени и штрафы суд отменил

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 апреля 2007 г. № А33-16188/06-Ф02-1765/07

Поскольку у ИП на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, а также тот факт, что с него единовременно взыскивалась значительная сумма штрафа (более 11 тыс. рублей), суд уменьшил санкцию до 1 тыс. рублей

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2007 г. № А19-20215/06-43-Ф02-679/07.

В качестве смягчающих обстоятельств суд посчитал отсутствие денежных средств у ИП, нахождение на его иждивении супруги и ребенка, а также факт уплаты налога. Размер штрафа снижен

Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2007 г. № А19-15262/06-24-Ф02-442/07 и от 13 февраля 2007 г. № А19-16402/06-44-Ф02-220/07

Добросовестная работа, отсутствие ранее претензий со стороны проверяющих, впервые совершенное нарушение. Кроме того, ошибка произошла из-за повышенной загруженности работников, что установлено в ходе проверки. Санкции снижены

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2007 г. № А12-2587/07

[1]

Если предприниматель добровольно погасил недоимку либо часть штрафа, это является поводом для отмены санкций или их существенного снижения

Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2007 г. № А05-7377/2006-34, Московского округа от 14 июля 2003 г. № КА-А41/4606-03

Несоразмерность штрафа и нарушения. За недоимку по налогу в сумме 300 рублей контролеры установили штраф в 15 тыс. рублей. Судьи указали на то, что потери для бюджета из-за недоимки не соответствуют величине санкций и снизили наказание до 500 рублей

Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 мая 2006 г. № КА-А40/3401-06 и от 25 апреля 2003 г. № КА-А41/2214-03

Для предпринимателя основной причиной является тяжелое материальное положение, неплатежеспособность партнеров, невысокий уровень доходов бизнесмена, даже болезнь, которая мешает уплатить налоги, вовремя представить документы, декларации (постановление ФАС Московского округа от 3 июля 2006 г. № КА-А41/6059-06). Но учтите, что смягчающие события необходимо доказать, представив соответствующие документы. Это могут быть, к примеру, справка из лечебного учреждения, если в качестве причины выступает болезнь; выписка банка об отсутствии средств на счете. Голословные просьбы чиновники не примут, а могут и опровергнуть. Так, бизнесмен в обоснование своего тяжелого материального положения указывал на то, что находится на иждивении у дочери. Однако судьи обнаружили, что дочь владеет автомобилем Ниссан MARCH, и находится на иждивении не только самого коммерсанта, но и матери, которая также имеет собственное дело и владеет недвижимостью. В такой ситуации довод о смягчении санкций не сработал (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2007 г. № А19-15020/06-44-Ф02-979/07).

Смягчающие обстоятельства в иске должны стать поводом для изменения санкций, они помогут оспорить сумму к уплате. Если в заявлении потребовать признать решение инспекции о привлечении к ответственности недействительным, потому что ревизоры не учли смягчающие обстоятельства, судьи, скорее всего коммерсанта не поддержат (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июля 2007 г. № Ф04-3959/2007 (35342-А45-32)).

http://spmag.ru/article/2007/8/nalogovaya-proverka-sposoby-aktivnogo-protivostoyaniya

Налоговые проверки: как избежать и что делать, если всё же пришли

Если предприниматели чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают: первые 3 года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент.

Сегодня говорим о проверках: как, почему, какие последствия. И что делать, если проверка уже пришла.

Какие налоговые проверки бывают

Обычно опасаются — и это логично — выездных проверок. Многие знают, что есть еще и камеральные. Некоторым знакомо слово «встречная». Добавим, что проверки также бывают плановые и внеплановые. Теперь, когда всё окончательно запуталось, давайте разбираться ?

Камеральная налоговая проверка

У слова «камеральная» интересное происхождение: много веков назад словом Camera называлось сперва помещение, а потом учреждение, занимавшееся имущественными и денежными вопросами. В немецком языке Kammer и сейчас означает помещение и имеет несколько вариантов перевода — от чулана до палаты парламента (помните кунсткамеру и камеру обскуру?). Иными словами, при камеральной проверке действие происходит в стенах ведомства, а налоговики никуда не выезжают. Но при необходимости могут провести осмотр помещений налогоплательщика — например, офиса или склада. И даже инвентаризацию всего, что там находится.

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка, вообще говоря, проверкой не является — точнее, проверяют не вас. По сути, это ситуация, когда налоговой нужна информация о сделках другой компании, если у налоговиков появились к ней вопросы. В таком случае налоговая направляет вам соответствующее требование и ждёт документы — их надо предоставить, иначе будет небольшой штраф и большой интерес, на этот раз уже к вам. Термин пришёл из старых редакций Налогового Кодекса, в нынешней его нет. Но им все пользуются.

Наконец, выездная проверка означает, что всё происходит у вас в офисе. Если по какой-то причине предоставить налоговикам помещение невозможно, то проверка проводится на территории ФНС или в помещении другой компании, но по-прежнему считается выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездные проверки бывают плановые и внеплановые. Тут все понятно из названия: в первом случае проверку налоговая решила провести в обычном порядке, во втором — экстренно. Но даже если проверка плановая, то едва ли получится узнать об этом заранее: Налоговый Кодекс не обязывает налоговую уведомлять предпринимателей заблаговременно (критериев «заблаговременности» тоже нет). Поэтому чаще всего о проверке становится известно, когда гости уже пришли: начинается она с даты вынесения соответствующего решения — а вручить его инспектор может при первом визите в офис налогоплательщика.

Впрочем, не будем сгущать краски. Во-первых, таким образом проверяют обычно крупные компании — если у вас оборот пара миллионов в месяц, то налоговая, скорее всего, ограничится камеральной проверкой. Во-вторых, предстоящую проверку часто можно вычислить по ряду признаков: например, ваш контрагент рассказал вам, что ФНС затребовала у него документы за всё время вашего сотрудничества — похоже, что налоговая вознамерилась проверить вас на вашей территории.

Ресурсы налоговой ограниченны, поэтому выездные проверки проводятся, если налоговики уверены, что найдут нарушения. Благодаря современным технологиям инспекторы заранее знают, что и где искать — по статистике, дело заканчивается штрафами и доначислением налогов в 98% случаев.

Что проверяют?

При камеральной — своевременно ли была подана декларация и правильно ли рассчитаны и уплачены налоги за конкретный отчётный период. При выездной — все ли правильно и чисто за предыдущие три года.

Почему проверяют?

Основанием для камеральной проверки является сам факт подачи налоговой декларации, проверка при этом проводится автоматически, распоряжение руководства для этого не требуется.

Для выездной, напротив, нужна санкция руководителя — утверждается соответствующий план проверок. Самое частое основание для включения в план — отклонение от среднеотраслевых показателей (налоговая нагрузка, зарплата, рентабельность). Кроме того, причиной будут убытки (особенно несколько кварталов подряд) и смена налоговой «прописки». Оценить риски и вероятность проверки можно самостоятельно — критерии общедоступны. Также самостоятельно можно рассчитать налоговую нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевыми индикаторами — на сайте налоговой есть калькулятор.

Когда проверяют?

Камеральная проверка начинается сразу же после подачи декларации и длится 3 месяца. В случае НДС срок короче — 2 месяца (но может быть продлён, если налоговая сомневается в добросовестности налогоплательщика). Срок выездной проверки по общему правилу — 2 месяца с даты вынесения решения о проведении. Но этот срок может быть приостановлен, например, на время праздников, или продлён — до 4 месяцев или даже полугода, список оснований для продления открытый.

Цена вопроса

Статистика налоговой за прошлый год: 3,5 миллиона камеральных проверок выявили нарушения. Штрафы, пени и доначисленные налоги в сумме превысили 55 миллиардов рублей. Средний чек — 16 тысяч (для Москвы выше). Всего таких проверок было почти 68 миллионов, то есть санкции последовали в каждом двадцатом случае. Иными словами, когда вы подаёте декларацию, есть 5%-ная вероятность, что придётся доплатить ещё 16 тысяч. Или больше.

Выездных проверок за то же время было 14 152. Нарушения были найдены в 13 838 случаях, это почти 98% — та самая гарантия успеха, о которой мы говорили выше. Штрафы, пени и доначисления составили 307 миллиардов. Средний чек по стране — 22,2 миллиона. И это еще не все.

Какие последствия могут быть

В случае камеральной проверки все просто: есть нарушение — надо устранить, доплатить налог и заплатить пени. Если был штраф, то заплатить и его тоже. Также понадобится подать уточнённую декларацию.

Выездная проверка этим не ограничится: если всё серьёзно (а судя по суммам доначислений, это обычно так), то директора и учредителей могут привлечь к субсидиарной ответственности, правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело, а в отношении самой компании-должника налоговики могут инициировать процедуру банкротства.

Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы

Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.

  1. Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
  2. Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
  3. Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.

И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.

Если к вам все же пришли

Разместите инспекторов в отдельном кабинете: пусть они занимаются своим делом, а ваши работники — своим. Работа будет спокойной, а общение — контролируемым.

Будьте аккуратны в словах, настоятельно попросите сотрудников о том же. Все разговоры стоит доверить директору, бухгалтеру и юристу, если он есть. Если нет — стоит нанять хотя бы на время проверки. Всем остальным общения с налоговиками стоит избегать.

[2]

Когда передаёте документы, убедитесь, что на них нет непонятных отметок: символов, сокращений, даже рисунков — они могут быть истолкованы против вас. Налоговая и так что-то предполагает — иначе бы не пришла — зачем вам лишние подозрения.

Убедитесь, что у вас есть доступ ко всем нужным документам — если налоговая их потребует, важно будет уложиться в срок. Ещё раз напомним о пользе электронного документооборота — это очень, очень хороший способ иметь все документы под рукой. Всегда.

Не переусердствуйте: если у вас потребовали договор, не стоит вместе с ним передавать всю сопутствующую переписку и приложения. Задобрить инспекторов едва ли получится, а дополнительные вопросы, скорее всего, появятся.

Приготовьтесь давать пояснения. Если вас пригласили под расписку — это называется допрос. Отвечайте вдумчиво, незаполненные документы не подписывайте. Если на допрос вызывают ваших работников — убедитесь, что ваши показания не разойдутся. Ход беседы и возможные вопросы и ответы стоит продумать заранее — тут снова пригодятся юрист и бухгалтер. Впрочем, хороший бухгалтер до этого и не довёл бы.

Не паникуйте, не злитесь, не конфликтуйте. Это неприятно, но не смертельно.

Резюмируем. Профилактика лучше лечения, а камеральная проверка лучше выездной. Будьте аккуратны в сделках и вообще отношениях с контрагентами. Не забывайте собирать документы и отвечать на вопросы налоговой.

Регулярно подводите итоги и задавайте вопросы — себе и своему бухгалтеру. Не дожидайтесь, пока налоговая задаст их за вас

Материал подготовлен сервисом «Кнопка», партнером YCLIENTS.

Клиенты YCLIENTS могут использовать прозрачный бухгалтерский аутсорсинг Кнопка со скидкой 20% на первые три месяца. Кнопка заранее считает налог и выплаты сотрудникам, готовит документы и платежки, большинство поручений делает за час.

Для подключения вы можете обратиться по номеру 8 800 700 43 62 или оставить заявку на сайте.

http://www.yclients.com/blog/nalogovye-proverki-kak-izbezhat-i-chto-delat/

Литература

  1. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.
  2. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
  4. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях