WordPress

Комплексное экологическое разрешение

Комплексное экологическое разрешение - картинка 1
Полезная информация на тему: "Комплексное экологическое разрешение"с комментариями спецалистов.

Промышленная экология: сложно ли получить комплексное экологическое разрешение и чего ждать от эксперимента по квотированию выбросов?

Комплексное экологическое разрешение - картинка 2
Sarella / Depositphotos.com

Целью федерального проекта «Чистый воздух»– одного из 11 проектов, утвержденных в рамках национального проекта «Экология», – является значительное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах страны. Реализация мероприятий проекта должна обеспечить в наиболее загрязненных городах снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ на 22% к концу 2024 года. Городов с очень высоким и высоким уровнем загрязнения воздуха (в настоящее время их восемь) к 2025 году остаться в принципе не должно.

Принятый в целях реализации проекта закон о проведении в период с 1 января 2020 по 31 декабря 2024 года эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ на основе сводных расчетов загрязнения воздуха в 12 городах: Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 195-ФЗ; далее – Закон № 195-ФЗ) – вступает в силу 1 ноября.

Этим же законом установлено, как определяются нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ предприятиям и ИП, осуществляющим деятельность на объектах I и II категории, то есть оказывающих, соответственно, значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду, на период с 1 января 2019 года до получения комплексных экологических разрешений (КЭР) либо представления деклараций о воздействии на окружающую среду – тип необходимого документа определяется категорией объекта (ст. 10 Закона № 195-ФЗ, ч. 1.1, ч. 8.1-8.3 cт. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ; далее – Закон № 219-ФЗ).

Посмотрим, что на сегодняшний день препятствует выдаче КЭР и какие сложности могут возникнуть при проведении эксперимента по квотированию выбросов.

Комплексные экологические разрешения

Положения природоохранного законодательства о КЭР, напомним, начали действовать с начала текущего года (ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; далее – закон об охране окружающей среды). Для объектов I категории получение КЭР обязательно, для объектов II категории – возможно по желанию хозяйствующего субъекта при условии, что соответствующие отраслевые справочники по наилучшим доступным технологиям утверждены, по общему же правилу в отношении объектов II категории представляется декларация о воздействии на окружающую среду (п. 1, п. 12 ст. 31.1, ст. 31.2 закона об охране окружающей среды). Пока КЭР не выдано ни одному предприятию, что в принципе не критично, учитывая установленные законодательством крайние сроки их получения: для 300 предприятий, включенных в перечень объектов, суммарный вклад которых в общий объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ в России составляет 60% и более, – 31 декабря 2022 года, для всех остальных объектов I категории – 31 декабря 2024 года (ч. 6-7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ). Однако отсутствие выданных разрешений не очень согласуется с целевыми показателями федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий», предполагающими выдачу в 2019 году 15 КЭР.

С массивом судебных решений по делам о нарушениях законодательства о государственной экологической экспертизе можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

На сегодняшний день в Росприроднадзор поступило шесть заявок на получение КЭР, которые не были приняты к рассмотрению по причине некомплектности материалов, в частности – отсутствия заключения государственной экологической экспертизы. Всего же согласно переданным в ведомство Минпромторгом России данным подать заявки на получение КЭР в этом году планирует 21 предприятие. Стоит отметить, что до утверждения обозначенного выше административного регламента копии всех полученных территориальными органами Росприроднадзора заявок, отказов в принятии их к рассмотрению в связи с несоответствием требованиям закона, проектов решений, подготовленных по результатам рассмотрения заявок, должны направляться в центральный аппарат ведомства в целях формирования единого алгоритма действий всех территориальных органов. Соответствующее разъяснение (документ имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ) были направлено в управления Росприроднадзора в мае текущего года.

Еще один важное и непростое мероприятие в рамках получения КЭР – разработка программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ), которая должна быть приложена к заявке в случае невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, сбросов веществ I и II класса опасности (п. 4 ст. 31.1, ст. 67.1 закона об охране окружающей среды). Правила разработки ППЭЭ утверждены, но процедура согласования проекта программы со специально созданной межведомственной комиссией, которая, напомним, является обязательной (п. 8 ст. 67.1 закона об охране окружающей среды), пока непонятна. Однако, как сообщил начальник отдела экологической политики и наилучших доступных технологий Минпромторга России Рауль Мишиев, поправки в положение об этой комиссии, определяющие конкретную процедуру рассмотрения ППЭЭ, уже подготовлены и направлены в Правительство РФ. После соответствующей корректировки положения, по его словам, будет запущен в промышленную эксплуатацию механизм рассмотрения ППЭЭ в государственной информационной системе промышленности, функционирующий сейчас в пилотном режиме.

Поскольку ППЭЭ должны разрабатываться в случаях, когда показатели выбросов и сбросов объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не соответствуют технологическим показателям наилучших доступных технологий (НДТ), они имеют, по мнению представителей профессионального сообщества, важное значение для оценки величины необходимых для перехода предприятий на НДТ затрат, на основе которой в перспективе могут актуализироваться меры поддержки внедряющих такие технологии производств (п. 3 ст. 17 закона об охране окружающей среды).

Сводные расчеты и квотирование выбросов

Согласно Закону № 195-ФЗ деятельность по регулированию выбросов на территории эксперимента включает в себя утверждение для каждого из 12 городов комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ, создание федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха и установление квот выбросов по результатам проведения сводных расчетов.

Определено, что такие расчеты, результат проведения которых – получение обобщенных сведений о концентрациях загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, в воздухе на территории конкретного населенного пункта или его части, должны быть проведены Росприроднадзором до 1 мая 2020 года. Для их проведения будут использоваться данные о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, полученные в ходе осуществляемой хозяйствующими субъектами инвентаризации источников выбросов и непосредственно выбросов загрязняющих веществ (п. 1 ч. 3 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 195-ФЗ). Кстати, если в городе, участвующем в эксперименте, уже сформирована соответствующая база данных со сведениями о выбросах и их источниках, ее можно будет использовать при проведении расчетов, подчеркнул директор Государственного научно-исследовательского института промышленной экологии Андрей Недре.

После проведения сводных расчетов Роспотребнадзору предстоит – до 1 августа 2020 года – произвести расчет и оценку риска для здоровья человека на территориях эксперимента и определить перечень приоритетных загрязняющих веществ (влияющих на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха) для каждой территории эксперимента (ч. 4 ст. 4 Закона № 195-ФЗ).

[3]

Далее Росприроднадзор при участии Роспотребнадзора и регионального органа власти должен будет утвердить перечень объектов, для которых вводятся квоты выбросов, и непосредственно установить эти квоты – с учетом допустимых вкладов в концентрацию и (или) целевых показателей снижения выбросов. Установить квоты необходимо до 1 ноября 2020 года (ч. 6 ст. 5, ч. 5 ст. 11 Закона № 195-ФЗ). До этого же момента региональным органам власти предстоит утвердить для соответствующих территорий эксперимента перечни компенсационных мероприятий, которые могут быть реализованы предприятиями и ИП, осуществляющими деятельность на квотируемых объектах, в случае несоблюдения квот выбросов. Сведения о проведении компенсационных мероприятий будут включаться в планы мероприятий по достижению квот выбросов, которые хозяйствующие субъекты должны будут разработать в течение трех месяцев со дня получения уведомления об установленных квотах (ч. 9-10 ст. 5 Закона № 195-ФЗ). А к 1 марта 2021 года необходимо будет скорректировать с учетом результатов проведения сводных расчетов и установления квот утвержденные комплексные планы по снижению выбросов загрязняющих веществ в отношении квотируемых объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур (ч. 8 ст. 5 Закона № 195-ФЗ).

Таким образом, поскольку в перечень квотируемых объектов будут включаться не только промышленные и энергетические предприятия, но и коммунальные, транспортные объекты и т. д. (ч. 5 ст. 5 Закона № 195-ФЗ), а при определении допустимых выбросов будет учитываться не объем выбросов, а вклад в концентрацию (п. 3 ч. 1 ст. 3 указанного закона), введение квот может стать действенным механизмом комплексной оценки состояния атмосферного воздуха в конкретном населенном пункте или его части, полагают эксперты. Однако успешность эксперимента зависит от ряда условий. Среди них:

Поскольку многие крупные предприятия уже не один год вкладывают значительные средства в модернизацию производства и осуществление природоохранных мероприятий, значительных сложностей в применении обозначенных нововведений в сфере нормирования выбросов и сбросов возникнуть у них не должно. Напротив, введение КЭР, например, предполагает оптимизацию процесса получения разрешительных документов – один документ, по сути, заменяет все ранее выдаваемые разрешения. Соблюдение предусмотренных таким разрешением нормативов, соответствующих показателям НДТ, позволит предприятиям, во-первых, не вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, так как начиная со следующего года к ставке платы – после внедрения НДТ – будет применяться коэффициент 0 (п. 5 ст. 16.3 закона об охране окружающей среды). Во-вторых, они смогут претендовать на меры господдержки, предусмотренные для стимулирования деятельности по переходу на НДТ.

Кстати, при получения КЭР для объектов I категории, находящихся на территории эксперимента по квотированию выбросов, в разрешение включаются утвержденные квоты (ч. 13 ст. 5 Закона № 195-ФЗ).

Не исключено, что для малого и среднего бизнеса, реализующего мероприятия по снижению выбросов, будут введены дополнительные меры поддержки. РОСНАНО, например, предлагает создать специальный инвестиционный фонд для предоставления таким предприятиям средств для перехода на НДТ.

1 Проект постановления Правительства РФ «О создании и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/07-19/00093603).

http://www.garant.ru/article/1294441/

(КЭР) Комплексное экологическое разрешение.

Что же такое комплексное экологическое разрешение?

Это документ, который выдается Росприроднадзором организации, которая осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на ОС (окружающая среда). Данный документ в своем составе содержит весь перечень необходимых и обязательных требования в области охраны ОС для конкретного предприятия.

Первое и единственное — комплексное экологическое разрешение. Оно является единым разрешительным документом, где утверждены все нормы по воздействию на ОС сроком действия — 7 лет.

Чтобы получить этот документ (КЭР) каждая организация должна разработать целый ряд документов, таких как:

— нормативы по допустимым выбросам, сбросам высокотоксичных веществ, а также веществ, с канцерогенными и мутогенными свойствами (если таковые имеются);

— нормативы по физическим воздействиям;

— нормативы по отходам;

— общие правила и требования для предприятия по манипуляциям (сбор, вывоз и т.д.) с отходами;

— согласованная программа ПЭК (производственный экоконтроль);

Кто должен получать комплексное экологическое разрешение?

КЭР обязательно должны будут получать юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах I категории, и некоторые объекты II категории.

А вот Объекты III категории будут сдавать отчетность по установленной форме.

Объекты IV категории планируют освободить от всей отчетности. Но при условии, что у таких предприятий есть на руках свидетельство о присвоении им 4-й категории.

Когда нужно получить КЭР?

Первыми (в срок до 31.12.2022 г.) подать заявку обязаны триста объектов, перечень которых должен утвердить Министерство природных ресурсов.

Все остальные должны получить КЭР до 1 января 2025 года.

Дополнительно стоит обратить внимание на тот факт, вся документация, которая была получена организацией до начала 2019 года будет действовать аж до момента выдачи им КЭР. И это даже несмотря на сроки, которые были указаны в этой документации.

Как видим, порядок по разработке экологических документов хоть и меняется, но по сути остается прежним: документацию разрабатывать следует, отчетность вести требуется!

Что касается ранее разработанной документации (ПНООЛР, ПДВ, НДС), то это все будет действовать в связи с тем, что новый порядок не разработан и сроки не установлены!

http://all4eco.ru/ker-chto-takoe-kompleksnoe-ekologicheskoe-razreshenie-ekologicheskaya-dokumentaciya-v-2019-godu/

Комплексное экологическое разрешение (КЭР)

Получение комплексного экологического разрешения (КЭР) позволяет хозяйствующему субъекту, в составе которого есть объекты, относящиеся к I и II категории опасности для экологии, легально вести свою деятельность. Для государственных органов этот документ — гарантия, что предприятие будет выполнять установленные нормы по защите окружающей среды. КЭР заменяет использовавшиеся до 1 января 2019 года несколько различных согласований: ПДВ, НДС, ППЭК и ряд других. Выдача комплексного экологического разрешения регламентируется федеральным законом 219-ФЗ, Статья 1.

Кому нужно разрешение КЭР?

I категория опасности (высшая) включает в себя промышленные объекты из отраслей:

  • Горнодобыча, металлургия, химическая, целлюлозо-бумажная промышленность
  • Сельскохозяйственные комплексы
  • Профессиональные компании по утилизации отходов

Кто выдает комплексное экологическое разрешение и кто обязан его получать

Согласно Статье 1 219-ФЗ, за выдачу документа отвечает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В реальной практике это территориальное отделение Росприроднадзора. Обычно то из них, в чем ведении находится территория, где расположен опасный объект.

В законе отмечено, что если производственная площадка, для которой нужно разрешение, расположена в двух и более территориальных образованиях, то заявка подается только в одно из отделений Росприроднадзора. Выбор оставляется за владельцем объекта.

Получить КЭР обязаны предприятия: юридические лица и предприниматели, в составе которых есть производственные площадки I категории опасности для природы и человека. В законе используется классификация, установленная в Постановлении 1029 Правительства РФ, утвержденное 28 сентября 2015 года.

Это опасные химические производства, металлургия, мощные электростанции, некоторые добывающие предприятия, пищевая промышленность и ряд других. В этот список входят и организации, занимающиеся утилизацией вредных, токсичных и химически активных отходов. В Постановлении утвержден конкретный перечень с указанием мощности и специализации производственной площадки.

Право на получение комплексного экологического разрешения закон предоставляет и предприятиям, эксплуатирующим объекты II категории опасности.

Сроки получения и действия комплексного экологического разрешения

Заявка, направленная в Росприроднадзор, согласно 219-ФЗ рассматривается в течение 5 рабочих дней. Если она соответствует критериям ведомства, то принимается им в согласование. Заявка в течение 5 дней публикуется на официальном сайте Росприроднадзора, чтобы с ней могли ознакомиться все заинтересованные субъекты. Здесь же порядок получения КЭР для объектов 1 категории предусматривает обязательную публикацию и положительного решения по выдаче разрешения.

На практике общая продолжительность согласования, включая сроки, установленные порядком выдачи КЭР законодательно, составляет около 1 месяца. Таким образом, подавать заявку нужно не менее, чем за 2 месяца до начала работы площадки. В противном случае придется задержать ввод в эксплуатацию.

Разработку заявки на получение комплексного экологического разрешения предприятие может сделать самостоятельно, с соблюдением утвержденного состава КЭР и с использованием образцов заполнения этого документа, опубликованным в открытых источниках. При наличии в штате опытного эколога это несложно. Но если при рассмотрении заявки будут установлены существенные нарушения, она будет отклонена. Это приведет к затягиванию сроков получения КЭР и связанным с этим затратами.

[2]

Поэтому многие предприятия обращаются к сторонним экологическим организациям, имеющим опыт составления таких заявок. Стоимость разработки КЭР или внесения изменений в комплексное экологическое разрешение определяется до начала работы. Согласование заявки проходит быстро, так как замечаний у Росприроднадзора в этом случае, как правило, не возникает.

Срок действия разрешения по закону составляет 7 лет. Далее его нужно получать заново. Приостановить действие КЭР можно при выявлении существенных превышений указанных в нем норм выбросов или нарушений в исполнении программы производственно экологического контроля.

[1]

Также получение КЭР раньше срока может понадобиться, если у производственной площадки поменялся владелец — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, существенно изменились объемы и технологии производства.

Пересмотр комплексного экологического разрешения

Необходимость в пересмотре КЭР возникает при смене техпроцесса на производстве или изменениях юридического лица, к которому относится непосредственный объект.

Если изменения не затрагивают ни пересчет нормативов, ни смену адреса, ФИО, либо реквизитов, то пересмотр КЭР не требуется.

Отзыв комплексного экологического разрешения

Государство может отозвать согласованное комплексное эко-разрешение, если за 6 месяцев с начала действия КЭР не будет устранено/появится превышение установленных обязательств по выбросам и сбросам, в том числе по временно разрешенным сбросам и выбросам.

Состав КЭР

Заявка на получение разрешения на ведение деятельности производственной площадки I категории опасности представляет собой пакет документов, содержащих следующую информацию:

  • Реквизиты предприятия, его руководителей. Для индивидуальных предпринимателей — адреса прописки.
  • Код воздействия на внешнюю среды.
  • Перечень видов деятельности, осуществляемой на площадке.
  • Объем потребляемых ресурсов: вода, сырье, электричество, теплоэнергия.
  • Описание аварийности деятельности за предыдущие 7 лет деятельности.
  • Программа повышения экологической эффективности предприятия. В принципе, ее наличие необязательно, если объект не превышает максимально допустимых норм выбросов.
  • Расчеты по нормативам выбросов, технологическим показателям производства.
  • Обоснование лимитов по возникающим в ходе производства отходам.
  • Программа ПЭК. Декларация предприятием мер и процедур для контроля выполнения заявленных нормативов по выбросам, стокам, отходам.
  • Результат экспертизы, заказанной в госэкспертизе. Заключение для приема заявки на КЭР должно быть положительным.

Согласованное комплексное экологическое разрешение включает нормативы, документы как в заявке и сроки действия КЭР.

Комплексное экологическое разрешение - картинка 3

Все расчеты нормативов по отходам должны быть обоснованы и отвечать требованиям федерального закона 458-ФЗ от 29.12.2013. При подготовке к пуску новых производств расчетная база — единственная достоверная информация, так как данных фактических исследований пока нет.

Какие штрафы установлены за отсутствие КЭР

Деятельность объектов I категории опасности без получения на это комплексного разрешения считается незаконной. Поэтому подпадает под статью 8.47 Административного кодекса РФ. Что грозит для должностных лиц наложением штрафа до 10000 рублей, а юридическим — до 100 тысяч рублей.

Но более серьезными затратами грозит приостановление деятельности производственной площадки. Также возможны имиджинговые потери предприятия, связанные с попаданием информации о нарушении в средства массовой информации.

Кто может разработать КЭР и почему лучше это поручить профессионалам

Заявку на получение комплексного экологического разрешения может разработать как штатный эколог предприятия, так и сторонняя организация. Использование привлеченных специалистов позволяет:

Сократить сроки рассмотрения КЭР

На практике основные претензии специалистов Росприроднадзора связаны с недостаточным обоснованием указанных нормативов. Эта работа требует опыта, использования специального программного обеспечения и методик. Штатный эколого не всегда владеет этим арсеналом на необходимом уровне. Это приводит к отказу в рассмотрении заявки, а значит и к затратам, связанным с задержкой пуска объекта.

Разгрузить своих специалистов

При вводе новой производственной площадки нагрузка на штатных экологов резко возрастает, что снижает качество их работы по их текущим проектам. При подготовке документации наибольшее время — 2-3 месяца, уходит на сбор информации об объекте, нормативам выбросов и отходов, подготовку расчетного обоснования в случае, если речь идет о вновь запускаемом производстве. Использование специалистов Экопромцентра для подготовки заявки на КЭР позволит снять часть или всю нагрузку по этой работе.

Выполним работу от начала до конца

Специалисты специализированной компании подготовят расчетные данные по нормативам выбросов, сбросов и отходов. Часто на этапе подготовки документации возникают рекомендации, позволяющие повысить экологическую эффективность предприятия.

Также специалисты смогут подготовить программу ПЭК, которая является обязательным элементом заявки на КЭР. Позднее можно заключить договор на регулярное экологическое сопровождение, которое позволит избежать рисков, связанных со штрафами, приостановкой деятельности организации из-за несвоевременной сдачи обязательной отчетности.

Узнать цены на подготовку и разработку КЭР в Санкт-Петербурге и в любом регионе России можно в компании Экопромцентр. Срок подготовки документации обычно занимает 2-3 месяца с момента начала работы. Мы также заключаем с предприятиями договоры на экологическую поддержку.

Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения

Опубликован приказ Минприроды России от 11.10.2018 №510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».

Данным приказом №510 утверждается форма КЭР и форма заявки на получение КЭР. Теперь разберем состав ранее упоминаемых документов.

В содержание заявки на получение КЭР входят следующие данные в форме таблицы:

  • Общие сведения;
  • Расчеты технологических нормативов;
  • Расчеты НДВ радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ;
  • Расчеты НДВ допустимых сбросов загрязняющих веществ для объекта централизованной системы водоотведения поселений или городских округов;
  • Обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;
  • Проект программы производственного экологического контроля;
  • Информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования КЭР или проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Форма КЭР, согласно приказу №510, включает в себя:

  • Технологические нормативыТехнологические нормативы;
  • НДВ высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), разрешенных к выбросу в атмосферный воздух;
  • НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ;
  • Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • Программа производственного экологического контроля;
  • Программа повышения экологической эффективности;
  • Временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ;
  • Временно разрешенные сбросы загрязняющих веществ;

Согласно обновлениям, начиная с 1 января 2019 года, предприятиям I, II и III категории опасности будет необходимо подготавливать новые документы – КЭР и Декларацию о воздействии на окружающую среду.

http://ecopromcentr.ru/complex-ecological-permit/

Есть КЭР! Так Точно КЭР! Или Что Такое Комплексное Экологическое Разрешение!

Приветствую, друзья-экологи! Предлагаю сегодня в этой заметке разобраться, что же такое комплексное экологическое разрешение и как дальше существовать предприятиям с 1 категорией в рамках новых законоположений.

Комплексное экологическое разрешение - картинка 6

Принципиально новый для российской экологии документ, который будет содержать природоохранные требования и нормативы, установленные уполномоченным органом для контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — всё это названо красивой фразой — комплексное экологическое разрешение (КЭР).

С 1 января 2019 года вступают в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 219-ФЗ), касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учёт.

В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (вступающей в силу с 1 января 2019 года) (далее — Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Комплексное экологическое разрешение выдаётся на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п. 2 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 11 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включённых в утверждённый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.

Указанный перечень объектов I категории утверждён приказом Минприроды России от 18.04.2018 г. № 154 и включает 300 объектов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в Перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года (ч. 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

Вместе с тем, ч. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

А теперь к истокам мудрости:

Понятие «комплексное экологическое разрешение» появилось в российском природоохранном законодательстве четыре года назад. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в стране начала поэтапно вводиться новая система нормирования воздействия на окружающую среду. Так, с 1 января 2015 г. объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от объёмов такого воздействия стали подразделяться на четыре категории. С 1 января 2019 г. вместо получаемого в настоящее время разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в зависимости от категории объекта необходимо будет получить комплексное экологическое разрешение либо представить декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 16 ст. 1 указанного Закона).

КЭР будет выдаваться на основании заявки в Росприроднадзор. Комплект документов нужно составить по крайней мере за 2 месяца до ввода объекта негативного воздействия в эксплуатацию (нового или реконструированного), или за 4 месяца до конца действия предыдущего КЭР. Госпошлина при подаче заявки на КЭР — 6000 рублей.

Пакет документов для согласования комплексного экологического разрешения содержит:

1. Название юридического или физического лица с указанием полного адреса и ФИО директора (или ФИО и прописки ИП).
2. Код объекта негативного воздействия.
3. Виды деятельности организации, объём производства.
4. Объём потребления производственного сырья, водных, электрических ресурсов, теплоэнергии.
5. Описание того, случались ли аварии с негативным следом на окружающую среду за 7 лет операционной деятельности.
6. Если есть: описание программы повышения экологической эффективности.
7. Расчёт технологических нормативов производства.
8. Расчёты нормативов допустимых выбросов (ранее ПДВ) и сбросов (ранее НДС) опасных веществ (1 и 2 класса опасности).
9. Полное обоснование лимитов по отходам.
10. ППЭК — реалистичная и привязанная к практике программа производственного эко-контроля.
11. Результат положительного заключения госэкспертизы, если таковая должна была проводиться по закону.

Если на момент подачи заявки соблюдение максимально допустимого уровня нормативов выбросов и сбросов для объекта технологически невозможно, дополнительно к заявке КЭР прикладываются:

  • проект повышения экологической эффективности — ранее ПМООС (см. ст. 67. 1, ФЗ-219);
  • план по временно разрешённым объёмам сбросов и выбросов ВВ — как на период реализации программы эффективности, так и по её окончании.

Далее в течение 1 месяца ваша заявка рассматриваться в уполномоченном ПРФ федеральном органе (Росприроднадзоре). Решение о присвоении объекту КЭР публикуется на официальном портале по адресу www.rpn.gov.ru

КЭР выдаётся для отдельного объекта на 7 лет. Продление — также на 7 лет. Условием успешного продления будет:

1. Соблюдение установленных в заявке нормативов по выбросам/сбросам ВВ.
2. Внесение платы за негативное воздействие (без задолженностей).
3. Подача отчётности о ходе реализации ППЭК.

Пересмотр комплексного экологического разрешения

Необходимость в пересмотре КЭР возникает при смене техпроцесса на производстве или изменениях юридического лица, к которому относится непосредственный объект.

Если изменения не затрагивают ни пересчёт нормативов, ни смену адреса, ФИО, либо реквизитов, то пересмотр КЭР не требуется.

Государство может отозвать согласованное комплексное эко-разрешение, если за 6 месяцев с начала действия КЭР не будет устранено/появится превышение установленных обязательств по выбросам и сбросам, в том числе по временно разрешенным сбросам и выбросам.

Что по поводу заявки — по традиции формы заявки нет, по последней информации находится на регистрации в Минюсте России (Приказ от 11.10.2018 г. № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения»)

Следите за обновлениями на сайте.

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

http://xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/ecologicheskaya-bezopasnost/%D0%BA%D1%8D%D1%80-2019.html

Литература

  1. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
  2. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
  3. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.
  4. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях