WordPress

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета - картинка 1
Полезная информация на тему: "Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета"с комментариями спецалистов.

Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2016 г. N 77-ФЗ статья 15.11 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 15.11 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Информация об изменениях:

Статья 15.11 дополнена примечанием 1.1 с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

1.1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

http://base.garant.ru/12125267/eceec0efbe744fd64764dcdc73ff75a3/

Ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета

Обозначим ответственных

Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.

Пояснения к применению ответственности

В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.

Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет.

Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета.

В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?

По сути, руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии. Директор назначает главного бухгалтера на должность, определяет ему круг обязанностей, при необходимости нанимает дополнительных работников в бухгалтерский отдел.

А сам главбух уже ответственен за ведение учета: главный бухгалтер отвечает за составление учетной политики, полноту и своевременность регистрации бухгалтерских операций, правильность и достоверность составления отчетности.

В зависимости от категории проступка, санкции будут применяться к конкретному должностному лицу. Но важную роль играет документальное оформление обязанностей и полномочий.

Нарушения организации в бухучете

В отношении юридического лица обозначено сразу несколько видов проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:

Нарушения должностных лиц

С категориями проступков, за которые накажут компанию, разобрались. Теперь обозначим правонарушения, за которые предусмотрены штрафные санкции в отношении должностных лиц.

Все наказания можно разделить на три категории:

  • грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета — рассмотрим отдельно;
  • нарушение сроков сдачи или непредоставление бухотчетности в ИФНС;
  • непредоставление или несвоевременное предоставление бухотчетности в Росстат.

За несданный бухгалтерский баланс и приложения к нему ответственного работника, например главного бухгалтера, вправе оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей. Причем норматив применения санкций разный, несмотря на одинаковый размер штрафа. За несданный баланс в ИФНС применяют нормы ст. 15.6 КоАП РФ . В Росстат — статья 19.7 КоАП РФ . Причем наложение штрафных санкций не освобождает ответственного работника от обязанности сдать бухгалтерскую отчетность.

Контролеры, прежде чем взыскать ответственность за нарушение ведения бухгалтерского учета с должностного лица, запросят копии документов. Например, ИФНС требует прислать копию паспорта ответственного работника, а также приложить копию приказа о назначении на должность и должностные инструкции.

Грубые нарушения в бухучете

Ошибиться в работе не может только тот, кто не работает. В деятельности остальных ошибки и недочеты — дело распространенное. Но ведь за грубые ошибки могут серьезно наказать. Так что считается грубым нарушением правил учета?

Исчерпывающий перечень наказуемых деяний закрепляет статья 15.11 КоАП РФ . Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету — это:

  • занижение сумм налогов, взносов и сборов на 10% и более, допущенных вследствие искажения показателей бухгалтерского учета;
  • искажение бухгалтерской отчетности (нарушение определяется для денежных показателей, значение которых отклоняется от факта на 10% и более);
  • регистрация в учете мнимой или несуществующей операции или объекта;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне установленных учетных журналов и регистров;
  • подготовка и составление бухотчетности на основе данных, не подтвержденных регистрами и журналами бухучета;
  • отсутствие первичной и учетной документации в течение предусмотренных сроков ответственного хранения.

Обозначенные грубые нарушения приведут к наложению штрафа. Причем размер санкции зависит от того, впервые ли допущен проступок или наказание накладывают повторно. Например, за грубое нарушение бухучета, допущенное впервые, предусмотрено взыскание от 5000 до 10 000 рублей. За повторные проступки накажут посерьезнее — от 10 000 до 20 000 рублей. Либо должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Как избежать наказаний за нарушения в ведении бухучета

Главбух и директор могут избежать штрафов от контролеров. Для этого требуется подтвердить документально, что:

  • предоставлена корректирующая декларация, расчет или иная отчетность;
  • сумма налога, сбора и взноса, не уплаченная из-за искажений учетных данных, полностью погашена перед бюджетом;
  • полностью уплачены пени за просрочку платежей по нарушениям и искажениям в бухгалтерском учете;
  • ошибка в бухгалтерском учете исправлена в установленном порядке до утверждения бухотчета, в том числе подготовлена пересмотренная бухгалтерская отчетность.

Пояснения относительно того, как определяется административная ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета, дал Минфин в отдельном Информационном сообщении от 07.04.2016 № ИС-учет-3.

Уголовная ответственность за финансовые нарушения

За искажение финансовой документации может наступить не только административная ответственность. В соответствии со статьей 172.1 УК РФ , за фальсификацию финансовой документации предусмотрено уголовное преследование.

Что признают фальсификацией? Это внесение заведомо ложных, неподтвержденных сведений о сделках, обязательствах, имуществе и активах компании. Такие искажения вносят с целью сокрытия признаков банкротства экономического субъекта, аннулирования лицензии либо назначения временной администрации.

Меры уголовного наказания за нарушения:

  • штраф от 300 000 до 1 000 000 рублей;
  • штраф в размере заработка, дохода осужденного за период от 2 до 4 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с отстранением от занимаемой должности до трех лет либо без такового;
  • лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет либо без такового.

http://ppt.ru/art/buh-uchet/narusheniya

Статья 15.11. КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Ст 15.11 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, —

[1]

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Комментарий к статье 15.11. КоАП РФ:

1. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Его основные задачи определены указанным выше Законом.

Порядок ведения бухгалтерского учета как система внутрихозяйственного финансового контроля в деятельности организации составляет предмет посягательства рассматриваемого правонарушения.

Оформляемые ими хозяйственные операции, имущество и обязательства отражаются в регистрах бухгалтерского учета и учитываются при составлении бухгалтерской отчетности организации, которая состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения (при обязательном аудите), пояснительной записки (ст. 10 и ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

При этом бухгалтерская отчетность за один отчетный период объединяет все указанные документы, входящие в ее состав. Таким образом, установлена однократно исполняемая обязанность по представлению единого пакета документов бухгалтерской отчетности за определенный отчетный период, которую необходимо выполнить в пределах установленного срока. Соответственно, неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности должно квалифицироваться как одно нарушение, и штраф должен применяться один раз в отношении всех документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности, а не за каждую непредставленную либо представленную с нарушением установленного срока либо иным ненадлежащим образом представленную форму либо иной документ, которые входят в состав бухгалтерской отчетности.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином России (см. Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина России.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и срока хранения учетных документов составляют объективную сторону данного правонарушения. При этом обязательным дополнительным признаком состава является признание нарушения грубым. В примечании к данной статье законодатель расшифровывает понятие «грубое нарушение» применительно к данной статье: искажение (уменьшение или увеличение) сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение (уменьшение или увеличение) любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, если даже это искажение не повлияло на размер исчисленных налогов и сборов.

Данный дополнительный признак в соответствии с принципом справедливости назначения наказания исключает возможность назначения административного наказания за любую, даже техническую, ошибку в бухгалтерских проводках.

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности или главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (см. ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. 5 комментария к ст. 15.6). Организация как юридическое лицо несет ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок ведения такого учета установлен законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. 120 НК РФ.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 предусмотрено, что если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со ст. ст. 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

4. Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

5. Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3).

http://koap-kodeks.ru/st-15.11-koap-rf

За что могут оштрафовать бухгалтера в 2019 — 2020 годах

Штрафы бухгалтерам с 2019 года: последние новости

«Путин скорректировал закон о штрафах для бухгалтеров» — под подобными заголовками в начале лета проходила новость о внесении пробухгалтерских изменений в ст. 15.11 КоАП РФ. Конечно же не лично Владимир Путин изменил штрафы для бухгалтеров. Это было сделано в обычной законотворческой процедуре, которую он завершил, подписав закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ. Но нам важно не это, а суть изменений. О них и поговорим.

Итак, ст. 15.11 КоАП РФ устанавливает штраф бухгалтеру за грубые ошибки в бухотчетности. Если быть точнее, то в ней говорится не о бухгалтере, а о должностном лице, на которое возложено ведение бухучета. То есть это может быть и руководитель, если за учет отвечает он. Но в большинстве случаев учет в компании все-таки организует и контролирует главбух. Поэтому и говорить мы будем о штрафе главному бухгалтеру. И начнем с размера.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ за первичное грубое нарушение требований к бухучету и отчетности главбуха могут оштрафовать на 5000—10 000 руб. За повторное — на 10 000—20 000 руб. или дисквалифицировать на срок от года до двух.

Понятие грубого нарушения раскрыто в примечании к п. 1. Если кратко, то это 10%-е (и более) искажение сумм налогов или статей бухотчетности, учет несуществующих операций и объектов, отсутствие первички, бухрегистров и бухотчетности в течение обязательного срока их хранения и др.

Во избежание административного штрафа главному бухгалтеру в зависимости от вида нарушения необходимо (п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ):

  • скорректировать налоговую отчетность и доплатить недостающий налог и пени;
  • исправить ошибки в бухотчетности до ее утверждения.

Как это правильно делать, мы рассказали здесь.

Эти нормы об ответственности главбуха должны быть вам знакомы — они не изменились. А изменилось следующее.

Штрафы главному бухгалтеру — 2019: как работать дальше

Бухгалтеров больше не должны штрафовать за искажения, если ошибка произошла по вине других лиц. А именно, если кто-то из этих лиц:

  • составил и представил бухгалтеру первичные документы, не соответствующие совершившимся фактам хозяйственной жизни;
  • задержал или вообще не передал первичку в бухгалтерию.

Это предусмотрено новым п. 1.1 ст. 15.11 КоАП РФ. Справедливо? Безусловно! До появления этой оговорки штрафы бухгалтерам выписывали в том числе и за чужие действия и ошибки.

Что теперь делать, чтобы обезопасить себя от штрафа?

Ведите журнал учета поступающей первичной документации. Он подтвердит, что документы пришли с опозданием или вообще к вам не поступали.

Если будут претензии к достоверности первички, аргументируйте тем, что вы ее не составляли и не подписывали, это сделал другой сотрудник, а у вас вообще нет возможности проверить, соответствует ли она спорной операции и реальна ли эта операция в принципе. Заметим, что в случае с сомнительным поставщиком этот аргумент может не сработать, если в вашей должностной инструкции записана обязанность осуществлять проверку контрагентов.

От каких небухгалтерских обязанностей можно избавить свою должностную инструкцию и как это правильно сделать, читайте у нас на сайте.

[2]

В общем, собирайте и используйте любые доказательства того, что в ошибке повинны не вы.

Закон хорош, но есть нюанс

А теперь немного о процедуре наложения штрафа и о грустном.

Протокол о правонарушении по ст. 15.11 КоАП РФ составляют налоговики. Но административный штраф главному бухгалтеру вменяет суд. Именно к нему в конечном итоге и попадут на рассмотрение все ваши доводы в самозащиту. Готовьтесь.

На практике контролеры чаще всего применяют данную статью к одному нарушению из шести перечисленных в примечании к п. 1. А именно, к занижению налогов и сборов. Ошибки в бухучете и бухотчетности их волнуют меньше. И вот тут самое время вспомнить одно известное выражение: хотели как лучше, а получилось как всегда. Посмотрим внимательно на новый п. 1.1:

«Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета».

А где же упоминание о занижении налогов? Значит ли это, что облегчающее бухгалтерам жизнь нововведение относится только к искажению финансовой отчетности, а на остальные пять проступков из перечня грубых нарушений не распространяется? Ответа на данный вопрос у нас нет. Зная налоговиков, рискуем предположить, что они могут воспользоваться этой зацепкой. Поэтому все будет зависеть от того, по какому пути пойдет судебная практика: будут ли судьи трактовать п. 1.1 с охватом на всю ст. 15.11 либо примут формальный подход. Надеемся, они выберут первый вариант.

Итоги

Бухгалтер не должен нести ответственность за чужие ошибки. На это направлены недавние поправки в КоАП РФ. Теперь вы знаете, как воспользоваться нововведениями и какие подводные камни при этом возможны. А мы будем следить за тем, как данные новшества воплощаются в жизнь контролерами и судами.

http://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/administrativnaya_otvetstvennost/za-chto-mogut-oshtrafovat-buhgaltera/

Минфин уточнил, за какие грубые нарушения правил бухучета будет применяться административная ответственность

С 10 апреля вступил в силу закон, изменяющий порядок привлечения к административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета, формирования и представления бухгалтерской отчетности (см. «Принят закон, ужесточающий ответственность за грубое нарушение правил бухучета»). Минфин России уточнил, как новые нормы будут применяться на практике (информационное сообщение от 07.04.16 16 № ИС-учет-1).

[3]

Увеличен размер штрафа за грубое нарушение требований к бухучету

Согласно новым правилам, теперь штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности составляет от 5 000 до 10 000 рублей (ранее — от 2 000 до 3 000 рублей).

Специалисты Минфина уточняют, что санкции налагаются на должностных лиц организации. К таковым относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В каждом конкретном случае размер штрафа устанавливает судья с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).

Введено специальное наказание за повторное правонарушение

Наказание за повторное нарушение еще строже: либо штраф от 10 000 до 20 000 рублей, либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП).

Нарушение считается повторным, если оно совершено не ранее, чем вступило в силу постановление о назначении наказания за совершение однородного административного правонарушения, но до того, как истек год с даты исполнения этого постановления (ст. 4.3, 4.6 КоАП РФ).

Чиновники также пояснили, что понимается под дисквалификацией, которая является одной из санкций. Это лишение права занимать руководящие должности, в том числе в исполнительном органе управления организации, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом. Дисквалификация за комментируемое нарушение может устанавливаться на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

Введены дополнительные виды грубых нарушений требований к бухучету

Теперь под грубым нарушением требований к бухучету понимается:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухучета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов. Документы бухучета хранятся в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности

В соответствии со статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ранее — 3 месяца).

Добавим, что, как и прежде, должностные лица могут быть освобождены от ответственности. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • сдать уточненную налоговую декларацию (расчет), а также доплатить налог и пени;
  • исправить ошибки, в том числе представить скорректированную бухгалтерскую отчетность до ее утверждения.

http://www.buhonline.ru/pub/news/2016/4/10974

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета

В Госдуме на рассмотрении находится законопроект № 890123-6 “О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”. Цель нового закона – усилить ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности. Что ждет нарушителей, если законопроект будет принят?

Какие нарушения правил ведения бухучета считаются грубыми

Сейчас статья 15.11 Кодекса об административных правонарушениях относит к грубым нарушениям правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности:

  1. занижение сумм начисленных налогов и сборов из-за искажения данных бухгалтерского учета на 10% и более,
  2. искажение любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности на 10% и более.

Рассматриваемый законопроект дополняет этот список новыми действиями, которые дают основание считать нарушение требований к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности грубым. К ним относится:

  1. искажение данных бухгалтерского учета, которое повлекло занижение сумм начисленных налогов и сборов на 10% и более,
  2. искажение любого “денежного” показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности на 10% и более,
  3. регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни или мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

Напомним, мнимый объект бухгалтерского учета – несуществующий объект, который отражен в бухгалтерском учете лишь для вида. К мнимым также относятся неосуществленные расходы, несуществующие обязательства и не имевшие места факты хозяйственной жизни. Под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта, в том числе притворные сделки.

  1. ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета,
  2. составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета,
  3. отсутствие у компании первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности или аудиторского заключения об отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Насколько ужесточится ответственность

Сейчас для должностных лиц, которые допустили грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета, статья 15.11 КоАП предусматривает административный штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.

Рассматриваемый законопроект увеличивает эту сумму до 5 – 10 тысяч рублей. Если же правонарушение будет совершено повторно, штраф составит 10 – 20 тысяч рублей, а правонарушителя могут дисквалифицировать на срок от 1 до 3 лет. Последняя мера звучит внушительно, однако механизм ее реализации на практике как минимум требует дополнительных разъяснений.

В течение какого срока могут взыскать штраф

Новый законопроект не меняет сроки, в течение которых налоговые инспекторы могут привлечь к ответственности за грубые нарушения в ведении учета и отчетности. Напомним: если ошибка привела к искажению бухгалтерской отчетности, то штраф могут выписать в течение всего трех месяцев – об этом говорится в статье 4.5 КоАП РФ. А вот если в результате была неправильно начислена сумма налога, бухгалтера могут оштрафовать в течение года с даты подачи налоговой декларации (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Административный штраф налоговики могут взыскать только через суд.

Как законно избежать штрафов

Должностные лица, совершившие перечисленные выше нарушения бухгалтерского учета, могут быть освобождены от административной ответственности на законных основаниях. Для этого нужно заметить ошибку раньше, чем ее обнаружат проверяющие, и исправить ее в установленном законодательством порядке – так, как это диктует ПБУ 22/2010.

Если ошибка обнаружена до сдачи отчетности, исправлять ее нужно текущей датой, а если отчетность уже сдана, то декабрем. При этом придется представить уточненную налоговую декларацию или расчет налога. Если ошибка привела к недоимке, то на основании уточненной декларации нужно перечислить неуплаченную сумму налогов и сборов, посчитать и уплатить пени. В противном случае достаточно внести исправления в данные бухгалтерского учета.

Поскольку законопроект уже передан правительством в Госдуму, шанс, что он будет принят, достаточно высок. А значит, предпринимателям нужно готовиться к тому, что придется уделять повышенное внимание организации бухучета в компаниях.

По вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, формирования и сдачи отчетности в ИФНС, внебюджетные фонды и органы статистики, восстановления бухгалтерского учета и бухгалтерского сопровождения, обращайтесь к нам:

Консалтинговая компания «ФИНАНСЫ и ПРАВО» сайт: ВАШ БУХГАЛТЕР
E-mail: ВАШ БУХГАЛТЕР

Телефон: +7 929 509 1448
Факс: +7 495 943 1448

http://xn—-8sbciheb9blc3bwef4a.xn--p1ai/narushenie-pravil-vedeniya-buxgalterskogo-ucheta/

Литература

  1. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
  2. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.
  3. Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.
  4. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях