WordPress

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности - картинка 1
Полезная информация на тему: "Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности"с комментариями спецалистов.

Статья 18. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

Информация об изменениях:

Статья 18 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ)

Статья 18. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — государственный информационный ресурс) — совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

2. Государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей.

4. От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

1) организации бюджетной сферы;

2) Центральный банк Российской Федерации;

3) религиозные организации;

4) организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;

5) организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Обязательный экземпляр отчетности за 2019 г. представляется в срок, установленный частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, субъектами малого предпринимательства на бумажном носителе или в виде электронного документа; иными экономическими субъектами в виде электронного документа

6. Центральный банк Российской Федерации обеспечивает передачу федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений в электронном виде, содержащих годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций, представленную в Центральный банк Российской Федерации, а также аудиторские заключения о ней в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, по форматам, в порядке и сроки, которые определяются соглашением между Центральным банком Российской Федерации и указанным федеральным органом исполнительной власти.

7. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется организациями, указанными в пунктах 5 и 6 части 4 настоящей статьи, в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации в срок, установленный частью 5 настоящей статьи для представления обязательного экземпляра отчетности.

8. Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

9. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе.

10. За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, взимается плата, если иное не установлено настоящей статьей. Случаи, размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. Предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, государственным органам, органам местного самоуправления, Центральному банку Российской Федерации осуществляется без взимания платы.

http://base.garant.ru/70103036/a573badcfa856325a7f6c5597efaaedf/

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

gosudarstvennyy_informacionnyy_resurs_buhgalterskoy_finansovoy_otchetnosti.jpg

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности - картинка 3

Похожие публикации

В России будет создан новый единый сервис – Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Его необходимость обозначена в законе от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ, которым полностью изменена статья 18 закона о бухучете от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ:

создается новый информационный ресурс, на котором будут собираться данные из бухгалтерских отчетов всех зарегистрированных в России субъектов хозяйствования (за некоторыми исключениями);

любой человек или организация могут получить доступ к сведениям из единой базы данных, но эта опция станет платной (правом на бесплатный доступ наделяется ЦБ РФ и органы местного самоуправления);

роль администратора нового ресурса отводится налоговой службе;

отменяется обязанность по сдаче финансовой отчетности в Росстат, достаточно будет направлять отчеты в ФНС (норма вводится с января 2020 года).

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

В новом информационном ресурсе будут собираться сведения из отчетности экономических субъектов, обязанных представлять отчетные данные в контролирующие органы. Если предприятие относится к категории лиц, которые должны ежегодно проводить аудит отчетности, выданное аудитором заключение должно находиться в единой базе данных вместе с итоговой отчетностью.

Освобождены от обязанности представлять экземпляр финансовой отчетности для ее внесения в инфоресурс следующие категории субъектов хозяйствования:

учреждения, относящиеся к государственному сектору экономики;

организации, которые отчитываются Банку России;

компании, финансовая отчетность которых содержит отнесенные к государственной тайне данные.

Расширять этот список исключений может только Правительство РФ. Остальные субъекты хозяйствования обязаны ежегодно представлять в ИФНС один экземпляр отчетной документации. Требование по внесению данных в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности распространяется только на годовые формы отчетов, промежуточные данные в базу не вносятся.

Отчетность в ИФНС должна быть направлена в электронном формате через ТКС. Посредником в операциях доставки отчетов от субъекта предпринимательства в контролирующий орган выступает оператор электронного документооборота. Им может стать только российская организация, соответствующая определенным законодательным требованиям.

Срок подачи финансовых документов прежний: он равен 3 месяцам после окончания отчетного периода (года). На бумажных носителях отчеты могут представляться субъектами малого предпринимательства, но они вправе подавать документы и в электронном виде. При использовании системы электронного документооборота субъекту хозяйствования необходимо оформить цифровую подпись.

Начиная с 2020 года, аудиторское заключение в электронном формате вносится в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности одновременно с проверенными и описанными в нем отчетами. Если экспертные выводы к моменту подачи отчетности не готовы, они могут быть переданы позже – в 10-тидневный срок со дня составления и подписания аудиторского заключения, но дата представления документа не может быть позже 31 декабря в году подачи отчетности. Например, отчетность за 2019 год подана с соблюдением сроков в конце марта 2020 года, аудиторское заключение на этот момент не было готово. Его надо сдать в течение 10 дней с даты подписания, но не позже 31 декабря 2020 года.

Компании, которые отчитываются перед Центральным Банком (например, кредитные организации), не обязаны представлять отдельный экземпляр отчетности в ФНС, за них это делает ЦБ РФ. Срок передачи электронных данных о годовой отчетности Банком России в ФНС оговаривается соглашением, которое подписывается между этими контролирующими органами.

http://spmag.ru/articles/gosudarstvennyy-informacionnyy-resurs-buhgalterskoy-finansovoy-otchetnosti

ГИР БО: новые правила сдачи отчетности

ГИР БО — это государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности. С 2020 года его будет вести ФНС. В ресурс будет попадать бухотчетность почти всех организаций, за исключением организаций:

  • госсектора;
  • отчитывающихся в ЦБ РФ и самого Центробанка;
  • религиозных;
  • бухотчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне;
  • в некоторых случаях, установленных Правительством РФ. Например, это организации, находящиеся под иностранными санкциями (постановление от 22.01.2020 № 35).

ВАЖНО! Организации, отчетность которых не попадает в ГИР БО, должны сдавать ее в статистику и в ИФНС (ч. 7 ст. 18 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, подп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Срок — не позднее 31 марта.

Что за информация будет содержаться в ГИР БО

В ГИР БО будет размещаться следующая информация:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций;
  • пояснения к ней;
  • аудиторские заключения, в случае если отчетность подлежит обязательному аудиту;
  • отчетность организаций, поднадзорных Банку России.

В ресурс включат отчетность за 2019 и последующие годы. Для получения информации об отчетности за 2018 год и ранее необходимо обращаться в Росстат.

В какие сроки нужно представлять отчетность

Сроки представления в ГИР БО:

  • обязательного экземпляра бухотчетности — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;
  • аудиторского заключения (когда аудит обязателен) — вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом;
  • скорректированной отчетности — не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения самого исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для ООО — это 10 рабочих дней после 30 апреля, для АО — 10 рабочих дней после 30 июня.

Сдавать отчетность будем только в ФНС (сдача в Росстат отменяется) и только в электронном виде. Исключение сделано для СМП, которые в 2020 году могут сдавать отчетность как в электронном виде, так и на бумаге.

Чем подтвердить прием отчетности

В общем случае отчетность является поступившей в ГИР БО, если организация получила квитанцию о приеме и извещение о вводе.

Но даже если налоговая прислала уведомление об уточнении, переживать не стоит. И в этом случае отчетность считается принятой. А уведомление об уточнении носит рекомендательный характер, и организация вправе самостоятельно решать, представлять скорректированную отчетность или нет. На это указала ФНС в письме от 18.02.2020 № ВД-4-1/[email protected]

Когда отчетность действительно могут не принять

Основаниями для отказа в приеме отчетности в ресурс являются (письмо ФНС от 18.02.2020 № ВД-4-1/[email protected]):

  • несоблюдение формата;
  • отсутствие УКЭП или несоответствие данных владельца сертификата ключа проверки подписи данным в отчетности;
  • отправка отчетности не в тот налоговый орган.

Доступ к сведениям ГИР БО

В мае 2020 года для всех пользователей станет доступен интернет-сервис ГИР БО, позволяющий бесплатно получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации. Также будет возможность получить экземпляр отчетности, подписанный электронной подписью ФНС.

Кстати, на интернет-портале ГИР БО будет организована обратная связь. Если вы не обнаружите в ресурсе свою отчетность или выявите в ней ошибку, можно будет подать соответствующее электронное обращение. Налоговики его рассмотрят, и если представленная отчетность действительно отличается от размещенной в ГИР БО, то оперативно ликвидируют расхождения.

Для тех, кому отчетность нужна для масштабной аналитики, будет платное абонентское обслуживание стоимостью 200 тыс. руб. в год. За эти деньги абонент получит доступ к ежемесячно обновляемой полной базе бухотчетности в том формате, в котором она поступает в ФНС.

Подробную информацию о работе ГИР БО вы найдете на сайте ФНС.

Сдают или нет уточненный баланс, узнайте из этой статьи.

http://nalog-nalog.ru/buhgalterskaya_otchetnost/gir-bo-novye-pravila-sdachi-otchetnosti/

Детали. Как получать сведения из ГИРБО?

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная налоговая служба рассказали о доступе к государственному информационному ресурсу бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО).

Суть вопроса

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, с 1 января 2020 года ФНС России начала формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО). С этой же даты Росстат прекратил осуществлять эти полномочия по формированию и ведению ГИРБО.

Что такое ГИРБО?

ГИРБО — это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней (в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту).

Что в себя включает ГИРБО?

В ГИРБО будет включаться годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций за 2019 г. и последующие отчетные периоды, в том числе годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитных и некредитных финансовых организаций, представляемая в Банк России.

А как получить доступ к отчетности 2014 — 2018 гг.?

Доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 — 2018 гг. (при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном Росстатом до 1 января 2020 г.) будет осуществляться Росстатом.

Понятно. А что еще включает ГИРБО?

ГИРБО также будет включать аудиторские заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций за 2019 г. и последующие отчетные периоды (в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту).

Ого! А как же узнать, что подлежит обязательному аудтиту?!

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности приведен в информационных целях на официальном Интернет-сайте Минфина России по адресу .

Хорошо, а что не включается в ГИРБО?

В ГИРБО не включается бухгалтерская (финансовая) отчетность: организаций бюджетной сферы; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 N 35. Кроме этого, в ГИРБО не включается последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизованных и ликвидируемых юридических лиц.

Как мне, бизнесмену, получить данные из ГИРБО?

Государственные органы и организации могут получить доступ к информации, содержащейся в ГИРБО:

1) с использованием Интернет-сервиса, размещенного на официальном Интернет-сайте ФНС России по адресу .

2) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия версии 3 (далее — СМЭВ 3).

[3]

Но у меня не получилось добыть информацию через сайт bo.nalog.ru.

Дело в том, что доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, с использованием Интернет-сервиса будет возможен с мая 2020 г., а с использованием СМЭВ 3 — с апреля 2020 г.

Жаль, нельзя пока протестировать сайт. Расскажите, что там будет?

Интернет-сервис обеспечивает возможность получения информации, содержащейся в ГИРБО, о конкретной организации по одному из следующих идентифицирующих признаков: полное или сокращенное наименование организации, ОГРН организации, ИНН организации, вид деятельности организации (ОКВЭД2), отчетный период.

В этом случае все заинтересованные пользователи, включая государственные органы, имеют возможность получать следующую информацию о конкретной организации:

годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в составе бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, пояснений к годовому бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (в отношении некоммерческой организации — бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств, пояснений к годовому бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.

аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту).

В зависимости от характера запроса информация о конкретной организации может быть получена единым пакетом или отдельно по каждому из перечисленных видов информации (в том числе по отдельным отчетам).

Что включает в себя годовая бухгалтерская отчетность?

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации в составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств помимо пояснений к ним с учетом существенности информации о доходах и расходах, движении денежных средств может включать отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств.

И каким образом получить информацию?

Информация может быть получена путем:

— вывода на экран монитора рабочего места получателя информации;

— скачивания получателем информации в форме текстового документа или электронных таблиц;

— скачивания в электронной форме с электронной подписью налогового органа.

http://zen.yandex.ru/media/id/5da640a197b5d400b337b77a/detali-kak-poluchat-svedeniia-iz-girbo-5e68e6bfca551a68df04ff1b

Изменения в порядке предоставления бухгалтерской отчетности: проект жестких кар

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности - картинка 4

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Государственный информационный ресурс формируется и ведется ФНС.

В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по своему месту нахождения.

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней утверждаются ФНС.

В соответствии с Законопроектом «О внесении изменений в КОАП в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс (вступает в силу с 1.01.2021 г.), подготовленным Правительством РФ, планируется главу 15 КОАП дополнить статьей 15.111.

Виды нарушения

— Несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, а равно представление указанной отчетности в неполном составе

На должностных лиц в размере от 50 000,0 до 70 000,0 рублей, на юридических лиц – от 100 000,0 до 200 000,0 рублей

— Несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, а равно представление указанной отчетности в неполном составе

[1]

На должностных лиц в размере от 80 000,0 до 100 000,0 рублей, на юридических лиц – от 300 000,0 до 500 000,0 рублей

— Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно

На должностных лиц в размере от 80 000,0 до 100 000,0 рублей, на юридических лиц – от 200 000,0 до 300 000,0 рублей

— Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная бухгалтерская (финансовая) отчетность

На должностных лиц в размере от 100 000,0 до 200 000,0 рублей, на юридических лиц – от 500 000,0 до 700 000,0 рублей

Примечание:

Под несвоевременным представлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, понимается представление указанной отчетности, аудиторского заключения с нарушением сроков, установленных частью 5 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В процессе общественного обсуждения законопроекта, некоторые эксперты и ведомства, например, Минэкономразвития РФ, высказались за более четкое и аргументированное обоснование Правительством РФ планируемых мер ответственности.

В настоящее время, предусмотрена ответственность по статье 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности (с 10 апреля 2016 г.), в соответствии с которой должностному лицу грозит штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Кроме того, существует ответственность за повторное нарушение. Таковым является нарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за однородное административное правонарушение (п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ). Речь идет о периоде, когда прежде вынесенное постановление о назначении административного наказания вступило в силу, но со дня окончания исполнения данного постановления не истек год (ст.4.6 КоАП РФ).

За повторное грубое нарушение правил бухучета установлен штраф в двойном размере – от 10 000 до 20 000 рублей. При этом, в качестве альтернативы штрафу предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет.

Напомним, дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Такой вид наказания назначается судьей (ч.1 ст.3.11 КоАП РФ).

Таким образом, дисквалификация применима только к руководителю организации, как лицу, осуществляющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (ч.3 ст.3.11 КоАП РФ). Иными словами, за повторное грубое нарушение правил бухучета руководитель организации, сам того не ожидая, может лишиться должности.

Расширенный состав грубых нарушений правил бухучета

Перечень деяний, которые образуют состав правонарушения по статье 15.11 КоАП РФ, с 10.04.2016 г. значительно расширен.

Грубыми нарушениями требований к бухучету считаются:

– занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;

– искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

– регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;

– ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;

– составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;

– отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о ней (в случае, если аудит обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Отсутствие аудиторского заключения

Обращаем особое внимание на то, что наказание предусмотрено в том числе и за отсутствие у организации аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности (в случае, если аудит является обязательным) в течение установленного срока его хранения. Такой срок согласно статье 29 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» составляет не менее 5 лет после отчетного года.

Напомним, перечень случаев проведения обязательного аудита установлен в статье 5 Закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, аудит бухгалтерской отчетности должен быть проведен:

– в организациях, чья выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов на конец предшествующего года составляет более 60 млн рублей;

[2]

– во всех акционерных обществах, в том числе непубличных (ранее именовавшихся ЗАО), независимо от финансовых показателей;

– в иных установленных случаях (случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2018 год приведен на сайте Минфина РФ).

Таким образом, если в течение предусмотренных 5 лет хранения аудиторского заключения (в случае обязательного аудита) выяснится, что оно отсутствует, возможна ответственность по статье 15.11 КоАП РФ – вплоть до дисквалификации руководителя.

Протоколы за нарушения, предусмотренные данной нормой, уполномочены составлять должностные лица налоговых органов (ст.28.3 КоАП РФ). То есть, выявить отсутствие аудиторского заключения (как и любое другое грубое нарушение требований бухучета) могут налоговики во время выездной налоговой проверки или по требованию. А какое за это последует наказание, решит суд.

Таким образом, в связи с усилением ответственности в сфере бухучета, , мало у кого из руководителей организаций, планирующих и далее активно заниматься деятельностью в должности руководителя, возникнет желание сэкономить на проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

Отсутствие права на упрощение бухгалтерского учета

В связи с ужесточением наказания за грубые нарушения требований бухучета следует напомнить и об изменениях в части возможности применения упрощенных способов его ведения, в том числе составления отчетности в упрощенном порядке.

Так, вести бухучет упрощенным способом (в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность) вправе организации, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

– субъекты малого предпринимательства (СМП);

– организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

При этом, с 16 ноября 2014 года указанная норма действует в редакции Закона от 4 ноября 2014 года N 344-ФЗ. Согласно внесенным изменениям упрощать бухучет и отчетность данные организации вправе, если они не перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. А именно, если они не подлежат обязательному аудиту, не являются жилищными или жилищно-строительными кооперативами, микрофинансовыми организациями и т.д.

Таким образом, если организация относится к СМП*, но, к примеру, подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права на упрощения она не имеет.

* К субъектам малого предпринимательства относятся организации, которые соответствуют критериям, установленным статьей 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Напомним, с 1 августа 2016 года поменялись 2 таких критерия: вместо средней численности используется показатель среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, вместо выручки от реализации используется показатель дохода, полученного за предшествующий календарный год. При этом предельные значения показателей для малых предприятий остались прежними: по численности – 100 человек, по доходам – 800 млн рублей. Кроме того, с 1 августа 2016 года на сайте ФНС введен в действие Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. ФНС формирует его самостоятельно на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и информации от других госорганов и уполномоченных организаций.

Напомним, упрощение способов ведения бухучета и составления отчетности заключается, в том числе в неприменении положений ряда ПБУ. Например, малые предприятия могут:

– не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на оплату отпусков, выплату годовых вознаграждений, гарантийный ремонт и т.д.) (п.3 ПБУ 8/2010);

– не отражать разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью, постоянные (отложенные) налоговые активы и обязательства (п.2 ПБУ 18/02);

– не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п.3.1 ПБУ 16/02);

– использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п.12 ПБУ 9/99, п.18 ПБУ 10/99);

– проценты по любым займам учитывать, как прочие расходы (п.7 ПБУ 15/2008);

– не переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения (п.19 ПБУ 19/02);

– любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные без ретроспективного пересчета (п.9 ПБУ 22/2010) и т.д.

В ПБУ, которые предусматривали способы упрощения учета для малых предприятий, также были внесены поправки. Приказом Минфина от 6 апреля 2015 года N 57н их положения привели в соответствие с нормами Закона № 402-ФЗ.

Аудиторская проверка как способ минимизации рисков привлечения к ответственности

Таким образом, чтобы максимально исключить ответственность должностных лиц организации (вплоть до дисквалификации руководителя) за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской отчетности, руководителям организаций целесообразно рассмотреть вопрос о сотрудничестве с аудиторскими компаниями, имеющими безупречную репутацию и высококвалифицированных специалистов. Конечно, привлечение аудиторской компании – это не полная гарантия исключения административной ответственности руководителей. Но в любом случае, это поможет своевременному выявлению и устранению ошибок в бухгалтерском (налоговом) учете и при составлении бухгалтерской отчетности, а также для осуществления превентивных мероприятий по минимизации (оптимизации) рисков правонарушений в области бухгалтерского и налогового учета.

http://www.audit-it.ru/cblogs/pomoshnik-audex/992325.html

Что такое ГИР БО ФНС России как официальный ресурс бухотчетности

С 2020 года в России создан официальный государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Сокращённо – ГИР БО. Из этой статьи вы узнаете, что он из себя представляет, какие сведения включает, кто его ведёт и как получить к нему доступ.

Изменения в законодательстве

С 2020 года представление организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности было изменёно двумя Федеральными законами от 28 ноября 2018 года:

  • № 444-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • № 447-ФЗ «О внесении изменений в ст. 23 части первой Налогового кодекса России».
  • снизить административное бремя, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по сдаче своей бухгалтерской отчетности в госорганы – налоговую инспекцию и территориальный орган Росстата;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к бухотчетности.

Понятие

ГИР БО – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

Иначе говоря, это общедоступная база данных годовой бухгалтерской отчетности организаций, раскрывающая текущие тренды их финансового состояния.

Кто ведёт ГИР БО

С 2020 года функции по формированию и ведению единого государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности возложены на ФНС России.

Куда и как сдавать бухотчётность с 2020 года

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с бухотчета за 2019 год сдают только в налоговый орган по месту нахождения организации. Тем самым, представлять её в территориальный орган статистики больше не нужно: эта обязанность отменена.

Порядок представления бухотчетности в ГИР БО утвержден приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569.

Напомним, что обязательный экземпляр бухотчетности нужно сдать не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода.

С 1 января 2020 года ФНС России начала, а Росстат прекратил исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности. В частности, Росстат прекратил собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Подробные официальные разъяснения по новым правилам для бухотчетности Минфин России дал в своём информационном сообщении от 13.12.2018 № ИС-учет-12 .

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности - картинка 6

Закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ конкретизировал положения о порядке и сроках исправления ошибок в представленной бухгалтерской отчетности. Так, её можно сдать не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения самого исправления либо за днем утверждения годовой отчетности. То есть срок представления скорректированной отчетности:

  • для ООО – 10 рабочих дней после 30 апреля;
  • для акционерных обществ – 10 рабочих дней после 30 июня.

А изменения, вносимые после утверждения отчетности, необходимо учесть в бухгалтерской (финансовой) отчетности следующего периода.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности - картинка 7

Состав ресурса

В ГИР БО – это совокупность следующей размещённой здесь информации:

  1. Бухгалтерская отчетность организаций, обязанных её составлять.
  2. Пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчётности.
  3. Аудиторские заключения о ней, если бухотчетность подлежит обязательному аудиту.
  4. Отчетность организаций, поднадзорных Банку России.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности - картинка 7

  • в виде электронного документа вместе с отчетностью;
  • в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, идущего за отчетным годом.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности - картинка 10

С 2020 года в ГИР БО не включают бухгалтерскую отчетность:

  • организаций госсектора;
  • Банка России;
  • религиозных организаций;
  • организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит гостайну;
  • организаций в случаях, установленных Правительством РФ (ранее – только организаций госсектора и ЦБ РФ).

Кроме этого, с 2020 года в ГИР БО не включают последнюю бухгалтерскую отчетность реорганизованных и ликвидируемых юрлиц, хотя ранее она подлежала включению в реестр.

Доступ к ГИР БО: сроки

Первой отчетностью, включенной в ресурс ФНС России, станет годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 год. В связи с этим Налоговая служба не будет предоставлять доступ к бухотчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2019. За ними (за 2014 – 2018 гг.) заинтересованным лицам нужно по-прежнему обращаться в Росстат. При условии наличия отчётности в информационном ресурсе, сформированном до 1 января 2020 года.[/stextbox]

Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного ч. 1 ст. 29 ФЗ «О бухучете». То есть – не менее 5 лет после отчетного года.

Проще говоря, доступ к годовой бухотчетности организаций за 2014 – 2018 годы Росстат будет обеспечивать до окончания 2023 года.

Плата за доступ к ГИР БО

С мая 2020 года запросить бухотчетность контрагентов можно с помощью специального интернет-ресурса на сайте ФНС:

  • бесплатно – получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации;
  • за плату – получить экземпляр отчетности, подписанный электронной подписью ФНС России.

Для получения всего массива информации заинтересованным пользователям доступно платное абонентское обслуживание. Как правило, это нужно:

  • компаниям, использующим бухгалтерскую (финансовую) отчетность для масштабной аналитики;
  • тем, кому нужен сразу весь массив данных.

Самый легкий способ получить абонентское обслуживание – заполнить запрос на сайте ФНС России в разделе интернет-сервиса ГИР БО. Также можно обратиться с запросом в ИФНС по месту нахождения или МФЦ.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 811 «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности», сумма платы составляет 200 000 рублей за годовое обслуживание 1 рабочего места (т. е. одного компьютера).

http://buhguru.com/otchetnost/chto-takoe-girbo-razyas-minfina.html

Литература

  1. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.
  2. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.
  3. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
  4. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях