WordPress

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий - картинка 1
Полезная информация на тему: "Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий"с комментариями спецалистов.

Предоставление отпуска ветеранам боевых действий в любое время

Отпуск полагается всем гражданам, заключившим трудовой договор. Правительство предусмотрело ряд льгот, касающихся отдыха тех, кто защищал честь страны и участвовал в боях. Нарушение особого порядка оформления отпуска может повлечь проведение проверки в организации и наложение штрафа.

Особенности отпуска для участников боевых действий

Предоставление отпуска участвовавшим в боях военнослужащим, получившим статус ветерана, имеет некоторые отличия от остальных трудоустроенных. Государство предусмотрело для них особые условия, касающиеся порядка использования отдыха, его длительности. В некоторых случаях к их основным каникулам добавляются и дополнительные дни.

Кому полагается

Перерыв на отдых на льготных условиях гарантирован тем, кто имеет подтвержденный статус участвовавшего в боевых действий. Категории лиц, которым положены эти привелегии, закреплены в статье 3 Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, ими являются военные:

  • Проводившие разминирование по приказу правительства с 10.05.45 г. по 31.12.57 г. (включая отставных).
  • Направленные в состав автобатов во время проведения боевых мероприятий на территории Афганистана и перевозившие грузы, а также летный состав, задействованный в этой операции.
  • Обслуживающие бойцы, задействованные во время ведения боев в иных странах, получившие контузии или травмы, а также имеющие награды нашей страны.
  • Отработавшие контрактные обязательства или отозванные по важным обстоятельствам, выполнявшие свои обязанности в Сирии с 30.09.15 г., либо Афганистане с конца 1979 г. до наступления 1990 г.
  • ОВД, госбезопасности, Минобороны, национальной гвардии, уголовно-исполнительной структуры, отправленные для несения боевой службы в чужие страны, либо задействованные в боях в границах нашего государства (включая отставных).

Законодательные основы

Порядок предоставления льгот и гарантий для участников боев, касающихся оформления отпусков, перечислены в нескольких нормативных актах. Основные документы, регламентирующие отдых ветеранов:

Правила предоставления отпуска

Порядок оформления отпуска для имеющих статус ветерана зависит от того, является ли сотрудник военнослужащим или работником гражданской организации. Также отличаются правила предоставления каникул в зависимости от вида отдыха.

Предоставление удостоверения, подтверждающего статус, обязательно для всех видов отпусков.

Основного

За любым работником организации закреплено право на ежегодный отдых для восстановления сил. В общем порядке, на основании статьи 115 ТК, его длительность равняется 28 дням (хотя компания может увеличить срок). В продолжительность включаются выходные, но не праздничные дни. Для военнослужащих, согласно статье 29 Указа от 16.09.1999 г. № 1237, отпуск составляет от 30 суток и увеличивается в зависимости от стажа и условий.

На основании статьи 122 ТК, право на использование основного вида отдыха впервые возникает спустя полгода от времени приема в компанию. Последующие отпуска даются согласно графику, установленному администрацией фирмы (статья 123 ТК). Однако чтобы получить основной отдых работнику, являющемуся участником боевых ситуаций, не требуется согласие работодателя.

На основании п. 1 (пп. 11) и п. 2 (пп. 4) статьи 16 Закона № 5-ФЗ от 12.01.95 г., данная категория сотрудников вправе воспользоваться основным временем отдыха в подходящий для них период. После подачи заявления работодателем оформляется приказ, и производится начисление отпускных.

Дополнительного

Согласно статье 11 (п. 5.1.) Закона № 76-ФЗ от 27.05.98 г., ветеранам боевых действий полагается ежегодный отдых дополнительно к основному. Длительность дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 15 суток.

На данную льготу имеют право только военнослужащие.

Использование дополнительного отпуска ветеранам, уволенным с военной службы, невозможно. Гражданская организация не обязана оформлять такой вид отпуска по заявлению трудящегося, даже если он является участником боевых действий. Для предоставления дополнительных каникул потребуется подать рапорт на имя начальника учреждения.

Льготного

Льготы ветеранов, касающиеся отпуска, представлены в виде отсутствия необходимости согласовывать желаемое время каникул с компанией, возможности оформить неоплачиваемое время. Также данная категория работников имеет право на дополнительный отдых, если они продолжают свою службу.

Неоплачиваемого

Перерыв от работы без сохранения заработной платы или неоплачиваемый отпуск можно оформить при наличии уважительной причины. В общем порядке, в соответствии со статьей 128 ТК, чтобы получить право на использование такого отдыха, необходимо, чтобы работодатель дал на это свое согласие.

На основании пп. 11 п. 1 и пп. 4 п. 2 статьи 16 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г., работающие граждане из числа имеющих статус ветерана боевых действий, имеют возможность оформить отпуск по личным причинам без оплаты в удобное для них время.

При этом длительность такого перерыва может составлять до 35 суток в году. Измеряются они в календарном виде, т.е. в продолжительность входят выходные и праздники.

Порядок предоставления

Для того чтобы получить любой из отпусков, гарантированных законодательством для участника боевых действий, необходимо подать заявление на имя руководителя учреждения.

В случае если ветеран является военнослужащим в данный момент, вместо этого документа используется рапорт.

Форма бланков не установлена нормативными документами, поэтому необходимо придерживаться общего порядка оформления документации, указав при этом требующиеся сведения. Текст заявления должен содержать следующую информацию:

  • Должность и ФИО директора компании.
  • Аналогичные данные работника.
  • Слово «заявление».
  • Просьбу о предоставлении отдыха с указанием его вида.
  • Ссылка на нормативный документ, в соответствии с которым данные каникулы положены (в случае оформления дополнительного, административного отпуска, либо использования основного вне графика).
  • Длительность периода, даты его начала и окончания.
  • Информация о прилагаемом удостоверении ветерана.
  • Дата написания и подпись работника.

К документу необходимо приложить копию удостоверения участника боевых действий. На основании заявления или рапорта оформляется приказ и производится выплата отпускных (за исключением случая предоставления перерыва без сохранения заработка).

Как составить рапорт

Рапорт является аналогом заявления, он подается имеющими статус ветерана боевых действий, в данный момент состоящими на военной службе. Текст документа должен включать в себя:

  1. Слово «командиру», а также ФИО и звание указанного лица.
  2. Данные заявителя.
  3. Слово «рапорт».
  4. Указание разновидности отпуска, а также основания его оформления.
  5. Сумму дней отдыха, указанную прописью.
  6. Период каникул.
  7. Территориальное указание места проведения отпуска.
  8. Данные о прилагаемом удостоверении ветерана.
  9. Дату и подпись военнослужащего.

Правила расчета

Порядок расчета отпуска ветеранам боевых действий не отличается от аналогичного для остальных категорий трудоустроенных. Для определения суммы к выплате в первую очередь следует определить расчетный период. В общем случае он равен 12 прошедшим месяцам. Но если работник находился в одном из следующих состояний, дни следует исключить из подсчета:

  • Болезнь.
  • Забастовка, а также простой.
  • Присмотр за ребенком со статусом инвалида.
  • Время отсутствия, когда за сотрудником сохранялся полный или частичный заработок, либо неоплачиваемый отдых.

После этого требуется определить размер заработной платы, выплаченной за указанный период. В сумму не включаются отпускные, командировочные, материальная помощь. Полученный итог заработка используется для установления среднесуточной оплаты. Для этого сумму следует делить на 12 и на 29,3 (либо на количество отработанных дней, если отработан не весь период).

Полученную среднедневную цифру необходимо умножить на количество дней отпуска. Выплата денежной компенсации производится не позднее 3 суток до наступления каникул (статья 136 ТК).

Для участников боевых операций предусмотрена возможность использования отдыха вне зависимости от графика отпусков. Также им гарантировано право использовать неоплачиваемый отпуск для решения личных проблем, либо оформить дополнительные каникулы, если они сохраняют статус военнослужащих.

http://truddogovor.ru/otpusk-veteranam-boevyx-dejstvij/

Оформляется ли дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий - картинка 2В этой небольшой статье расскажу про дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий.

Из статьи вы узнаете, положен ли ветеранам боевых действий дополнительный отпуск.

Нередки случаи, когда в кадровую службу предприятия приходит работник, предоставляет удостоверение ветерана боевых действий и, при этом, просит предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск 15 календарных дней на том основании, что он является ветераном боевых действий.

Законно ли указанное требование работника? Итак, давайте разбираться.

В соответствии со ст. 116 Трудового Кодекса РФ

ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 2 указанного Федерального закона

прохождение военной службы осуществляется гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту), граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

На основании п.п. 1,2 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту), сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

На основании п. 1 ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих»

для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Из указанного следует, что Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет обязанности военнослужащего по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации как неотъемлемую часть его правового статуса.

При этом, социальные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим именно в связи с особым характером возложенных на них обязанностей.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О ветеранах»

К ветеранам боевых действий относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;

7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

В соответствии с п.5.1 статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих»

военнослужащим — ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток.

Анализируя указанное положение ФЗ «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с положениями ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», приходим к выводу, что право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий может возникнуть исключительно у военнослужащего , имеющего статус ветерана боевых действий.

Так, к примеру, ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не предусматривает военной службы в коммерческой структуре.

Действующее законодательство РФ также не содержит каких – либо иных положений, в соответствии с которыми устанавливается прохождение военной службы в коммерческой структуре.

[2]

В связи с указанным, работник, имеющий статус ветерана боевых действий, в рассматриваемом случае не является военнослужащим и, поэтому, не имеет права на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий.

То есть, предоставление дополнительного отпуска ветеранам боевых действий, предусмотренного п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в рассматриваемом случае будет необоснованным и неправомерным.

Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что в качестве получателей гарантии реализации права на оплачиваемый дополнительный отпуск ветеранам боевых действий в Федеральном Законе «О статусе военнослужащих» указаны только военнослужащие .

Расширительное толкование п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» недопустимо.

Поскольку в п. 5.1 ст. 11 ФЗ «О статусе военнослужащих» речь идет именно о военнослужащих — ветеранах боевых действий, нельзя самовольно распространять действие данной нормы на лиц, уволенных с военной службы (поскольку в силу п. 2 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы),

Помимо этого, норма, предоставляющая военнослужащим право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий, указана непосредственно в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая, исходя из своего названия, регулирует служебное время и право на отдых именно военнослужащих.

Таким образом, по смыслу данной статьи закона её положения не могут распространяться на рабочее время работников-невоеннослужащих в рамках трудовых отношений.

Поэтому норма п. 5.1 ст. 11 ФЗ «О статусе военнослужащих» неприменима к лицам, уволенным с военной службы, и как следствие, обязанность работодателя предоставлять работникам — ветеранам боевых действий дополнительный отпуск законом не установлена.

Данная позиция находит свое подтверждение и в судебной практике (см. напр. решение Октябрьского районного суда г. Томска от 12 ноября 2010 г. по делу N 2-2087/2010, а также решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2011 г. по делу N 2-1291/11)

При этом, следует учитывать, что пп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», устанавливающий меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, содержит лишь право ветеранов на использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году .

Положений, устанавливающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» не содержит.

Учитывая изложенное, следует прийти к выводу, что требование работника, не являющегося военнослужащим, о предоставлении ему дополнительного оплачиваемого отпуска, как ветерану боевых действий, не основано на действующем законодательстве, в силу чего не подлежит удовлетворению работодателем.

На этом, позвольте данную статью завершить.

Надеюсь, вы получили исчерпывающий ответ на свои вопросы и теперь знаете, положен ли ветеранам боевых действий дополнительный отпуск.

http://evgeniyvolkov.ru/dopolnitelnyiy-oplachivaemyiy-otpusk-veteranam-boevyih-deystviy.html

Дополнительный отпуск 15 суток ветеранам боевых действий

Кто относится к военнослужащим — ветеранам боевых действий

Дополнительный отпуск военнослужащим — ветеранам боевых действий могут оформить подходящие под критерии ст. 3 закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (далее — закон № 5) лица, перечисленные ниже.

Направленные за границу и в РФ или СССР для участия в боевых действиях (далее — бд) с учетом перечня из разд. 3 приложения к закону № 5

Военнослужащие (в т. ч. в запасе и отставке), военнообязанные, призванные на военные сборы, работники, рядовые лица и начальство состава

Органы внутренних дел, госбезопасности, нацгвардия

Минобороны СССР и РФ, уголовно-исполнительная система

Участвующие в разминировании СССР и др. государств с 1945 (10.05) по 1951 (31.12) год, в т. ч. в боевом тралении вплоть до 31.12.1957

Военнослужащие (в т. ч. в запасе и отставке), рядовые лица и начальство

Органы внутренних дел, госбезопасности

Участники правительственных боевых заданий

Касательно бд в Афганистане

Вылетающие на бд

Отслужившие полный срок либо откомандированные ранее по уважительным основаниям с 1979 (декабрь) по 1989 (декабрь) год

Экипажи обслуживания воинских частей с ранениями, контузиями, увечьями либо получившие государственные награды

Касательно обслуживания воинских частей СССР или РФ за границей в периоды бд с учетом раздела 3 приложения к закону № 5

Получившие ранения, контузии, увечья либо государственные награды

Касательно специальных задач в Сирии с 30.09.2015

Отслужившие полный срок либо откомандированные ранее по уважительным основаниям

Дополнительный отпуск участнику боевых действий с сохранением оплаты

Право на дополнительный отпуск участнику боевых действий в количестве 15 суток с выплатой зарплаты гарантировано п. 5.1 ст. 11 закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (далее — закон № 76).

Ошибочно расширительно толковать нормы закона при оформлении 15 дней отпуска и не принимать во внимание отсутствие статуса военнослужащего (определения СК по гражданским делам ВС Республики Башкортостан от 29.01.2015 по делу № 33-1363/2015, Московского городского суда от 19.02.2018 по делу № 4г-1630/2018).

Верховный суд РФ разъясняет особенности получения отпуска в своем постановлении «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности. » от 29.05.2014 № 8 (далее — постановление № 8).

В частности, указывается, что норма действует исключительно для правоотношений с действующими военными лицами (п. 22 постановления № 8). Ими являются граждане, состоящие на военной службе по контракту или в рамках призыва (ст. 2 закона № 76). С момента ее завершения ветеран боевых действий (далее — ВБД) утрачивает право на получение отпуска, так как не является военнослужащим (п. 2 ст. 3 закона № 76).

У гражданского работодателя нет обязанности предоставлять ветерану боевых действий дополнительный отпуск. Исключение — только для обязанностей, предусмотренных коллективным договором или локальным нормативным актом.

Об иных основаниях предоставления работникам дополнительного отпуска с оплатой читайте в статье «Порядок предоставления отпусков по Трудовому кодексу».

Положен ли ветеранам боевых действий дополнительный отпуск вне очереди

Отдельным категориям сотрудников ежегодный отпуск предоставляется с учетом их желания оформить его в удобное для себя время (ст. 123 ТК РФ). Такое право может быть установлено ТК РФ и федеральными законами. Если в конкретном случае работник не подпадает под законные исключения и в организации нет профсоюза, работодатель сам устанавливает время ухода работника в ежегодный отпуск.

На вопрос, положен ли дополнительный отпуск ветеранам боевых действий вне очереди, отвечает ст. 16 закона № 5. ВБД предоставляется право использовать свой ежегодный отпуск, когда будет удобно ему. Верховный суд РФ подтвердил данную позицию в п. 22 постановления № 8.

Вывод! Таким образом, закон № 5 устанавливает право ветеранов боевых действий выбирать удобное время отпуска, распространяемое только на основные отпуска (апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской обл. 22.09.2015 по делу № 33-321/2015).

О форме заявления на предоставление отпуска вне очереди вы узнаете из наших статей «Можно ли написать заявление на отпуск вне графика?» и «Заявление на отпуск — образец 2018-2019 годов».

Как оформить предоставление дополнительного отпуска с оплатой

Оплачиваемый дополнительный отпуск ветеранам боевых действий предоставляется на основании его личного рапорта (заявления) на имя руководства. Подробнее об отказе руководства подписать такое заявление на отпуск мы писали в статье «Порядок действий, если не подписали заявление на отпуск».

В год увольнения 15 календарных дней отдыха предоставляются военнослужащему полностью (п. 22 постановления № 8).

Обратите внимание! Дополнительные 15 суток оплачиваемого отдыха не засчитываются в счет основного отпуска (п. 12 ст. 11 закона № 76). По желанию такой отпуск можно присоединить к основному. Либо оформить его отдельно.

Если контрактнику не предоставлялись основной и дополнительный отпуска в текущем году по болезни или иным исключительным основаниям, допускается их перенос на следующий год (апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда Санкт-Петербурга от 20.07.2017 по делу № 33а-415/2017).

Неоплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий

Право получить дополнительный неоплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий установлено п. 11 ст. 16 закона № 5. Оно является гарантией социальной поддержки со стороны государства всем ВБД, т. е. не зависит от наличия в момент оформления отпуска статуса военнослужащего. Возможно оформление без оплаты до 35 календарных дней отдыха.

По общему правилу предоставление отпуска без оплаты по заявлению любого сотрудника зависит от его обязательного согласования с начальством (абз. 1 ст. 128 ТК РФ). Но применительно к трудовым отношениям с ВБД оно не работает.

Отсутствие согласия о периоде отпуска между ВБД и работодателем не может быть основанием для отказа в предоставлении отпуска за свой счет до 35 дней при наличии личного заявления/рапорта (апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Северная Осетия от 06.10.2015 по делу № 33-1169/2015).

Об общих основаниях предоставления неоплачиваемых отгулов читайте в нашей статье «Отпуск без сохранения заработной платы по ТК РФ».

Дополнительный отпуск ВБД и работа по трудовому договору

Часто граждане с удостоверениями ветерана после службы устраиваются на обычную гражданскую работу. В этой ситуации их волнует возможность использования дополнительного отпуска ВБД длительностью 15 суток либо получения иных привилегий.

К сожалению, как указывалось выше, дополнительно оплачиваемые дни отдыха положены, только если ветеран является действующим военнослужащим.

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий - картинка 4

Данный перечень гарантий полный и включает все обязательства работодателя перед работником как ВБД. В остальном их трудовые правоотношения урегулированы общими нормами ТК РФ.

15 суток дополнительного оплачиваемого отпуска предоставляются исключительно ВБД в статусе действующего военнослужащего. Иным лицам увеличение количества дней отпуска с оплатой не положено. Однако и действующим военнослужащим ВБД, и лицам на гражданке гарантирован выбор удобного времени для использования основного отпуска вне очереди. Дополнительно установлен неоплачиваемый отпуск максимально не более 35 дней ежегодно.

http://rusjurist.ru/kadry/otpusk/dopolnitelnyj-otpusk-15-sutok-veteranam-boevyh-dejstvij/

Предоставление льгот на отпуск ветеранам боевых действий

Ветераны боевых действий – особая категория населения. Люди, принимавшие участие, в военных конфликтах зачастую завершая службу, устраиваются на работу. Благодаря своим прошлым заслугам они имеют ряд привилегий при дальнейшем трудоустройстве. В частности, им предоставляется дополнительный отпуск участнику боевых действий. Особыми льготами пользуются граждане с инвалидностью, получившие травмы в период прохождения службы, а также те, кто был задействован в ВОВ.

Понятия

Прежде чем говорить о правах и привилегиях ветеранов боевых действий в 2019 году важно определить базовые термины.

К основным из них относятся:

  1. Ветеран боевых действий – человек, имеющий удостоверение, подтверждающее факт его участия в военных конфликтах как на территории страны, так и за её пределами.
  2. Отпуск – период нетрудоспособности, предоставляемый всем работающим гражданам. В общем порядке он равен двадцати восьми дням, однако, в ряде случае временной промежуток либо сокращается, либо увеличивается.
  3. Льгота – специальная форма поддержки ряда категорий граждан, которые имеют определённые заслуги перед страной или иные особенности по состоянию здоровья, семейному положению или уровню дохода. Чаще всего льготы представлены в форме скидок или денежных выплат, но по ТК РФ бывают и в виде дополнительных дней отдыха.

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий - картинка 6По закону РФ чётко определены критерии военнослужащих, которым присваивается статус ветерана боевых действий:

  • сотрудникам Министерства Обороны и Внутренних Дел, а также военным, которые принимали участие в столкновениях;
  • лицам, участвующим в разминировании Советского Союза в пост военный период в середине двадцатого века;
  • участники конфликтов на территории Афганистана и Сирии в течение последних нескольких десятилетий.

В индивидуальном порядке статус присваивается гражданским пилотам, которые совершали полёты в период с 1979 по 1989 годы над афганской землёй.

В ряде случаев статус ветерана боевых действий присваивается людям, которые занимались обычной трудовой деятельностью на территориях, где было установлено военное положение. Например, врачи, медсёстры, связисты и так далее.

Законодательство

К основным нормативным актам, которые регулируют правила предоставления льгот и регламент их реализации, относятся:

  1. ФЗ 5 – о ветеранах, в нём описана процедура приобретения статуса и весь перечень привилегий, полагающийся тем, кто его получил.
  2. ФЗ 76 – о военнослужащих – даёт гарантию предоставления всех льгот и выплат.

Согласно с вышеуказанными законами, а также сто пятнадцатой статьёй Трудового Кодекса, человек, имеющий статус ветерана, вправе рассчитывать не только на стандартный отдых в двадцать восемь дней, но и дополнительный отпуск, который не оплачивается, в 35 дней.

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий - картинка 8Также, согласно сто двадцать третьей статье ТК РФ запросить отпуск ветеран вправе в любое удобное время, даже если оно противоречит утверждённому рабочему графику. Данный неоплачиваемый период отдыха оказывает влияние на страховой стаж, поэтому рекомендуется брать дни не сразу, а постепенно в рамках двенадцати месяцев.

Работодатель не только не вправе отказать ветерану во внеочередном отпуске, но и обязан оформить его в период, заявленный сотрудником. В противном случае ему грозит административная ответственность за нарушение трудового законодательства.

Законный отпуск

Все трудоустроенные граждане имеют право на ежегодный отдых. Минимальный размер, который предоставляет работодатель, составляет календарный месяц.

Увеличение длительности определяется следующими параметрами:

  • уровень профессиональной подготовки;
  • должностная позиция в структуре компании;
  • преподавание в учебных заведениях всех типов.

Особенности предоставления отпуска основаны на том, что данный период оплачивает в соответствии со ставкой, несмотря на то, что человек фактически не выполняет свои обязанности. Также давать время на отдых – обязанность работодателей в предприятиях всех типов собственности, от ИП до госучреждений.

Нормы труда и отдыха, указанные в ТК РФ обязательны для исполнения всеми работодателями. Нарушение, например, непредоставление достаточного количества дней отдыха накладывает на владельца бизнеса или руководителя санкции.

Дополнительный отпуск

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий - картинка 9Правом на льготу в виде дополнительных дней отдыха имеют не только ветераны боевых действий, но и ряд других категорий граждан.

К ним относятся:

  • родители, воспитывающие трёх и более детей;
  • жители районов Крайнего Севера, трудоустроенные по месту регистрации;
  • люди пенсионного возраста, продолжающие трудовую деятельность;
  • лица, работающие по ненормированному графику;
  • трудоустроенные в условиях повышенного вреда здоровью и жизни;
  • пострадавшие в результате аварии на чернобыльской АЭС.

Как было указано выше, военнослужащие, причастные к боевым событиям вправе получить сверх нормы тридцать пять свободных дней, которые не оплачиваются работодателем.

Согласно с законом недопустимо присоединение дополнительных дней к основному законному периоду. То есть человек с одной стороны вправе запросить дни в удобное время, но добавить их к очередному отпуску не имеет возможности. Предоставление отпуска ветеранам боевых действий происходит по стандартной процедуре, основанной на подаче заявления, издании приказа и занесении информации в карточку сотрудника предприятия.

[3]

Тридцать пять неоплачиваемых дней оформляются либо единоразовым отпуском, либо делятся на несколько периодов. Всё зависит от пожеланий самого ветерана.

Отпускные льготы отдельным категориям граждан

В дополнение к указанным привилегиям, особые льготы в процессе трудоустройства положены исключительным категориям.

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий - картинка 10К ним относятся:

  1. Инвалиды войны. Им положен неоплачиваемый ветеранский отпуск до шестидесяти дней в расчётный период равный одному календарному году. Запросить его допустимо как единовременно, так и разделив по частям. Очередной отпуск инвалиды войны вправе требовать в любое время, даже неудобное для работодателя.
  2. Участникам ВОВ. К ним относятся и те, кто непосредственно участвовал в боевых действиях, и труженики тыла. Конечно, таких людей с каждым годом становится меньше, особенно среди трудоустроенных граждан.

Основная нацеленность увеличения срока отпуска – лечение и восстановление здоровья. Если предлагаемого законом времени недостаточно, то человек оформляет больничный лист, и это время оплачивается из бюджета социального страхования.

Оплачиваемый отпуск полагается исключительно текущим военнослужащим, которые успели приобрести статус ветеранов. Для остальных привилегии основаны на допустимости сверх дней отдыха, но они не финансируются ни государством, ни работодателем.

В современной России редки случаи трудоустройства инвалидов войны, а также участников ВОВ, так как преимущественно это люди преклонного возраста или имеющие существенные проблемы со здоровьем.

Процедура оформления

Чтобы получить положенные законом дни отпуска, которые не будут оплачены работодателем, ветерану требуется соблюсти стандартный порядок и предоставить пакет документации.

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий - картинка 11В первую очередь следует написать рапорт на ветеранский отпуск, он включает в себя:

  • персональные идентификационные данные, в частности ФИО, паспортные сведения и должность;
  • планируемый промежуток отпуска;
  • указание основания для его назначения, в текущем варианте – статус ветерана боевых действий;
  • дата и подпись заявителя.

К заявлению прилагается документ, удостоверяющий основание на получение сверх дней отдыха. Несколько отличается процедура для людей, которые наряду с гражданской работой находятся на службе. Им предоставляется доп. оплачиваемый отпуск ветерану боевых действий продолжительностью 15 дней.

При составлении рапорта указываются следующие параметры:

  1. Полная информация о заявителе и командире.
  2. Продолжительность отпуска с уточнением факта прохождения службы.
  3. Отметить имена сотрудников, которые будут заменой человека, во время его отсутствия на рабочем месте.
  4. Просьба о финансовом обеспечении семьи и оплате дороги.

Перед тем, как уйти на отдых, работнику рекомендуется внимательно проверить документацию компании, с целью уточнения внесённых данных. К ним относятся: приказ о внеочередном неоплачиваемом отпуске, внесение информации в личную карточку сотрудника и график отпусков компании. Дополнительный отпуск ветерану боевых действий назначается лично руководителем предприятия или его владельцем.

Для написания заявления не используется специальных бланков и оформление допустимо на обычном альбомном листе. Если содержание отражает все требуемые пункты, то отказать в приёме заявки не вправе.

Расчёт отпуска

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий - картинка 12В законе указано, что ветеран вправе получить дополнительные тридцать пять дней в год, однако, это правило действует только в том случае, если он полностью отработал расчётный период. В противном случае требуется делать пересчёт суток, на которые человек получает сверх отдых.

Длительность доп. отпуска для ветеранов боевых действий рассчитывается на основании деления допустимого количества дней, на которые ветеран вправе написать заявление, и фактически отработанного времени. Второй показатель высчитывается путём произведения двенадцати месяцев и суток фактического трудоустройства.

Когда военный продолжает числиться на службе и одновременно с этим работает в негосударственном учреждении, ему оплачивают пятнадцать дней дополнительного отпуска.

Рассмотрим пример продолжительности отпуска, если человек находится на службе, но работает в коммерческой структуре менее одного года:

  • допустим, что гражданин отработал десять месяцев в рамках расчётного периода;
  • максимальная продолжительность отдыха равна пятнадцати дням;
  • эти две недели с небольшим делим на год, а точнее на двенадцать месяцев;
  • полученные данные умножаем на десять – сколько реально отработал.

В итоге получается неровная цифра в двенадцать с половиной дней, округление производится в пользу сотрудника. Он вправе отдыхать в течение тринадцати дней и это время будет оплачено.

При расчёте предполагаемого времени отпуска рекомендуется обратиться в бухгалтерию предприятия с целью уточнения отработанных дней, общего страхового стажа за год. Уполномоченные сотрудники также обязаны проконсультировать ветерана по процедуре оформления дней отдыха.

Отпуск ветеранам боевых действий даётся в заявительном порядке. Отказ работодателя – не законен, так как права военнослужащих, в том числе и льготы при трудоустройстве, прописаны в ряде нормативных актов РФ, имеющих высокую юридическую силу. Для оформления документации потребуется не только заявление, но и удостоверение, подтверждающее статус гражданина. Отпуск бывает как оплачиваемый, так и за свой счёт ветерана. На текущий момент, первый вариант предоставляется тем, кто наряду с работой, продолжает находиться на военной службе.

http://tvoeip.ru/kadry/otpusk/veteranam-boevyh-deystviy

Литература

  1. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  2. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
  3. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
  4. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях