WordPress

Деофшоризация

Деофшоризация - картинка 1
Полезная информация на тему: "Деофшоризация"с комментариями спецалистов.

Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.

Деофшоризация – термин, который включает в себя два действия: борьбу с офшорами с помощью ужесточенного контроля над операциями в офшорных зонах и развитие экономики, которое приведет к упрощению условий ведения бизнеса.

Офшорные компании: правовой статус

Офшорная (вне границ) схема изначально была запущена и активно используется для упрощения ведения бизнеса. Так предприниматель для регистрации своей фирмы выбирал страну, в которой более благоприятные условия, в том числе и меньшие налоги.

Такая схема не новая для человечества. Еще в античности финикийские купцы, выбирали для торговли города, в которых власти устанавливали минимальные пошлины. Поиск способов сэкономит является естественным для человека. В наше время первыми «пользователями» офшорной зоны стали американцы в 50-е годы ХХ века.

Деофшоризация - картинка 2

Основная цель, ради которой предприниматели уходят в офшор, – оптимизировать налогообложение. Среди других преимуществ:

  • упрощенная схема регистрации компании;
  • находясь под юрисдикцией другой страны, компания имеет большую юридическую и информационную защиту;
  • упрощенный выход на международный рынок.

Законное использование офшоров не является нелегальной деятельностью. Единственное условие – своевременная и полная уплата налогов. При этом место регистрации компании не имеет значения.

Законное использование офшоровНезаконное использование офшоров
Улучшение структуры функционирования и владения группой с иностранным капиталом.Уклонение от уплаты налогов.
Создание предприятий вследствие совместной работы с иностранными партнерами.Легализация средств, полученных вследствие преступной деятельности.
Организация благотворительной деятельности.Ведение деятельности от лица иностранного гражданина для нарушения прав других лиц и совершения мошеннических действий.
Разработка инструментов наследования и защиты имущества.Аккумулирование безналоговых доходов вне Российской Федерации.

Суть деофшоризации

Деофшоризация возникла в качестве ответной реакции на злоупотребление офшорами предприятиями. Цель подобной меры – сделать более прозрачной систему ведения бизнеса, в том числе, в открытом доступе должна быть информация о собственниках предприятий. В рамках системы законодательных инициатив, к примеру, в России повысили налоги, различными способами усложнили отмывание криминальных денег. Антиофшорная политика в 2000-ых годах значительно усложнила модель использования офшоров.

Деофшоризация - картинка 3

Борьба с офшорами: мировая практика

Мировой финансовый кризис 2008 года привел, кроме всего прочего, к усилению борьбы с офшорами. Поскольку, по мнению аналитиков, финансовые схемы, связанные с регистрацией компании в других странах, а не непосредственно по месту проживания, стали одной из основных причин падения всемирной экономики.

Второй сильный всплеск протестов относительно противостоянию офшорам был отмечен в мировом сообществе в 2013 году. Именно в то время организовали новый пул G5 с одной стороны с США, а с другой с Великобританией, Германией, Италией, Испанией и Францией. Страны заключили договор относительно автоматического обмена налоговой информацией. Со временем к ним примкнули Бермудские острова, Монтсеррат и другие.

Политика деофшоризации развернула масштабные кампании внутри государств относительно:

  • определения реальных владельцев компаний;
  • выяснения, кто обогащается за счет предприятий в офшоре;
  • установления информации об уплате или неуплате офшорными компаниями налогов.

Многие государства присоединились к Конвенции Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития, заключив договоренность о взаимной административной помощи по налоговым делам. Таким образом, без составления официальных запросов, автоматически, происходит обмен информацией и проведение одновременных налоговых проверок в нескольких странах. Присутствующие на встрече G8 говорили о том, чтобы совместными усилиями положить конец корпоративной конфиденциальности.

Деофшоризация - картинка 5

Лидеры «Группы двадцати» отметили, что планируется организовать продуманный процесс отслеживания выполнения повестки по налоговым вопросам. По результатам встречи G20 были созданы новые стандарты автоматического обмена информацией и написан План относительно действий по перемещению прибыли через офшоры и размыванию налогооблагаемой базы.

Деофшоризация в России

Закон о деофшоризации или же первый антиофшорный, как его именуют в России, – это закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций». Таким образом, пред всеми российскими налогоплательщиками поставили обязательное условие – до 1 апреля 2015 года раскрыть свое косвенное или прямое участие в ведении бизнеса иностранными компаниями. Обязательство не распространялось только на граждан, которые руководят офшорными компаниями через траст.

В 2016 году в Пекине Россия подписала Декларацию о многостороннем и автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. При этом РФ должна выполнить два требования, по указаниям Организации экономического сотрудничества и развития:

1) введение национального законодательства и подзаконных актов – обеспечит автоматический обмен информацией;

2) абсолютная конфиденциальность относительно передаваемой информации.

В 2017 году Президентом РФ был подписан закон о международном автоматическом обмене информацией, он стал один из этапов деофшоризации российской экономики. По данным на конец 2017-го финансовая информация из РФ передается 56-и странам, а получает государство сведения из 73-х.

Деофшоризация - картинка 6

Юристы, экономисты и чиновники Российской Федерации разделились на два лагеря:

  • Первые считают единственно правильным путем избавления от незаконных схем ведения бизнеса в иностранных государствах – это полное «истребление» офшорных компаний, путем внесения поправок в законодательную базу;
  • Вторые же придерживаются мнения, что прежде чем вернуть все компании в РФ, необходимо улучшить условия ведения бизнеса в своей стране.

Есть ряд причин, которые толкают российских бизнесменов уходить в офшор, среди них:

  • несовершенное законодательство;
  • неблагоприятный инвестиционный климат;
  • неразвитый фондовый рынок и др.

Решить эти проблемы непросто, тем более в короткий срок, но изменения в законодательной базе, уменьшение налогов могут вернуть капитал компаний на территорию родной страны. Теоретически устранить причины можно, соблюдая законные права и свободы граждан, реализовывая принципы правового государства, искоренив коррупцию и т. д.

Деофшоризация бизнеса

Обмен данными между налоговыми администрациями стран привел к снижению количества российских компаний в офшорной зоне. В связи с тем, что владельцы крупных компаний отказались от прежних схем с использованием собственников из иностранных юрисдикций, выручка, как и активы, уменьшились.

Но не только деофшоризация приводит к тому, что компании выводят деньги извне, а и повышение прозрачности ведения бизнеса в странах офшорной зоны.

http://surzhyk.info/deofshorizatsiya/

Деофшоризация — это. Меры по деофшоризации российской экономики

Деофшоризация - картинка 7

Сегодня мы разберем достаточно молодой, но весьма популярный термин, который скрывает под собой целый комплекс государственных мер. Это деофшоризация. Представим трактовку понятия, законодательные акты, подтверждающие этот процесс. Рассмотрим, что такое офшоры, почему они нежелательны для экономики государства.

Определение понятия

Деофшоризация — это комплекс мероприятий, который направлен на исключение или снижение вовлеченности в государственный хозяйственный оборот резидентов РФ, выступающих под маской иностранных лиц (или использующих нормы иностранного права), преследуя цели незаконного ухода от налогов. Такие мероприятия проводятся в разных сферах — законодательной, правоприменительной и информационной.

И это не единственная формулировка понятия. Унифицированной его характеристики пока что не существует. Также деофшоризация — это:

  • Борьба с самими офшорами, а также ужесточение контроля над операциями, что проходят в офшорных зонах.
  • Комплекс мероприятий по «оздоровлению» бизнеса в рамках государственной политики.
  • Один из факторов развития экономики, облегчающий ведение честного бизнеса.

Деофшоризация — это термин, который стал использоваться в российской экономике сравнительно недавно, с 2013 года. Государственные мероприятия, названные данным понятием, призваны наложить запреты на использование офшоров и иностранных компаний резидентами РФ.

Деофшоризация - картинка 9

Что такое офшор?

Чтобы до конца уяснить смысл понятия, которым мы будем оперировать, нужно четко представлять значение слова «офшор». Что это простым языком?

Термин происходит от англ. offshore — «вне берега». Это финансовые центры, которые привлекают иностранный капитал налоговыми и административными льготами. Офшором может быть и определенная зона, и целая страна. Второе популярное название — «финансовый рай». Так их зон сегодня в мире немало — порядка 50.

Около 10 % финансовых накоплений на планете сконцентрированы именно в офшорных зонах. Если перейти к конкретным цифрам, то порядка 32 триллионов долларов. А это превышает объединенный ВВП двух самых развитых стран мира — Японии и Соединенных Штатов.

Офшор. Что это простым языком? Офшорная компания — это фирма, которая зарегистрирована иностранным предпринимателем в зоне с благоприятным налоговым климатом.

Ошибкой считать сами офшоры незаконными. Но нельзя отрицать факта, что они широко используются для различных экономических преступлений. Как то: применение экономических мошеннических схем, криминальное «отмывание» денег. Популярна и такая практика: в офшорах регистрируют свои компании государственные чиновники, которым закон запрещает ведение бизнеса. Яркий пример такого нарушения — громкое «Панамское досье».

[1]

Деофшоризация - картинка 11

Офшоры бывают разные

Также важно четко различать основные разновидности офшоров:

  • Полная офшоризация. Такие зоны, где компании полностью освобождаются от отчетности. Процент налогов на прибыль тут невероятно низкий. Или же предприниматели просто уплачивают фиксированную сумму. Где-то и вовсе бизнесмен может быть полностью освобожден от уплаты налогов. К таким зонам относят Сейшелы, Кипр, Доминику, Британские Виргинские острова, Белиз, Невис, Федерацию Сент Китс.
  • Налоговая офшорная зона. Тут вводятся пониженные налоговые ставки. Однако компании не освобождаются от учета своей деятельности, сдачи налоговой отчетности. Подобными зонами сегодня считаются Панама, Гонконг, Шотландия.
  • «Налоговые оазисы». Определенная ограниченная офшорная территория внутри какого-либо государства.

Сегодня в мире самым популярным офшором считаются Виргинские острова. Зона привлекает бизнесменов простотой как регистрации, так и ведения бизнеса, отсутствием налоговых платежей. Кроме того, предпринимателю гарантируется полная конфиденциальность его личных данных: о проведенных финансовых операциях, личности, получаемой прибыли.

Законное использование

Деофшоризация экономики в Российской Федерации вовсе не означает полный запрет на регистрацию российскими предпринимателями фирм в иностранных государствах. Допускается следующее законное использование офшоров:

  • Создание совместных компаний с иностранными партнерами.
  • Защита прав бизнесменов в условиях более развитой юридической системы, с применением пока отсутствующих в РФ финансовых инструментов.
  • Создание специальных механизмов, обеспечивающих защиту активов и наследование собственности.
  • Проведение благотворительной деятельности и проч.

Деофшоризация - картинка 12

Незаконное использование

Российское государство при этом активно борется со злоупотреблением офшорами. Это незаконное их использование в следующих целях:

  • Легализация финансовых средств, полученных криминальным путем.
  • Уклонение от уплаты налогов.
  • Накопление прибыли, не облагаемой налогом, вне территории Российской Федерации.
  • Рейдерство, применение мошеннических схем по «отмыванию» денег и проч.

Закон о деофшоризации, таким образом, не отменяет использование офшоров — не важно, где бизнесмен зарегистрировал компанию. Важно, чтобы его фирма не уклонялась от уплаты полагающихся налогов.

Основные задачи по деофшоризации

Правительство РФ для решения данной проблемы вводит следующие меры по деофшоризации российской экономики:

  • Обеспечение усиления прозрачности офшорных компаний.
  • Выявление реальных бенефициаров. То есть граждан, которые на деле являются собственниками активов, хозяйственных субъектов и прочих ценностей, зарегистрированных в офшорных зонах на подставных лиц.
  • Улучшение международного информационно-налогового сотрудничества.
  • Определение истинных причин, которые побуждают российских предпринимателей регистрировать свой бизнес в офшорных зонах.
  • Устрание (или минимизирование) влияния данных причин на отечественный бизнес.
  • Стимулирование возвращения предпринимателей из офшоров на территорию Российской Федерации.

Деофшоризация - картинка 13

Причины ухода в офшор

Чтобы итоги деофшоризации были результативными, Правительству нужно четко знать, что же подтолкнуло бизнесменов к регистрации компании в офшорной зоне, а не на территории РФ.

На сегодня экономисты выделяют следующие главные причины:

  • Несовершенство законодательства Российской Федерации.
  • Неблагоприятный климат для привлечения зарубежных инвестиций.
  • Неразвитый фондовый рынок.
  • Неэффективная судебная система.
  • Сложные условия для активного ведения бизнеса.

[2]

Теоретическое устранение

В теории, для устранения вышеперечисленных причин правительству Российской Федерации необходимо сделать следующее:

  • Реализовывать внутри РФ принципы правовых государств.
  • Соблюдать законные свободы и права своих граждан.
  • Укреплять демократические институты общества.
  • Искоренять коррупцию и бюрократию.
  • Создавать благоприятные условия для регистрации и последующего ведения бизнеса в РФ. К примеру, устранить чрезмерное вмешательство чиновнического аппарата в экономику.

Для непосредственного воплощения этих тенденций деофшоризации в жизнь был принят целый комплекс нормативных и правовых актов.

Деофшоризация - картинка 14

Нормативные документы РФ

В Российской Федерации на сегодня введен целый ряд нормативных актов, напрямую связанных с деофшоризацией бизнеса:

  • Указ Президента РФ «О долгосрочной экономической государственной политике» (7.05.2012). В данном акте глава государства поручил Правительству реализовать меры по обеспечению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ. В том числе это и противодействие уклонению от отчисления налогов в РФ путем создания офшорных фирм и компаний-однодневок.
  • Послание Федеральному Собранию Президента РФ (12.12.2012). В документе глава государства сформулировал необходимость разработки комплексных, взаимосвязанных мер по деофшоризации российской экономики.
  • «Черные списки» офшорных зон, составляемые и контролируемые ФНС РФ, Министерством финансов, Центробанком.
  • ФЗ № 376 (принят в 2014-м, внесены поправки в 2015, 2016 гг.) «О налогообложении зарубежных контролируемых компаний и доходов иностранных фирм». Считается первым антиофшорным законом в РФ.
  • ФЗ № 115 «О противодействии отмыванию преступной прибыли» (2001).
  • ФЗ № 140 «О добровольном декларировании активов и счетов в банковских организациях» (2015).
  • ФЗ № 44 «Контрактная система государственных закупок» (2013).
  • Программа по деофшоризации отечественной экономики «Повышение привлекательности для российского бизнеса отечественной юрисдикции».

Познакомимся теперь с главным законодательным актом из списка.

Деофшоризация - картинка 15

Антиофшорный закон

Главное решение Правительства о деофшоризации — это принятие ФЗ № 376, который внес значимые изменения в Налоговый кодекс в 2014 году. Документ также называют законом об антиофшоризации.

Если предельно кратко изложить содержание этого нормативного акта, то можно уместиться в два тезиса:

  • Прибыль, что российские резиденты получают в офшорах, должна облагаться налогами по отечественному законодательству.
  • Уведомление налоговой службы об участии (прямом или косвенном) российских физических или юридических лиц в иностранных компаниях. А также последующее декларирование их прибыли согласно доле участия.

Кроме того, ФЗ № 376 (2014) ввел в Налоговый кодекс ряд не применяющихся ранее понятий: «контролирующие лица», КИК («контролируемая иностранная компания»), «фактический получатель прибыли» и проч.

Изменение законодательства

ФЗ № 150 (2015) и ФЗ № 32 (2016) внесли следующие поправки в главный российский деофшорный закон:

  • Срок подачи уведомления об участии в иностранной фирме (или о прекращении такого участия) увеличен с 1 до 3 месяцев.
  • Факт получения дохода не признается в том случае, если он получен в итоге передачи правомочий на получение прибыли между членами одной семьи (касается иностранных юридических лиц).
  • Налогообложение в случае продажи ценных бумаг, которые контролирующее лицо приобрело у своей контролируемой фирмы.
  • Условия освобождения прибыли контролируемых зарубежных компаний от налогообложения в РФ.
  • Конкретизация круга взаимосвязанных лиц.
  • Обязательный контроль всех внешнеторговых операций с офшорными фирмами, размер которых превышает 60 млн рублей в год.
  • Введение санкций за регистрацию фирм через подставных лиц.
  • Установление ответственности за использование незаконной документации, удостоверяющей личность, при регистрации фирмы-однодневки.

Деофшоризация - картинка 16

Офшоры сами по себе не являются преступными. Но многие недобросовестные бизнесмены используют их для отмывания доходов, сокрытия от налогов. Против таких предпринимателей и направлена деофшоризация в РФ.

http://businessman.ru/deofshorizatsiya—eto-meryi-po-deofshorizatsii-rossiyskoy-ekonomiki.html

Деофшоризация

В связи с санкциями против России и украинской ситуацией в нашей стране активизировался процесс возвращения активов под российскую юрисдикцию. Это касается компаний, которые вели свою деятельность в России, а официально зарегистрированы были в офшорах. Это значительно снижало налоги на бизнес, а государство теряло большую часть своей казны, так как отчисления производились в тех государствах, где зарегистрирована компания. Что такое деофшоризация и какими темпами она проходит, поговорим подробнее.

Офшоры – это небольшие независимые государства за рубежом с упрощенным налогообложением для иностранных компаний. В их число входит заокеанская часть Великобритании и другие западные страны.

Понятие «деофшоризация» – это возврат капиталов российских компаний в наше государство. Причины – всемирный экономический кризис и недостаток средств в казне государства.

Немного истории

Возвращение российского капитала на родину – вопрос, который волнует государство уже не первый год. Вот основные мероприятия, которые послужили мощным толчком к возвращению отечественных капиталов:

В 2010 году инициаторами процесса возврата денег были не только Россия, но и власти других государств, например Германии. Основная причина начала деофшоризации – поддержка российской экономики в условиях всемирного кризиса. Также не стоит забывать о других процессах, так называемых «дедолларизации» и «евроскептицизме» (или в российской вариации – «америкоскептицизме»).

2013 год подстегнул российских предпринимателей Карибским кризисом. Немецкое правительство в лице Ангелы Меркель и Евросоюз поставили условия перед правительствами карибских государств, что финансовая помощь им будет оказана только в том случае, если на часть банковских вкладов будет введен налог. Это фактически привело бы к экспроприации части вкладов.

А 30% вкладов в карибских банках принадлежало российским предпринимателям. Российское правительство вторично внесло предложения предпринимателям вывести свой капитал из офшоров. Крупные компании, активы которых зарегистрированы в зарубежных государствах, не имеют право получать господдержку и госзаказы.

В 2014 году процесс деофшоризации резко ускорился, так как кризис на Украине и санкции против России заставили предпринимателей задуматься о сохранности своего капитала за рубежом. В силу вступило антиофшорное законодательство, которое обязало сообщать в налоговую службу России о долях в зарубежном бизнесе. Был запущен механизм по налогообложению компаний, зарегистрированных в офшорах.

2016 год принес российским предпринимателям новый закон о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК), который вступил в силу 29.01.2016 и был принят в третьем чтении Госдумой. Закон дал больше возможностей для реструктуризации КИК.

Основные цели, которые преследовало российское правительство, – это вернуть российские средства из-за рубежа в казну государства и обезопасить крупный отечественный бизнес.

Какие изменения произошли и ожидают предпринимателей

Прецедентные изменения в Налоговом кодексе были внесены Законом № 150-ФЗ. В силу изменения вступили с 08.06.2015. Согласно новшествам, предприниматели должны уплачивать налог с зарубежного бизнеса, который контролируется резидентами РФ. Рассмотрим несколько основных моментов из закона о КИК:

  1. Глава 3.4 НК РФ регламентирует и запускает механизм налогообложения с прибыли компаний, которые осуществляют свою деятельность в России, а зарегистрированы в зарубежных государствах, особенно в офшорах. А также в главе рассматривается ответственность за неисполнение закона.
  2. Ст. 246.2 НК РФ регламентирует порядок, по которому организация признается резидентом России по критерию «место управления».
  3. Ст. 7 НК РФ регламентирует международные налоговые соглашения, чтобы с предпринимателя не взимался двойной налог.

Все предприниматели, которые вели свою деятельность в России, а регистрировались за рубежом, с 2015 года обязаны уплатить в казну налог на прибыль или НДФЛ.

При этом закон не запрещает нашим гражданам участвовать в иностранном бизнесе, владеть акциями и получать прибыль с этого вида деятельности. Он всего лишь обязывает резидентов РФ отчитываться о своей прибыли и вовремя уплачивать налоги.

Самые большие изменения были внесены в закон о КИК в июне 2015 года и в феврале 2016 года Законами № 150-ФЗ и № 32-ФЗ.

По первому пакету изменений юридические лица, зарегистрированные за рубежом, в том числе в офшорной зоне, не смогут получить субсидии от государства, инвестиции и госгарантии. В законопроекте отмечается, что под данный закон попадают также и те предприниматели, чья доля в офшорных организациях превышает 50%.

Предприниматели КИК наделяются правом выбора, как определить свою финансовую отчетность – по РЗ или по международным стандартам. Внесены уточнения, что юридическое лицо, являющееся одним из учредителей КИК, не имеет права признаваться контролирующим. Этим исключается двойной налог на прибыль в разных государствах.

Еще одно изменение коснулось сроков ликвидации КИК – их увеличили на один год (до 1 января 2018 года). Ранее в законопроекте указывались сроки до 1 января 2017 года. Как отмечается в пояснительной записке, факт продления обоснован объективными причинами: время на проверки, судебные тяжбы и учет прав акционеров. Но если предприниматель хочет получить привилегии, которые доступны гражданам РФ (освобождение от налога на доход), то ликвидировать компанию следует до 1 января 2017 года.

[3]

Крупные российские предприниматели сначала неохотно восприняли новый закон, но с обострением русофобии на Западе активно приступили к выводу своих средств из-за рубежа. Этот закон должен помочь нашей экономике преодолеть кризис.

http://zhazhda.biz/base/deofshorizaciya

Дома хуже: Карачинский рассказал Forbes, почему деофшоризация невыгодна для бизнеса

Весной 2014 года Владимир Путин выступал на встрече с Российским союзом промышленников и предпринимателей и много говорил о деофшоризации. «Российские компании должны быть зарегистрированы на территории нашей страны и иметь прозрачную структуру собственности», — обозначил президент позицию государства. Его выступление слушал совладелец IT-холдинга IBS Анатолий Карачинский. Вместе с партнером Сергеем Мацоцким он давно вынашивал идею перевести IBS в Россию с Кипра, где холдинг был зарегистрирован еще в середине 90-ых по инициативе одного из первых инвесторов Citigroup. Карачинский и Мацоцкий хотели разделить российский и иностранный бизнес. Еще в 2013 году дочерняя для IBS компания Luxoft разместилась на NYSE, потом сделала спин-офф. Сама IBS ушла с Франкфуртской биржи, где получила листинг еще в 2007 году. Партнеры хотели перевести IBS в Россию и провести IPO на Московскую биржу. Они вернулись к планам о выходе на IPO в апреле 2018 года. Но новые санкции против российских компаний со стороны США внесли свои коррективы: из-за сильной волатильности от подготовки IPO пришлось отказаться. Карачинский рассказал Forbes о том, с какими трудностями столкнулся из-за деофшоризации.

Как бы то ни было, реорганизацию мы провели: в 2015 году активы IBS были переведены с кипрской холдинговой компании на российскую «ИБС Холдинг», которая стала собственником компании «ИБС ИТ Услуги». IPO на Мосбирже мы запланировали на осень 2017 года. И тут же столкнулись с проблемой. Дело в том, что у нас сдвинутая отчетность: наш финансовый год отличается от календарного и заканчивается 31 марта. Во всем мире около 72% публичных компаний имеют гибкую отчетность — это, вообще говоря, большое конкурентное преимущество, которое позволяет организовывать работу и отношения с акционерами в соответствии с особенностями бизнеса (сезонность, загруженность сотрудников и т.д.). Но на Мосбирже нам сказали, что в России существует только один финансовый год и он совпадает с календарным. Абсурдность ситуации в том, что, когда у IBS был листинг в Франкфурте, нам предложили выпустить расписки еще и на Московской бирже. Мы напомнили, что тогда наша отчетность никого не смущала, и нам ответили: «Да, но тогда вы были кипрской компанией и могли прийти к нам с какой угодно отчетностью».

Мы потратили почти год на переговоры по этой теме с Минфином. Особого желания помочь нам мы не увидели. Звучали даже такие фразы, как «Почему мы должны идти на поводу у частных компаний?». В итоге внести изменения в законодательство у нас получилось только с помощью законодателей, в июне 2017 года компании в России получили возможность самостоятельно устанавливать отчетный период.

Нам пришлось отложить IPO, оно должно состояться в ближайшие месяцы (бизнесмен беседовал с Forbes до приостановки подготовки IPO из-за волатильности на рынке — Forbes), но сейчас у нас есть другая проблема — еще более смешная. В июле 2017 года мы провели реорганизацию «ИБС ИТ Услуги», преобразовав ее в публичное акционерное общество. Это необходимое условие выхода на IPO, но его стараются делать на финальном этапе, содержание ПАО требует значительно больше затрат, чем частной компании. И теперь оказалось, что на IPO нам придется заплатить 20% налога, если мы будем продавать свои акции. Напрямую в законе это не прописано, там просто очень невнятная формулировка, которую можно интерпретировать, как в ту, так и в другую сторону. Но Минфин прислал нам разъяснение, в котором сообщил, что после реорганизации у нас появилась новая форма собственности и вообще фактически новая компания. А чтобы не платить налог при продаже ее акций нам необходимо выждать год с момента реорганизации. Сейчас уже никто даже не помнит, зачем эта норма была введена в начале 2000-ых, но и идти нам на встречу тоже ни у кого нет желания. Что вообще абсурдно: IBS с 2005 года раскрывает структуру собственности, которая не изменялась с середины 90-х.

Получается довольно неприятная вещь — в России абсолютно невыгодно проводить IPO, если ты российская компания.

Но ведь получается, что если бы IBS оставалась кипрской компанией, то сейчас у нас не было бы никаких проблем — ни с налогами, ни с отчетностью — была бы абсолютно зеленая улица. Совершенствование законодательства в интересах развития экономики, улучшения инвестиционного климата — это кропотливая незаметная работа, но архиважная, если мы хотим конкурировать с другими странами за место под солнцем на самом важном направлении — построении конкурентоспособных российских компаний».

Forbes попросил Минфин, Минэкономразвития, юристов и представителей аудиторских компаний прокомментировать кейс IBS, проблемы, с которыми столкнулась компания, и сложившуюся за последние годы практику деофшоризации в России. Минфин к моменту публикации материала комментарии не прислал.

Пресс-служба Минэкономразвития: «Компания IBS не обращалась в Минэкономразвития России с данной проблемой [по вопросу налогообложения при продаже акций — Forbes]. При этом министерство открыто для предложений по совершенствованию действующего законодательства и приветствует совместную работу с представителями бизнеса и общества. Вместе с тем, ответственным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области налоговых отношений, является министерство финансов России.

Минэкономразвития разрабатывает пакет нормативно-правовых актов в целях создания на территориях островов Русский (Приморский край) и Октябрьский (Калининградская область) специальный административных районов (САР) внутренних анклавов с гибким правовым режимом и с привычными для таких лиц условиями и инфраструктурой. На территории САР будет предусмотрено в том числе освобождение от ограничений, связанных с валютным контролем (за исключением сделок с валютными резидентами Российской Федерации) и специальные правила налогообложения (например, уплата налогов только от доходов в РФ). Резидентам САР может быть присвоен особый статус Международной компании (МК), который дает возможность применения к ним более гибкого корпоративно-правового режима — в частности, конфиденциальность части сведений о компании (об участниках, менеджменте, корпоративной структуре и пр.).

Также проекты Минэкономразвития предусматривают особый механизм редомицилирования (изменение личного закона юридического лица с сохранением его ее корпоративной структуры, а также прав и обязанностей) иностранных компаний в МК, который существенно упрощает задачу по переводу бизнеса из иностранных юрисдикций в РФ. В настоящий момент это возможно сделать либо через процедуру реорганизации, либо через изолированную передачу активов по сделкам от иностранной компании в пользу российской. Оба варианта представляют собой достаточно длительный, сложный и дорогостоящий процесс».

Геннадий Камышников, партнер Deloitte: «Сделать иностранную компанию налоговым резидентом России не сложно. Полностью деофшоризовать бизнес — значительно сложнее. Для этого может понадобиться многоходовая операция: какие-то иностранные компании могут быть ликвидированы, переданы и т.д. Существует рейтинг холдинговых режимов в разных странах мира: в каких-то государствах компании регистрируются перед IPO, в других — делают это в меньшем объеме. К примеру, в Швейцарии листинговых компаний мало: высокий налог на дивиденды (35%) убивает желание выпускать компанию на листинг.

В России средне-удачный режим для холдингов. У нас ставка налога на дивиденды составляет 15% — не очень много, но больше нуля. А есть страны, где ставка нулевая — в первую очередь англосаксонские юрисдикции, к примеру, Кипр или Великобритания. Они охотно используются для листинга. У нас есть льготы, но они не идеально прописаны. Льгота для высокотехнологичных компаний составляет 1 год — это означает, что можно реализовать акции высокотехнологичной компании через год без налога. Но они «шероховато» написаны и не так давно действуют. У нас в принципе правоприменительная практика в отношении льгот при торговле ценными бумагами не очень хорошо развита».

Антон Ионов, глава практики для частных клиентов EY: «Поскольку законодательство России имеет не такую долгую историю развития, как законодательство западных стран, в нём могут отсутствовать отдельные механизмы для урегулирования сложных корпоративных вопросов. IPO — один из примеров; западное законодательство может также дать более гибкие механизмы при заключении акционерных соглашений, обжаловании неправомерных действий в судах, передачи активов по наследству и т.д. Сам перевод компании в Россию в принципе отработан — например, можно это сделать через механизм безналоговой ликвидации — и не должен вызвать много сложностей. Но если компания продолжает вести международную деятельность или привлекать иностранных партнёров и инвесторов, стоит подумать насколько российская юрисдикция будет удобна. Возможно, альтернативным решением будет воспользоваться новыми правилами и признать иностранную компанию резидентом в России для налоговых целей – в этом случае можно будет использовать более гибкие механизмы иностранного права, но избежать возможные негативные налоговые последствия в России».

Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group: «Ситуация, которая описана, отражает действительность. Недавно, когда говорили про создание офшоров в России, упомянули внесение изменений в гражданское законодательство в части возможности переноса из офшорных юрисдикций или из иностранных юрисдикций компаний в российскую юрисдикцию (по сути — перерегистрация). Если бы этот механизм был урегулирован, это бы намного облегчило процесс деофшоризации для тех российских налогоплательщиков, которые хотят выполнять и соблюдать требования законодательства о налогах и сборах и хотели бы полностью реализовывать свои экономические интересы на территории России.

Последние изменения в налоговый кодекс, которые позволили ликвидировать за рубежом без налоговых последствий контролируемые иностранные компании (в части даже перевода без налогов денежных средств в Россию) — это большой плюс. Но соглашусь, если бы здесь действующим законодательством была предусмотрена возможность перевести юрлицо из-за рубежа в Россию, это снимало бы многие вопросы. Если бы акции иностранной компанией держались более года, этот срок бы учитывался уже перенесенной российской компании. Государство могло бы предусмотреть такие механизмы для того, чтобы добросовестные налогоплательщики имели возможность возвращать в Россию холдинговые компании или компании центра группы».

http://www.forbes.ru/milliardery/360221-doma-huzhe-karachinskiy-rasskazal-forbes-pochemu-deofshorizaciya-nevygodna-dlya

Литература

  1. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
  2. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
  3. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
  4. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях