WordPress

Ценообразование под контролем

Ценообразование под контролем - картинка 1
Полезная информация на тему: "Ценообразование под контролем"с комментариями спецалистов.

Ценообразование под контролем

«Современный предприниматель», 2011, N 9

18 июля 2011 г. принят Федеральный закон N 227-ФЗ (далее — Закон N 227-ФЗ). Часть первая Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) дополняется разд. V.1, состоящим из шести глав (14.1 — 14.6), последовательно регулирующих налоговые правоотношения с участием лиц, которые могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (взаимозависимых лиц). Закон вступает в силу 1 января 2012 г.

Ценообразование под контролем - картинка 2

На первом плане здесь трансфертное ценообразование, то есть установление цены, по которой реализуются товары, работы, услуги взаимозависимым лицам. Данная цена, как правило, существенно отличается (в сторону уменьшения) от аналогичных рыночных цен, что приводит к снижению налогооблагаемой базы для указанных лиц. Инспекторы всегда обращают особое внимание на цены по сделкам между взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимые лица

Когда особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия либо результаты сделок, совершаемых этими лицами, указанные лица признаются взаимозависимыми или, другими словами, аффилированными лицами. Например, для коммерсанта аффилированным лицом считается его супруга, другие родственники. Помимо родственных связей, для бизнесмена взаимозависимой считается фирма, в которой он владеет более чем 20 процентами уставного капитала. Ведь не запрещено одновременно быть учредителем компании и вести индивидуальный бизнес. В такой ситуации сделки не исключены, как и внимание к ним контролеров.

Случаи, когда лица признаются взаимозависимыми, сейчас названы в ст. 20 НК РФ. Правила этой статьи применяются к сделкам, доходы и расходы по которым учтены до 1 января 2012 г. (п. 6 ст. 4 Закона N 227-ФЗ). В отношении сделок после этой даты будут действовать новые правила.

Закон N 227-ФЗ предлагает достаточно подробные правила для признания лиц взаимозависимыми. Сам перечень взаимозависимых лиц значительно расширен, при этом ст. 105.1 НК РФ содержит закрытый перечень случаев, когда лица признаются взаимозависимыми (таблица 1).

Таблица 1. Взаимозависимые лица

Закон N 227-ФЗ вводит в действующее налоговое законодательство следующие серьезные нововведения. Устанавливаются правила налогообложения сделок, совершаемых между взаимозависимыми лицами. Данные правила запрещают взаимозависимым лицам совершать сделки по цене ниже рыночных, поскольку это приводит к уменьшению налогооблагаемой базы.

Если цена отличается от рыночной, то коммерсанту предлагается два варианта действий.

Первый: уплатить налоги исходя из рыночных цен (п. 3 ст. 105.3 НК РФ), то есть налоги рассчитать исходя не из фактических цен по сделке (которые отличаются от рыночных), а исходя из рыночных цен.

Второй: в течение года перечислять авансовые платежи исходя из фактических цен по сделкам (п. 7 ст. 105.3 НК РФ), а по итогам года скорректировать налоговую базу и доплатить налоги, если несоответствие цен рыночному уровню повлекло занижение сумм налогов. Пени на эту недоимку начисляться не будут (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Если коммерсант самостоятельно не пересчитает налоги исходя из рыночных цен, это сделают инспекторы в ходе соответствующей проверки. Со вступлением в силу Закона N 227-ФЗ (то есть с 1 января 2012 г.) взаимозависимые организации и физические лица уже не смогут уменьшить свои налогооблагаемые доходы за счет снижения друг для друга цен на товары, работы и услуги. В этом случае инспекторы просто дополнительно начислят им суммы налогов и доведут их до тех объемов, которые взаимозависимые лица уплатили бы по результатам той или иной сделки с применением рыночных цен.

В Налоговом кодексе будут определены особенности признания цен рыночными (ст. 105.4 НК РФ). Сейчас принципы определения цены товаров установлены ст. 40 НК РФ. С 1 января 2012 г. эта статья фактически утрачивает силу. Она будет применяться только в отношении сделок, по которым доходы и расходы учтены до названной даты. В 2012 г. будет действовать новый порядок, которым подробно оговариваются условия сопоставимости сделок (ст. 105.5 НК РФ), определяется информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (ст. 105.6 НК РФ).

Контролируемые сделки

В Налоговом кодексе появится такое понятие как «контролируемая сделка». Таковыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами. Сделка между взаимозависимыми лицами будет признана контролируемой при наличии хотя бы одного из пяти обстоятельств (таблица 2). Помимо сделок непосредственно между взаимозависимыми лицами местом жительства (либо местом регистрации, налогового резидентства) которых является РФ, к контролируемым сделкам приравниваются сделки с участием посредника, который взаимозависимым не является и не несет дополнительных функций и каких-либо рисков по сделке. Кроме того, контролируемыми будут считаться сделки в области внешней торговли и сделки, в которых одна из сторон является лицом, местом регистрации (местом жительства, налогового резидентства) которых является государство или территория, включенные в перечень, утверждаемый Минфином России (ст. 105.14 НК РФ).

Таблица 2. Обстоятельства, при которых сделка признается контролируемой

Налогоплательщики обязаны будут уведомлять инспекцию о совершении ими контролируемых сделок. Уведомление представляется по итогам года не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Форма уведомления еще не разработана, а сведения, указываемые в нем, оговариваются ст. 105.16 НК РФ: календарный год, за который подаются сведения, предметы сделок, сведения об участниках сделок (полное наименование организации, Ф.И.О. предпринимателя, их ИНН), суммы доходов и расходов по сделкам.

Кроме того, инспекция сможет запрашивать у коммерсантов документацию по конкретной сделке или группе однородных сделок (ст. 105.15 НК РФ).

Налоговые проверки

Закон N 227-ФЗ устанавливает особенности проведения налогового контроля соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, и рыночных цен. Фактически вводится новый вид проверок полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам взаимозависимых лиц (ст. 105.17 НК РФ). В Кодексе появится запрет на проверку соответствия цен рыночным в рамках камеральной или выездной проверки (п. 1 ст. 105.15 НК РФ). Основанием для проверки цен станет:

  • уведомление о контролируемых сделках, которое налогоплательщики обязаны ежегодно представлять;
  • извещение территориального отделения инспекции, которой в ходе камеральной или выездной проверки выявлены не заявленные в уведомлении контролируемые сделки;
  • выявление контролируемой сделки в результате проведения повторной выездной проверки.

Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения, названных выше. Срок проверки не должен превышать шести месяцев (в исключительных случаях — 12 месяцев). При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует проведению выездных или камеральных проверок за этот же налоговый период.

Для определения сопоставимости цен инспекторы вправе использовать один из следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли. Каждый из этих методов подробно рассмотрен в гл. 14.3 НК РФ.

Недоимка, выявленная проверкой, может быть взыскана только в судебном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ). За неуплату налога установлен штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб. (п. 1 ст. 129.3 НК РФ).

Эта санкция будет применяться за периоды, начавшиеся в 2017 г.

При доначислении налогов за периоды 2012 — 2013 гг. налоговая санкция не применяется, то есть штрафа не будет. При вынесении решений о доначислении налогов за периоды 2014 — 2016 гг. штраф составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 9 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

Предусматривается освобождение от штрафа, если коммерсант представит в инспекцию документы, обосновывающие рыночный уровень цен, или если налогоплательщик заключил соглашение о ценообразовании.

Закон устанавливает порядок заключения соглашения о ценообразовании. Крупнейшие налогоплательщики (ст. 83 НК РФ) вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о заключении соглашения. Предметом такого соглашения являются (ст. 105.19 НК РФ):

  1. виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение;
  2. порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;
  3. перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;
  4. срок действия соглашения;
  5. перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании;
  6. по соглашению сторон могут быть установлены иные условия соглашения.

Наша справка. За рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании, заявления о внесении изменений в соглашение о ценообразовании уплачивается госпошлина в размере 1,5 млн руб. (пп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Соглашение позволит по определенным, оговоренным сделкам применять установленные этим документом цены. Коммерсант может попасть под действие такого соглашения, будучи контрагентом фирмы. Если соблюдаются все условия соглашения о ценообразовании, контролеры не вправе пересчитывать выручку по сделке, начислять налоги, пени и штрафы в отношении сделок, цены по которым согласованы (п. 2 ст. 105.23 НК РФ).

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/67816-cenoobrazovanie-kontrolem

Государственный контроль ценообразования и применения цен

Ценовая политика, являясь важнейшим элементом экономической политики государства, должна быть направлена на создание условий для роста производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции, снижения инфляции, обеспечения равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России. Одним из факторов, способным повлиять на динамику цен и экономического развития, является реализация общегосударственной политики, в первую очередь в сфере услуг естественных монополий.

Цены, как основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывают возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя (продавца), выполняя в то же время и важную социальную функцию: влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.

В настоящее время любое государство использует две группы регулирующих методов: первые — чисто экономические: влияние на цены, спрос и предложение, кредитная политика, понижение или повышение учетной ставки центрального банка, регулирование величины прибыли ит. п.; вторые — административные.

Административные методы ценового регулирования предполагают, во-первых, выработку государством соответствующей психологическим склонностям людей стимулирующей фискальной и ценовой политики. Это значит, что:

  • а) налоги призваны улавливать избыточные доходы богатой части населения и не быть обременительными для остальных слоев населения, чтобы стимулировать личное потребление населения;
  • б) цены на все виды продукции личного и производственного потребления способны создать равновеликие конкурентные условия как для богатых, так и для людей среднего и малого достатка с таким расчетом, чтобы защитить население от воздействия монопольно высоких цен;
  • в) единые для всех государственных и коммерческих банков, низкие ставки процента с целью стимулирования инвестиций за счет банковского кредита.

Во-вторых, административные методы на современном этапе предполагают отказ от положений А. Смита и Д. Рикардо об автоматизме саморегулирования экономики и переход к государственному управлению на макроэкономическом уровне, оставляя микроэкономический уровень экономическим субъектам. Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что государство должно отслеживать изменения цен на целый ряд товаров, анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динамика цен рассматриваются как важнейшие характеристики состояния экономики в целом, а влияние на цены — как составная часть воздействия на развитие всей экономической ситуации.

Поскольку велика власть монополистов над рынком своих товаров, особенно если это предметы первой необходимости, каждое цивилизованное государство старается не допустить возникновения и существования абсолютно монопольных рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого продукта или особенными правилами его собственника.

В Российской Федерации основы ценовой политики согласно Конституции Российской Федерации находятся в ведении государства.

На Министерство экономического развития РФ как на один из главных экономических федеральных органов власти возложены формирование предложений по вопросам ценовой политики и их реализация, разработка порядка регулирования цен на товары и услуги, методология ценообразования, обеспечивающая единую политику ценового регулирования на всей территории, контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен (тарифов) [1] .

Исходя из сложившейся практики, на территории Российской Федерации применяются следующие методы ценового регулирования.

Государственное регулирование цен, фиксация их на уровне выше или ниже рыночных приводит к нарушению имеющегося рыночного равновесия между спросом и предложением. Достигнуть рыночного равновесия возможно в этом случае через дотации (субсидии) из бюджета.

Одной из важных мер является введение государственного регулирования, в том числе ценового, естественных монополий, осуществляемого специально уполномоченными органами. Федеральная антимонопольная служба России контролирует деятельность органов регулирования естественных монополий с целью недопущения проявлений монополизма в контролируемых отраслях и производствах.

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» определил правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Государственный контроль осуществляется органами административного контроля (в составе региональных и местных администраций), а также налоговых органов на местах через механизмы мониторинга и контрольных проверок.

http://studme.org/318897/ekonomika/gosudarstvennyy_kontrol_tsenoobrazovaniya_primeneniya

Контроль ценообразования

Понятие ценообразования

Национальные экономические системы большинства стран преимущественно строятся на рыночных отношениях. Они предполагают свободу действий субъектов хозяйствования, а также конкурентную борьбу между ними и независимое ценообразование. Каждый субъект в этих условиях стремится к максимизации собственной выгоды. Производители стараются увеличить собственные доходы, а потребители – повысить полезность собственной покупки. При этом сделка между продавцом и покупателем носит взаимовыгодный характер. Предприниматель получается финансовый доход, а покупатель удовлетворяет собственную потребность. Такое взаимное удовлетворение интересов сторон возможно благодаря ценообразованию.

Ценообразование представляет собой процесс установления цены на продукцию. Оно может быть директивным или рыночным. Государственное или командное ценообразование предполагает централизованное установление цен, согласно макроэкономическому планированию. Рыночное формирование цен выстраивается на установлении относительного равновесия между предложением и спросом.

Готовые работы на аналогичную тему

Предприниматель может руководствоваться следующими принципами при ценообразовании:

  1. Выбрать ориентиром цены конкурентов.
  2. Основываться на соотношении предложения и спроса.
  3. Рассчитать собственные затраты и на их основе сформировать цены на продукцию.

Процесс ценообразования является достаточно трудоемким и испытывает влияние многих факторов. Для того, чтобы цены максимально эффективно выполняли цели и задачи, стоящие перед субъектом хозяйствования, необходимо учитывать внутреннее и внешнее влияние на их работу. Со стороны макроэкономики на деятельность субъектов воздействуют политические, экономические и социальные изменения в обществе. Так же сюда относят психологические ожидания покупателей и потребительские свойства продукции. Сама внутренняя среда предприятия формирует ряд факторов. Например, инвестиционные и финансовые ресурсы компании, желаемые доходы и рентабельность, а также стратегическое и тактическое поведение предприятия на рынке.

Контроль ценообразования со стороны государства

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Считается, что рыночная экономика обладает механизмом саморегулирования, который приводит в баланс все основные макроэкономические показатели. Но еще с работ Кейнса стало понятно, что полной свободы в данной сфере деятельности не достичь. Связанно это, прежде всего, с цикличностью экономического роста и развития.

Основным инструментом государственного воздействия на любые экономические процессы является законодательство и правовые акты. В России сюда же относят федеральные законы, постановления Правительства и указы Президента РФ. Главными органами ценообразования являются Правительство, Министерство экономики и входящий в него департамент цен.

Правительство в области ценообразования выполняет следующие функции:

  • Утверждает перечень благ, цены на которые подвергаются регулированию.
  • Устанавливает порядок процесса регулирования.
  • Осуществляет координацию и контроль над работой органов исполнительной власти.
  • Пересматривает установленный перечень и вносит в него корректировки.

Министерство экономики занимается формированием перечнем положений по проведению государственной политики в области ценообразования. Так же занимается разработкой механизма регулирования тарифов и цен. Кроме того, в его ведение входит создание и применение методов ценообразования, осуществление контроля и отслеживание работы органов контроля цен в субъектах РФ.

Государственное воздействие на цены может оказываться через налоговую систему. С их помощью можно изменять ценовое движение, а также инфляционный рост. Например, повышение налоговых ставок неизбежно приведет к росту цен, так как производителям будет необходим резерв для выплат в бюджет. Чтобы сдерживать инфляцию, надо снижать ставки налогов. Кроме того, воздействие на цены через налоговую систему не нарушает рыночного механизма, сохраняя соотношение предложения и спроса. Чаще всего используется для стабилизации экономики, а также для стимулирования развития отдельных отраслей народного хозяйства.

Антимонопольная политика РФ

Еще одним важным направлением в контроле над ценообразованием является антимонопольная политика государства. Она используется для того, чтобы поддерживать следующие экономические направления:

  1. Поддержка рыночного механизма и справедливой конкуренции.
  2. Пресечение тенденции монополизации рынка.
  3. Осуществление контроля над исполнением антимонопольного законодательства страны.

Структура работы антимонопольного комитета выглядит следующим образом. Он направляет свои рекомендации и поправки к действующей системе антимонопольного регулирования в Правительство РФ, проводит консультационные работы для исполнительных органов власти, разрабатывает и внедряет меры по демонополизации рынка.

Среди нарушений в области ценообразования выделяют завышение цен и тарифов, входящих в государственный перечень регулируемых цен, повышение уровня цен на декларированные оптовые партии товаров, любые изменения установленных надбавок, нарушения монополистами ценовой дисциплины, монопольное завышение цен или демпинг.

[1]

Наказанием за нарушение законодательных норм является введение экономических санкций. Суммы, полученные за счет неправомерных действий, отчисляются в пользу бюджета из чистой прибыли компании, то есть дохода за вычетом налоговых выплат. Кроме того, на предприятие накладывается штраф, а при повторном нарушении штраф увеличивается вдвое. Эти выплаты зачисляются на счета внебюджетных фондов местных органов власти.

При исполнении наказания существует ряд проблем. Прежде всего, в законодательстве нет четкого закона об осуществлении контроля над ценообразованием, органы контроля часто не имеют правового статуса. При судебных разбирательствах часто вердикт выносится в пользу лица, нарушившего антимонопольное законодательство.

Таким образом, для осуществления контроля над ценообразованием необходимо ввести в законодательство страны изменения, которые четко опишут границы контроля, а также принципы работы надзорных антимонопольных органов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/cenoobrazovanie_i_ocenka_biznesa/kontrol_cenoobrazovaniya/

Трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование — это установление трансфертных цен, которые отличаются от рыночных цен, для сделок между взаимозависимыми лицами, как правило, входящими в один холдинг (группу компаний).

Таким образом, под трансфертной ценой принято понимать цену, устанавливаемую в хозяйственных операциях между различными участниками единой группы компаний.

Установление цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием.

В каких целях применяется трансфертное ценообразование

Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах (территориях) с более низкими налогами.

Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов, что неизбежно требует повышенного внимания со стороны любого государства.

Налоговый контроль

Центральный аппарат ФНС России, а именно Управление трансфертного ценообразования, осуществляет налоговый контроль следующих трех групп сделок:

1) сделок между взаимозависимыми лицами, сумма по которым превышает установленный размер:

а) любых сделок в совокупности, превышающих 1 млрд руб. в год;

б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

в) одна сторона сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), другая сторона — лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы, если сумма сделок превышает 100 млн руб.;

г) одна из сторон сделки либо освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль, либо является участником проекта «Сколково» и применяет налоговую ставку 0%, другая сторона не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

д) одна сторона сделки является резидентом (участником) особой (свободной) экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), другая сторона не является резидентом таких зон, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

е) одна сторона сделки осуществляет деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, и исчисляет налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, другая сторона не применяет положения ст. 275.2 НК РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

ж) одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку по налогу на прибыль в федеральный бюджет 0% и (или) пониженную ставку в бюджет субъекта РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.

2) сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами:

а) сделок между взаимозависимыми лицами, проводимых с участием независимых лиц в качестве промежуточного звена;

б) сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями), если сумма сделок с одним лицом превышает 60 млн руб.;

в) офшорных сделок.

3) сделок, признанных судом контролируемыми.

2. Признание сделок контролируемыми (помимо формального попадания сделки в вышеназванный перечень) осуществляется при выполнении положения п. 11 ст. 105.14 НК РФ, согласно которому «признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса».

В соответствии с п. 13 ст. 105.3 НК РФ правила, предусмотренные настоящим разделом, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по следующим налогам:

1) по налогу на прибыль организаций;

2) по НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

3) по НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) по НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Если в результате трансфертного ценообразования окажутся заниженными НДС, налог на прибыль, НДПИ или НДФЛ, то налоговый орган доначислит налоги с пенями и штрафами.

Порядок определения цен для целей налогообложения

При проведении налогового контроля за ценами в контролируемых сделках цены в анализируемых сделках необходимо сравнить с ценами, которые применяются для целей налогообложения.

Цены, которые рассчитываются для целей налогообложения определяются на основании методов, указанных в п. 1 ст. 105.7 НК РФ:

Методы, регулирующие процесс трансфертного ценообразования

В гл. 14.3 НК РФ рассмотрены общие положения, касающиеся методов определения рыночных цен, порядок расчета интервала рентабельности, описаны способы и условия применения всех методов.

В частности, НК РФ установлены методы ТЦО в целях налогообложения, которые должны быть использованы ФНС России и ее территориальными органами при налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли;

6) метода цены независимой оценки.

Данный перечень является исчерпывающим, однако приоритет отдан методу сопоставимых рыночных цен.

Применение данного метода обязательно: для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, если на соответствующем рынке существует хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются идентичные либо однородные товары (работы, услуги); при наличии достаточной информации о контролируемой сделке.

Однако допускается, что, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо оно не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам, для целей налогообложения применяются другие методы, например те, которые с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки дают возможность наиболее обоснованно судить о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночной цене.

Причем допустимо использование комбинации двух и более методов.

При этом в отношении остальных методов будет действовать принцип выбора «лучшего метода», т.е. такого, который с учетом фактических обстоятельств и условий сделки позволит сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии примененной цены рыночной цене.

При выборе метода должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сделок с анализируемой сделкой.

Очередность применения методов определения цен

1) Приоритетные методы применяются в первую очередь вне зависимости от желания налогоплательщика или налогового органа:

— метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным во всех случаях, за исключением сделок по покупке товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

— метод цены последующей реализации является приоритетным по сделкам покупки товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

2) Если нельзя применить приоритетный метод, то применяется метод цены последующей продажи или затратный метод в зависимости от того, какой из этих методов с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам;

3) Если нельзя применить метод цены последующей продажи или затратный метод, то используется метод сопоставимой рентабельности;

4) Если нельзя применить метод цены последующей продажи, затратный метод или метод сопоставимой рентабельности, то используется метод распределения прибыли;

5) Если по разовой сделке нельзя применить вышеназванные методы, то используется метод цены независимой оценки.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

http://www.audit-it.ru/terms/taxation/transfertnoe_tsenoobrazovanie.html

Особенности трансфертного ценообразования

Цена на товары и услуги может определяться различными способами. Один из этих способов – трансфертное ценообразование (ТЦ). Рассмотрим все его особенности.

Что собой представляет трансфертное ценообразование?

Трансфертное ценообразование – это установление стоимости на основании внутрифирменных цен. Они могут отличаться от рыночных. Главное преимущество этого способа – максимальное уменьшение налогов компании. Суть его заключается в том, что происходит трансфер общей прибыли в пользу фирм, располагающихся в странах с минимальной налоговой нагрузкой. Установление трансфертных цен отличается следующими преимуществами:

  • Распределением сфер влияния между разными филиалами компаниями.
  • Выводом средств, заработанных дочерними фирмами, из государств с ограничениями на вывод капитала.
  • Захватом большей части рынка посредством искусственного уменьшения стоимости продукции.

Трансфертное ценообразование актуально не только для крупных холдингов, но и представителей малого и среднего бизнеса. Уменьшение налогообложения и, как следствие, увеличение прибыли достигается совершенно законными путями. Конечная стоимость образуется на основании субъективных свойств объекта.

Регулирование трансфертных цен

Первые законы, касающиеся трансфертного ценообразования, были приняты в США более полувека назад. В 90-х годах появились соответствующие международные нормы. В России законы были приняты только в 2012 году. Трансфертное ценообразование регулируется главой 6.1 НК РФ, а также статьями 20 и 40 НК РФ. В нормативных актах перечислены ситуации, при которых налоговые службы имеют право проверять установленные компанией цены. Рассмотрим цели регулирования ценообразования:

  • Создание препятствий по искусственному занижению прибыли, получаемой компанией.
  • Исключение преград для фирм, которые являются добросовестными налогоплательщиками.

Законы РФ основаны на международном опыте. В частности, действует важный принцип: сравнение стоимости, установленной взаимозависимыми фирмами, с ценами, которые были бы сформированы независимыми компаниями.

В каком случае трансфертное ценообразование будет контролироваться?

Дополнительный контроль вводится относительно сделок, отличающихся следующими характеристиками:

  • Операции между сторонами, которые зависят друг от друга (в том числе с участием сторонника).
  • Операции между российскими фирмами и представительствами других стран.
  • Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (к ней относятся, к примеру, металлы). Дополнительная проверка осуществляется только тогда, когда годовая выручка фирмы превышает 60 млн рублей.
  • Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
  • Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
  • Сделка осуществляется с участием субъекта, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
  • Операции между сестринскими фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
  • Сделки между субъектом и его гендиректором.
  • Операции между предприятиями, гендиректор в которых – это один и тот же человек.

Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн рублей.

В каких случаях контроля не будет?

Перечень сделок, в отношении которых не выполняется дополнительный контроль, определен статьей 104.4 НК РФ:

  • Операции, выполненные представителями консолидированной группы, которые соответствуют законам РФ.
  • Сделки, совершаемые между лицами с юридическими адресами в рамках одного региона.
  • Операции между предприятиями, у которых нет обособленных подразделений в иных субъектах страны или других государствах.
  • Операции между сторонами, которые уплачивают налог в бюджет одного и того же региона.
  • У одной из сторон отсутствуют убытки за предыдущий период, которые сокращают налоговую нагрузку.
  • Ни один из участников не перешел на специальный режим налогообложения.

Нормативными актами предполагается, что стоимость сделок между независимыми фирмами является априори рыночной.

Кто является взаимосвязанными лицами в рамках трансфертного ценообразования?

ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.

Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:

  • Стоимость сделок.
  • Размеры дохода и прибыли.
  • Иные экономические параметры.

Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:

  • Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
  • Родственная связь между ФЛ.
  • Наличие должностной подчиненности.

[2]

Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.

Обязанности участников трансфертного ценообразования

На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:

  • Ежегодное направление в ФНС о сделках, подлежащих дополнительному контролю. Уведомление нужно направить до 20 мая следующего периода.
  • По запросу налоговых органов компания должна предоставить все документы по совершаемой сделке.

Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.

Методы трансфертного ценообразования

Перечень методов ТЦ и рекомендации к выбору конкретного способа содержатся в главе 14.3 НК РФ.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, исключая ситуации с наличием законных ограничений. Суть его состоит в установлении стоимости на основании цен на аналогичные объекты. Актуален этот метод только в том случае, если есть информация из открытых источников о ценах на идентичную продукцию. Рассмотрим ситуации, в которых метод СРЦ использовать необходимо:

  • Сделка с контрагентом, условия которой идентичны условиям внутренних сделок, производимых субъектом.
  • Выдача займа.
  • Разработка товарного знака.
  • Операции с продукцией, по которой есть биржевые котировки или прочие статистические данные.

Во всех этих случаях можно найти сведения о ценах на объекты, которые сопоставимы с реализуемым объектом.

Метод цены последующей продажи и затратный метод

Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.

К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации. В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов. Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.

Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.

[3]

Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.

Метод сопоставимой рентабельности

Метод сопоставимой рентабельности является довольно популярным. В его рамках во внимание принимаются параметры операционной рентабельности. Рассмотрим этапы применения метода:

  1. Проведение функционального анализа.
  2. Выбор участника, который будет тестироваться.
  3. Подбор финансового показателя.
  4. Поиск источника получения данных.
  5. Поиск компаний, показатели которых являются сопоставимыми.
  6. Определение рыночного интервала рентабельности.
  7. Сравнение рентабельности тестируемого участника с рыночным интервалом.

Рассмотрим пример. Компания занимается оптовыми закупками. То есть нужно отыскать организации, которые также специализируются на оптовых закупках. Затем из полученного перечня исключаются компании, информации о которых нет в открытом доступе. После этого определяется рыночный интервал. После этого сравнивается рентабельность субъекта с рентабельностью сопоставимых организаций.

ВАЖНО! Метод будет актуальным в том случае, если отсутствует вся полнота данных для применения вышеприведенных методов.

Метод распределения прибыли

Данный способ применяется крайне редко. Связано это с тем, что он очень сложен. Суть его заключается в перераспределении прибыли всех участников операции пропорционально функциям, которые ими исполнялись. При распределении можно ориентироваться на особенности распределения между независимыми участниками в рамках сопоставимой сделки.

Источники получения сведений

ТЦ предполагает использование определенного перечня данных. Нужные сведения можно брать из таких источников, как:

  • Данные о ценах фондовых и товарных бирж.
  • Таможенная статистика.
  • Информация, размещенная на государственных ресурсах.
  • Сведения, полученные информационно-ценовыми организациями.
  • Данные о сопоставимых операциях, уже проведенных субъектами.
  • Финансовая и статистическая отчетность.
  • Заключение, полученное от независимых оценщиков.

Также предприятие имеет право использовать прочую информацию, которая нужна для адекватного ценообразования.

ВНИМАНИЕ! Используемые источники должны быть проверяемыми. Требуется это для обеспечения возможности проверки адекватности ТЦ.

Основные задачи управления трансфертным ценообразованием

Управлением ТЦ занимается налоговая служба. Управление необходимо для решения следующих задач:

  • Обеспечение работы по проверке установленных цен со стороны местных налоговых органов.
  • Анализ и оценка процессов, происходящих на рынке.
  • Контроль над соблюдением закона страны.
  • Рассмотрение заявлений, касающихся соглашений о ценообразовании.
  • Формирование предложений по улучшению законодательства в рассмотренной области.
  • Информирование предприятий о нововведениях.
  • Обеспечение стабильной работы контролирующих органов.

Налоговые органы вправе совершать проверку компаний, запрашивать необходимые документы. На основании совершенной проверки выписываются штрафы.

Необходимые документы

Предприятие должно вести документацию по ТЦ тогда, когда сумма ее доходов от сделок с одним и тем же участником составляет более 100 млн рублей. Форма документов законом не установлена, однако бумаги обязательно должны содержать следующие сведения:

  • Деятельность участников сделок, которые контролируются.
  • Перечень участников операций.
  • Сведения об операции: условия, выбранный метод ценообразования, сроки поступления платежей.
  • Информация об участниках сделки: их функции, имеющиеся риски.
  • Разъяснение выбора способа формирования цены.
  • Ссылки на источники данных, примененные при ценообразовании.
  • Данные о доходах и расходах по операции.
  • Данные о проведенных корректировках размера налога.

Документы должны содержать информацию, которая могла повлиять на ценообразование в рамках сделки.

ВНИМАНИЕ! Налоговая служба имеет право затребовать у компании документацию по трансфертному ценообразованию. Документы нужно подать в службу в течение месяца с момента запроса.

Отчетность

Новые правила обязывают компанию сдавать отчетность по осуществленным операциям в налоговую службу только в том случае, если доход по операции составил более 100 миллионов рублей. Сдавать документацию нужно не позже 20 мая последующего года. В документе нужно обязательно указать следующие сведения:

  • Предмет операции.
  • Информацию об участниках сделки.
  • Данные о доходах, возникших в результате операции.

Налоговые службы вправе проверять верность ТЦ. Нужно это для контроля оплаты налога в полном размере.

ВНИМАНИЕ! Бремя доказательства адекватности трансфертных цен несут налоговые органы, а не компания. То есть налоговая служба не может обязать предприятие доказывать обоснованность ТЦ.

Юридическая ответственность компании

Если в рамках проверки обнаружится несоответствие установленных цен рыночным, налоговые службы могут обязать компанию доплатить налог с учетом исполненной сделки. На фирму также может быть наложен определенный штраф. Если несоответствие обнаружено за 2014-2016 год, штраф составит 20% от суммы невыплаченного налога, за 2017 год – до 40%. Для установления штрафа правонарушение предприятия должно быть доказано. Для этого могут использоваться документы организации и прочие источники.

http://assistentus.ru/buhuchet/transfertnoe-cenoobrazovanie/

Литература

  1. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
  2. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
  3. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.
  4. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях