WordPress

Аск ндс-2 принцип работы

Аск ндс-2 принцип работы - картинка 1
Полезная информация на тему: "Аск ндс-2 принцип работы"с комментариями спецалистов.

АСК НДС: принцип работы сервиса ФНС для поиска незаконных вычетов НДС

Совсем недавно ФНС приняла систему BigData, которая успешно функционирует. Данная налоговая программа приняла название АСК НДС. Необходимо разобраться, что она собою представляет, как ею пользоваться и понять принцип работы нового сервиса ФНС.

Как работает АСК НДС

Сотрудники налоговой службы второй год активно применяют данный сервис. Именно он позволяет выявлять фирмы, которые незаконно используют вычеты. Благодаря использованию данной системы, бюджет значительно увеличился.

Необходимо разобраться с тем, как работает эта программа. Вот что она представляет собою схематически:

Аск ндс-2 принцип работы - картинка 2

Эта система собирает данные из книги продаж и сверяет их с вычетом по книге покупок. Программа самостоятельно проверяет правильность внесения информации в документы, а также правомерность получения вычета. При этом совершенно не требуется вмешательства извне.

Когда система находит несоответствие, автоматически направляется письмо с просьбой дать разъяснения. Компания обязана их предоставить в течение пяти рабочих дней. Если этого не произошло, то налоговая инспекция начинает проверку, по результатам которой возможно либо исправление ошибки, либо доплата в бюджет.

Эта база легко справляется с проверкой деклараций, сверкой информации, автоматическим нахождением ошибок, рассылкой писем.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

АСК НДС-2

Новый сервис ФНС АСК НДС-2 для поиска незаконных вычетов НДС разработан специально для борьбы с недобросовестными налогоплательщиками. Абсолютно все поданные декларации попадают в одну общую базу, с которой работают сотрудники налоговой службы. Происходит полная проверка всех предоставленных данных. В случае расхождения моментально отправляется письмо с просьбой разъяснить причину несоответствия.

Благодаря данной системе процесс проверки занимает менее минуты, что значительно ускорило работу налоговой.

Теперь налогоплательщики должны полностью проверять своих контрагентов. Подвергаться изучению теперь должна бухгалтерская отчетность, наличие офисов работы, проверка отзывов клиентов, проверка по всем возможным учетам.

АСК НДС-3

Благодаря данной системе налоговый сотрудник сможет просмотреть полностью все операции по продаже товаров. Потому как база самостоятельно проводит соответствие между книгами продаж и покупок. Производится это по счету-фактуре и НДС.

Очень удобным обстоятельством является тот факт, что система подключена к банковской. Поэтому сразу видны зависимые друг от друга компании, движение денежных сумм, которые выводятся из-под налогообложения.

Для того чтобы не оказаться в зоне риска, надо обязательно проверять документы официального лица контрагента. Должен соответствовать почтовый и юридический адрес. Также проверить по базе судебных приставов. Это поможет избежать проблем с новой системой проверки.

АСК НДС: откуда налогоплательщику ждать угрозы

Существует опасность сдать неверные данные, при которых начнутся расхождения в показателях. В таком случае бухгалтеру придется давать пояснения или уточненную декларацию.

При налоговом разрыве сравнивают данные в книге продаж и покупок, в результате получается, что контрагент отсутствует в ЕГРЮЛ, или не подает декларацию, или делает ее нулевой. В этом случае у него появляется счет-фактура, который не занесен в декларацию. Поэтому, если организация является покупателем, то налоговые сотрудники однозначно потребуют объяснений.

Случаются разрывы при невозможности сопоставить счета по авансам и зачет этих авансов. Происходит это из-за того, что организация, которая выдала авансовый платеж, самостоятельно выставляет счет-фактуру. Тогда предпринимателю будет достаточно просто составить разъяснение и приложить необходимые документы.

Благодаря данной системе налоговые сотрудники теперь могут выявлять фирму однодневку. А именно та операция, при которой денежная сумма не дошла до бюджета.

При каких-либо расхождениях предприятию придется предоставить разъяснения и приложить нужные документы. Если этого не сделать, то будет наложен штраф, а потом отказ в вычетах.

Теперь с появлением данной системы совершенно необязательным является ведение журналов полученных и выставленных счетов-фактур. Однако, лучше вести их для собственного учета.

Перед тем, как направлять все данные в базу, необходимо их перепроверять. Иначе существует риск попасть под разъяснения.

Так как сдача декларации проходит в электронном виде, нужно сдавать ее примерно за неделю до окончания срока. Тогда по времени точно все дойдет в срок.

При выявлении каких-либо расхождений нужно сотрудничать с органами налоговой службы. Они имеют право проверять необходимые документы, осматривать помещения, требовать пояснений. Но в таком случае все должно быть законно. Должно присутствовать основание осмотра территории налогоплательщика, которое подписано руководителем налогового органа.

Еще одним изменением благодаря данной системе считается видоизменение декларации. Подается она теперь исключительно в электронном виде, в нее включаются сведения по принятым и выставленным счетам-фактурам. Важно понимать, что при подаче такого документа в бумажном виде, он будет считаться не поданным. Значит, сразу же последуют штрафы. Каждую декларацию нужно подавать в срок. Обязательно нужно проверять правильность и достоверность внесенной информации, чтобы не возникало необходимости давать лишних разъяснений или переделывать декларацию.

Данная система является инновацией в налоговой среде, поэтому существуют многие недоработки. Но в основном она справляется с выявлением нарушителей и недобросовестных налогоплательщиков.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

http://buhspravka46.ru/nalogi/nds/ask-nds-printsip-rabotyi-servisa-fns-dlya-poiska-nezakonnyih-vyichetov-nds.html

АСК НДС-2

АСК НДС-2 Аск ндс-2 принцип работы - картинка 4

Принцип работы, назначение АСК НДС -2

Программный комплекс АСК НДС-2 используется при проведении камеральных проверок по НДС.

АСК НДС-2 использует обязательный принцип зеркального отражения сведений по конкретной счет-фактуре при покупках у покупателя и связанных с ними продажах у продавца.

Поскольку общий срок на применение налогового вычета по НДС составляет 3 года, то все счет-фактуры, указанные покупателем в книге покупок, комплекс отслеживает и ищет соответствие в книге продаж продавца с учетом накопленного массива информации по счет-фактурам.

АСК НДС-2 выявляет следующие расхождения:
1

Расхождения вида «разрыв»:

  • непредставление налоговой декларации организациями;
  • представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
  • отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
  • значительное искажение данных.
2

Расхождение вида «НДС»:

  • превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком – покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом — продавцом с операций по реализации.

Что такое «разрыв»?

Аск ндс-2 принцип работы - картинка 5Покупатель отразил в книге покупок счет-фактуру, но эта счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца.

Аск ндс-2 принцип работы - картинка 6Примечание: «отсутствие» счет-фактуры у продавца может возникнуть в случае расхождения в реквизитах контрагента (название, ОГРН, ИНН и т.п.), реквизитах самой счет-фактуры (номер, дата, сумма), или в сумме НДС, отраженных в проблемных счет-фактурах.
Аск ндс-2 принцип работы - картинка 6 Примечание : из-за сложности программного обеспечения, невероятно огромного массива обрабатываемой информации, в комплексе АСК НДС-2 могут возникать сбои. Вполне возможно, когда при абсолютно идентичных данных в счет-фактурах продавца и покупателя, система не обнаружит соответствия и ошибочно сформирует признак разрыва.

Реакция АСК НДС-2 на «разрыв»

Система автоматически формирует и направляет «автотребования» продавцу и покупателю о предоставлении пояснений.

внимание, это важно!

«автотребование» приходит обоим участникам

Автотребования выставляются системой автоматически, без участия человека (инспектора, программиста и пр.).

В течение шести рабочих дней после получения автотребования по ТКС вам необходимо направить квитанцию о его получении
(п. 5.1 статьи 23 НК РФ)

Аск ндс-2 принцип работы - картинка 6 Примечание : шестидневный срок отсчитывается не с того момента, когда вы открыли электронный документ, а с момента поступления на сервер ЭДО

Ответить на требование надо не позднее пяти рабочих дней после отправленной квитанции.

Через 10 рабочих дней после истечения шестидневного срока для направления квитанции, при отсутствии ответа на требование в установленный срок, ФНС вправе заблокировать расчетный счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Штраф за не представление квитанции не предусмотрен.

Штраф за отсутствие ответа по требованию:

  • 5 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ)
  • 200 рублей за каждый документы (ст. 126 НК РФ, в случае истребования документов)
Ситуации, приведшие к разрыву и варианты действий при получении «автотребования»

Ошибок в счет-фактурах нет

Подтвердите правильность сведений в книгах покупок и продаж

Можно (а если прямо указано в требовании, обязательно) предоставить документы по сделкам (в электронном виде)

Ошибка в реквизитах счет-фактуры (дата, номер, ИНН и т.п.), сумма НДС указана верно

Указать исправления в ответе на требование

Можно (а если прямо указано в требовании, обязательно) предоставить документы по сделкам (в электронном виде)

Ошибка в сумме НДС

Представить уточненную декларацию

Счет-фактура отсутствует у продавца (в том числе ошибочно указан другой продавец)

Представить уточненную декларацию

Аск ндс-2 принцип работы - картинка 6

Важное примечание : автотребование может быть отправлено продавцу и покупателю только в рамках камеральной проверки, т.е. в течении двух месяцев после подачи декларации (и книг покупок и продаж). После истечения двухмесячного срока камеральная проверка считается пройденной, а разрывы могут быть выявлены только в ручном режиме (т.е. лично инспектором).

Результаты ответа на автотребование

Аск ндс-2 принцип работы - картинка 11Формализованные ответы, а также уточненная декларация (корректировка) снова поступают в систему АСК НДС-2 и проверяются в автоматическом режиме (без участия человека).

Во всех остальных случаях (предоставление документов, пояснений и пр.) материалы попадают инспектору ФНС и проверяются в ручном режиме. Если Вы использовали разного рода «схемы оптимизации» НДС, то в ручном режиме они будут гарантировано выявлены.

Камеральная проверка в ручном режиме

Подробнее о камеральной проверке

Инспектор ФНС, получив Ваш ответ на требование с приложенными документами, проверяет не только проблемную сделку (сделки), но и всю цепочку организаций (продавцов продавца).

При формировании «дерева связей» учитываются следующие факторы:

  • сведения о руководителе и учредителях, в том числе дисквалифицированные лица, записи о недостоверности, определение признака «массовый руководитель/учредитель» и т.п.;
  • налоговая нагрузка, сведения о поданных декларациях, начисленных и уплаченных налогах, задолженностях по налогам;
  • наличие и содержанием протоколов допросов руководителей и учредителей;
  • наличие расчетных счетов и их количеством, сведениями о блокировке операций по счетам;
  • сопоставление налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;
  • сведения об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;
  • информации о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;
  • адреса регистрации по месту «массовой регистрации»;
  • возраст организаций (датой постановки на учет);
  • способом предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;
  • оборотами по расчетному счету организаций и назначением платежей (от спичек до атомных реакторов), наличие характерных для реальных организаций операций;
  • и т.п. в зависимости от глубины контроля

«Дерево связей» формируется с помощью того же комплекса АСК НДС-2 и выглядит примерно так:

Аск ндс-2 принцип работы - картинка 12

Организации делятся на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

Соответственно, на схеме они обозначены зеленым, желтым и красным.

Привлечение налогоплательщика к ответственности

Аск ндс-2 принцип работы - картинка 13Если инспектор выявит применение схем уклонения от уплаты налогов, то запускается процесс доначисления налогов, штрафов (см. ст. 88 НК РФ) и, при наличии признаков, привлечение к уголовной ответственности.

Однако, такой процесс требует больших ресурсных и временных затрат налоговых органов. Кроме того, налогоплательщик имеет возможность оспорить выводы налогового органа и доказать реальность сделки.

На практике, применяется другой механизм.

На руководителя налогоплательщика оказывается психологическое давление (многократные вызовы в инспекцию ФНС, комиссию по легализации налоговой базы и т.п.). Цель оказываемого давления – заставить налогоплательщика добровольно подать уточненную налоговую декларацию, исключив из нее фиктивных поставщиков. Тем самым вынуждая Вас доплатить налоги.

Методы психологического давления наиболее активно используются при проведении налогового контроля ВНЕ рамок налоговых проверок, когда у налогового органа отсутствуют легальные механизмы доначисления налогов и привлечения к ответственности.

http://ustav-ooo.ru/ask-nds-2

Батл про АСК НДС-2 на «Клерке». Алгоритмы выявления «бумажного» НДС

Аск ндс-2 принцип работы - картинка 14

Налоговый эксперт Кирилл Соппа на своем канале в телеграм продолжает стихийно образовавшуюся рубрику «Диалог про НДС в Клерке».

[3]

В ответ на мою статью про принципы исчисления НДС и варианты его оптимизации Михаил Жуховицкий написал свою статью «У кого получается с бумажным НДС без разрывов и начислений?» И несмотря на то, что автор везде в соцсетях пишет что написал статью в пику мне, тем не менее я не увидел в его статье противоречий с моей статьей.

Для начала надо сказать, что статьи написаны с разных позиций. Мы всегда работаем на стороне наших клиентов — реального бизнеса (потенциального покупателя «бумажного» НДС, хотя мы сами не рекомендуем его покупать), строим схемы из реальных компаний, с однодневками принципиально не работаем (на рисунке слева). Михаил писал со стороны продавца «бумажного» НДС, конструирующего цепи из однодневок (на рисунке справа).

Моя цель в статье была сделать обзор различных вариантов оптимизации НДС для реального бизнеса, в том числе покупки «бумажного» НДС, как одного из вариантов. Но акцент в первую очередь был сделан на такие случаи, когда продавцы «бумажного» НДС для облегчения продаж надежность своего товара поясняют реальным НДС на конце цепи (экспорт, импорт, излишки). У нас были клиенты с излишками НДС, мы хорошо представляем всю схемотехнику по переброске реального НДС и задача была показать, что предложение купить реальный НДС за 2%-4,5% — в подавляющем большинстве случаев просто обман.

В свою очередь статья Михаила — это подробная инструкция как создавать наиболее оптимальным способом «бумажный» НДС, как неправильно это делать, с какими проблемами можно столкнуться, и варианты их решения. Довольно таки добротное пособие для тех, кто хочет стать продавцом «бумажного» НДС.

И хотя я не продал ни одной «бумажной» счет-фактуры, как говорится, знание принципов возмещает незнание некоторых фактов. Краткое описание «бумажного» НДС в моей статье полностью совпадает с описанием Михаила. «Бумажный» НДС — это цепь с разрывом. Ее можно лепить плохо (рельсами из 4-5-6-7 компаний), можно лепить хорошо, удлинняя и закольцевывая цепи, дробя суммы на мелкие (как об этом рассказывает Михаил), но по сути «бумажный» НДС — это всегда цепь однодневок с разрывом на конце. Технически разрыв может быть разным: ликвидация, банкротство, «нулевая» деларация, просто слить «контору». Глобального значения это не имеет. Заведенный на компанию НДС декларируется и не платится в бюджет. Разрыв есть разрыв.

В части описания специалистов, занимающихся продажей «бумажного» НДС у нас вообще написано одно и то же с точностью до терминов. «Конву» я называю транзитерами, «нал» — дроповодами. Я их описываю со стороны клиентов, Михаил с позиций одной из сторон (продавцов «бумажного» НДС). Но опять же противоречий я не увидел.

Про коррупцию в органах у меня в статье вообще ничего нет. Никто из моих клиентов никогда не покупал «бумажный» НДС у налоговиков. Но из того что написано у Михаила в статье не видно каких-то волшебных решений обхода АСК НДС-2. Инспектор за деньги просто какое-то время «не смотрит» на Ваши разрывы, но они никуда не исчезают. Так что это не является спецификой НДС, своим «невниманием» к нарушениям теоретически торговать могут любые контролирующие органы.

Возможно Михаила задело название моей статьи — оно действительно несколько провокационно. Но и тут мы квиты, у него в свою очередь должно быть что-то вроде «Как строить цепи с хорошо спрятанными разрывами».

В данной статье мне хотелось бы обсудить как раз алгоритмы выявления разрывов. Михаил пишет (пункт 2), что ФНС не в состоянии пока распутать сложные цепи, состоящие из нескольких десятков компаний на каждом колене, включающие в себя закольцовку между коленами, а также перекрестные счет-фактуры между компаниями внутри одного колена.

Распутать такого вида цепочку будет затруднительно, особенно если еще и на каждом звене будет по несколько перекрещивающихся компаний. Создать алгоритм для распутывания таких цепей это гигантский труд, тут Михаил прав. Между тем такая задача перед АСК НДС-2 и не стоит. Нужен ли налоговикам вообще полный путь от покупателя «бумажного» НДС до разрыва в цепи? Вам когда-нибудь встречались претензии налоговых органов вида: «У Вас тут в книге покупок есть Звено1, за ним Звено2, за ним Звено3, потом Звено4, у которого Звено5 не отразило вычет в своей книге. Мы считаем Вас выгодоприобретателем этой цепи, а потому доплачивайте НДС!». Конечно же нет. Все претензии звучат всегда так: «У Вас в книге покупок Звено1, мы знаем что дальше за ним (где-то там) разрыв, а значит Вы уклонялись от НДС, давайте-ка доплачивайте. ». С учетом корректировки исходной задачи алгоритм выявления сделок по продаже «бумажного» НДС очень прост. Например, он может быть таким.

Шаг 1

  • значительные обороты по операциям при минимальной сумме НДС, исчисленной к уплате в бюджет;
  • удельный вес налоговых вычетов превышает 98% в общей сумме исчисленного налога;
  • минимальная численность работников.

«Выгодоприобретателями» признаются налогоплательщики, не являющиеся «транзитерами» и «однодневками». Присвоить этот статус можно сразу же в момент загрузки декларации по НДС. Отмечу здесь, что это самостоятельный статус в системе, не надо путать его с уровнями риска, там свои критерии.

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Естественно, это делает не районный инспектор руками, а программа анализа в центре обработки данных. Теоретически, какие-то вновь созданные технички могут выпасть из облака из-за малого количества связей, а в облако могут попасть какие-нибудь реальные компании, например, транспортно-экспедиционные, которые возят ИПшниками а выставляют услуги с НДС, покупая «бумагу». Но это не навредит нашему алгоритму, как будет видно из дальнейших шагов.

Шаг 5

Примечание. Теоретически в такое облако может заходить и реальный НДС, когда его продают компании, имеющие излишки вычетов. Тогда сумму проданного «бумажного» НДС надо просто уменьшить на сумму вычетов от «выгодоприобретателей» по всем книгам покупок техничек облака, опять же один SQL-запрос.

Как мы видим (с учетом все больше вступающей в свои права ст. 54.1 НК РФ), гораздо важнее с точки зрения надежности для покупателя «бумажного» НДС поддержание в пристойном виде граничного элемента «бумажного» облака, с которым он вступал в контакт. И проблема там не только в стоимости этого поддержания и непредсказуемости поведения директора-номинала (а чтобы там не говорили, это все-таки номинал). Если граничный элемент будет сильно пристойным, то он сам станет выгодоприобретателем, стоящим на границе «бумажного» облака, а значит сам попадет под пресс налоговой.

Если Вы все же решились оптимизировать налоги с помощью покупки «бумажного» НДС, то Михаил абсолютно прав, надо не жмотиться и покупать качественный. Проблема только в том, что не существует способов зафиксировать это качество. Очевидно, что за 2% качественного быть не может, но как убедиться, что в 4,5% входит обеспечение надежного контрагента первого звена в течении длительного времени? Мы таких способов не знаем, поэтому и считаем что это всегда рулетка. И именно поэтому не рекомендуем пользоваться таким вариантом оптимизации.

Еще несколько слов по поводу других статей

Тезис о том, что АСК НДС-2 не работает и является просто пугалом налоговиков вызывает легкое недоумение на фоне имеющейся статистики — при стагнирующей экономике сборы НДС растут на десятки процентов. Причем автор правильно пишет что крупный бизнес уже давно живет с налоговой в обнимку и массово однодневки не использует. То есть, этот рост происходит за счет среднего бизнеса и малого бизнеса, которого в первую очередь АСК НДС-2 и администрирует. До идеала ей, безусловно, далеко, но и называть показухой я бы не стал.

Я полностью согласен с Михаилом что выгрузка денежных движений из банков заработает еще не скоро. Только на мой взгляд эту функцию сильно переоценивают. Разрывы АСК НДС-2 может и так искать по книгам покупок и продаж, ей для этого денежные движения не особо нужны. Более того, вообще непонятно как можно сравнивать счет-фактуры и платежи, которые, вообще говоря, очень редко им один в один соответствуют даже в реальном бизнесе. Отражение денежных движений позволит просто еще чуть глубже делать предпроверочный анализ и присвоение уровня риска на уровне центра обработки данных, то есть, еще больше снизить зависимость от рядовых инспекторов.

Да, компетенция сотрудников по данной теме в районных инспекциях невысока, но этот вопрос и решается за счет централизации и автоматизации предпроверочного анализа. То есть, алгоритмы, аналогичные описанному выше, выполняются в центре обработки данных (и там неважно где расположены технички, на Камчатке или в Ингушетии) и в районных инспекциях уже виден уровень риска компании с учетом ее нахождения на границе «бумажного» облака. По сути основная выборка происходит в центре автоматически. В районной инспекции надо выбрать куда лучше идти из тех, кто уже вычислен на разрыве.

Да, сотрудники районных инспекций могут загружать только ограниченное количество звеньев. Но так им больше и не надо. Централизованный предпроверочный контроль идет, как уже было сказано, в центре обработки данных от разрыва (неважно, будь это одиночный разрыв или «бумажное» облако) и далее спускается в район. А вот эта загрузка цепей нужна в первую очередь не для ручного поиска разрывов, а для оперативной работы. Например, когда у налогоплательщика есть залет по другой теме и его планируют вызвать на комиссию, почему бы не посмотреть на его контрагентов, чтобы, как говорится, побольше потом «накидать на вентилятор». Очевидно, что для накидывания на вентилятор проблемный контрагент в седьмом звене как то не очень годится.

Отсюда следует, что перебои в работе АИС и старая техника, не позволяющая быстро загружать длинные звенья не играет уже такой большой роли. После того как в район скинули налогоплательщиков, находящихся на границе «бумажного» облака, налоговикам и не надо загружать эти цепи. Далее они работают с первым-вторым звеном, запрашивают документы по сделкам, банковские выписки, ищут директоров, ищут имущество бенефициаров. Выбирают к кому лучше пойти.

Я и ранее писал это в обсуждениях в группе Клерка в Фейсбуке. Директора на такие допросы пускать нельзя, одного тем более. Ходить должны специально обученные люди с железными нервами. Потому что никакого конструктивного диалога там не будет, будут только понуждения под угрозой назначения выездной налоговой проверки. Я как то сам ходил на один из таких вызовов за клиента (это был третий вызов директора по одной и той же декларации). Когда я с порога заявил «Или назначайте выездную проверку или отстаньте от нашего директора, хватит вызывать его на допросы, он все равно не придет!» ничего внятного налоговики больше сказать не сумели.

Но так можно не всегда. Очень много зависит от того, что за контрагент стоит у Вас в книге покупок. В описанном выше случае я так себя вел потому что это был не «бумажный» НДС, а поставщик нашего клиента самостоятельно слил свою контору не сдав декларации. Все было слишком очевидно, даже для налоговиков: поставщик тут же открыл такую же контору с приставкой ТД в названии, по тому же адресу и с прежним директором, перевел туда всех сотрудников, товар по сделке был оплачен и смонтирован на объекте, принят заказчиком.

При этом у нас был и противоположный опыт, когда налогоплательщик не стал убирать из книги счет-фактуру с «бумажным» НДС и доплачивать в бюджет около 3 млн рублей, полагая что сумма для назначения выездной слишком маленькая. Каково же было его удивление, когда налоговый орган назначил выездную только по одному кварталу (. ) и проверил только одну эту сделку. Помимо НДС был доначислен еще и налог на прибыль почти 7 млн рублей (ставка НДС была 10% в этой счет-фактуре) и еще примерно 5 млн рублей пеней и штрафов. Итоговый акт по этой проверке составил 15 млн рублей. А можно было доплатить только три.

[1]

http://www.klerk.ru/buh/articles/487883/

АСК НДС

АСК НДС – автоматизированная система контроля за возмещением НДС из бюджета.

Как образуется сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета

Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС).

Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.

Как работает система контроля за возмещением НДС из бюджета

Система автоматизирует налоговые процедуры и позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.

Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС из бюджета.

Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев.

При этом налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов, свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС при образовании налогового разрыва по НДС.

В случае расхождения моментально отправляется письмо с просьбой разъяснить причину несоответствия.

Риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС

Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:

высокий уровень риска – налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.

[2]

cредний уровень риска – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;

низкий уровень риска налоговых правонарушений – налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов.

Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.

Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС с использованием системы АСК НДС стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.

Налоговый разрыв по НДС

Налоговый разрыв – это разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме после получения от налогоплательщиков деклараций за очередной отчетный период.

Цель поиска таких разрывов заключается в обнаружении фирм-однодневок и отнесении налогоплательщиков к соответствующим «группам риска».

АСК НДС выявляет следующие расхождения:

1. Расхождение вида «разрыв»:

непредставление налоговой декларации организациями;

представление организациями декларации с «нулевым показателем»;

отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;

значительное искажение данных.

2. Расхождение вида «НДС»:

  • превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком – покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом — продавцом с операций по реализации.

Итак, если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).

Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают – системой автоматически формируется автотребования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Автотребования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.

Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка

В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой автотребований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». То есть система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры — иначе «технические фирмы» или «фирмы-однодневки». Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизованно направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв, для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/выгодополучателей.

При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:

о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;

о среднесписочной численности;

о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;

о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;

о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;

о дисквалифицированных лицах;

о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;

об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;

об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;

о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;

о дате постановки на учет (возрасте организаций);

о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;

о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;

об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;

о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;

и т.п. в зависимости от глубины контроля.

Заключение

На практике контролирующие органы применяют новые способы отслеживания денежных потоков, мониторят расчеты между юридическими лицами, определяют виды операций на предмет того, являются ли они фиктивными, техническими или носят основной характер по деятельности той или иной фирмы. В результате у налоговых органов появилась программа «АСК НДС» — система, которая отслеживает движение денежных средств, выстраивает цепочки взаимодействия контрагентов, устанавливает признаки фиктивности совершенных операций и сделок, выявляет расхождения в налоговой отчетности, не допускает неправомерных вычетов по НДС.

Система контроля за возмещением НДС из бюджета в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

http://www.audit-it.ru/terms/taxation/ask_nds.html

Литература

  1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
  2. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
  3. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
  4. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях